Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

АКЦИЗЫ (ПРАКТИКА ИХ УПЛАТЫ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ)

1 (232). Производитель подакцизных товаров как из собственного, так и из давальческого сырья отгрузил произведенные подакцизные товары в Российскую Федерацию и Республику Казахстан.

Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.

1.1. От какой даты в условиях действия Таможенного союза следует производить отсчет 180 дней для сбора документов, подтверждающих освобождение от акцизов, при производстве подакцизных товаров из собственного сырья?
 
От даты отгрузки, установленной п. 1 ст. 118 НК.

При экспорте товаров применяется освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.
 
Данная норма определена ст. 2 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008, ратифицированного в Республике Беларусь Законом РБ от 09.07.2008 № 391-З "О ратификации Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее – Соглашение).

Из п. 1 ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов* следует, что при экспорте товаров с территории одного государства – члена Таможенного союза на территорию другого государства – члена Таможенного союза налогоплательщиком (плательщиком) государства – члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола по товарам.
 
__________________________
 
* Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе, принятого решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 11.12.2009 № 26 "О международных договорах и иных нормативных актах по реализации основных положений Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Протокол по товарам).

В целях исчисления акцизов датой отгрузки признают:

по подакцизным товарам, произведенным из собственного сырья, – дату первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя (получателя) товаров;

по подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья, – дату подписания акта приема-передачи подакцизных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза, на территории которого произведены подакцизные товары.

Таким образом, Протокол по товарам предусматривает возможность регулирования вопросов определения даты отгрузки (передачи) товаров нормами национального законодательства. В связи с этим плательщики РБ для целей исчисления акцизов, а также для целей отсчета 180 дней применяют дату, установленную п. 1 ст. 118 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК).

Так, днем отгрузки товаров признают дату их отпуска со склада, осуществленного в установленном порядке.

Соответственно в условиях действия Таможенного союза следует производить отсчет 180 дней для сбора подтверждающих освобождение от акцизов документов при реализации произведенных подакцизных товаров по подакцизным товарам, произведенным из собственного сырья, от даты отгрузки товаров, установленной НК.

1.2. От какой даты следует производить отсчет срока для подтверждения освобождения от акцизов в условиях действия Таможенного союза при производстве подакцизных товаров из давальческого сырья, если произведенные подакцизные товары были отгружены со склада 12 июня 2012 г., а акт приема-передачи произведенных товаров был подписан 11 июня 2012 г.?

Основываясь на изложенном в предыдущем ответе, поскольку акт приема-передачи подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, был подписан 11 июня 2012 г., а подакцизные товары отгружены сосклада 12 июня 2012 г., датой отгрузки будет признаваться эта дата и отсчет 180 дней следует производить от этой даты, а не от даты подписания акта.

1.3. Исходя из какой налоговой базы в условиях действия Таможенного союза следует произвести исчисление акцизов при отсутствии в течение 180 дней со дня отгрузки подакцизных товаров документов, являющихся основанием освобождения от акцизов?

При непредставлении документов, являющихся основанием освобождения от акцизов, в установленный срок суммы акцизов подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, либо иной налоговый (отчетный) период, установленный законодательством государства – члена Таможенного союза (п. 3 ст. 1 Протокола по товарам).

Налоговая база по акцизам в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется при реализации (передаче) произведенных (в т.ч. из давальческого сырья) плательщиком подакцизных товаров (подп. 1.1 п. 1 ст. 117 НК):

– как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

– как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов.

В настоящее время в Беларуси не применяются адвалорные (процентные) ставки акцизов.

Таким образом, на подакцизные товары, произведенные из собственного сырья, установлены твердые (специфические) ставки акцизов. В отношении таких товаров при отсутствии в течение 180 дней со дня их отгрузки документов, являющихся основанием освобождения от акцизов, исчисление акцизов следует произвести исходя из налоговой базы, соответствующей объему в натуральном выражении произведенных подакцизных товаров.

Налоговую базу для обложения акцизами товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) о переработке давальческого сырья, определяют как объем, количество (иные показатели) подакцизных товаров, выработанных из давальческого сырья, в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо как стоимость подакцизных товаров, выработанных из давальческого сырья, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов (п. 8 ст. 1 Протокола по товарам).

На подакцизные товары, произведенные из давальческого сырья, также установлены твердые (специфические) ставки акцизов. При отсутствии в течение 180 дней со дня отгрузки таких подакцизных товаров документов, являющихся основанием освобождения от акцизов, исчисление акцизов следует произвести исходя из налоговой базы, соответствующей объему, количеству выработанных подакцизных товаров.

Андрей Недоступ, аудитор
 

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

2 (233). Физическое лицо ежемесячно получает доходы от 2 нанимателей, которые не являются для него местом основной работы (службы, учебы). Его ежемесячный начисленный доход составляет от одной организации – 700 000 руб. (всего за год – 8 400 000 руб.), от другой – 500 000 руб. (всего за год – 6 000 000 руб.). Это физическое лицо принимало участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В каком порядке ему могут быть предоставлены стандартные налоговые вычеты?

Стандартные налоговые вычеты плательщику предоставляет наниматель по месту его основной работы (службы, учебы) на основании документов, подтверждающих его правона такие налоговые вычеты (п. 3 ст. 164  НК).

При отсутствии у плательщика места основной работы (службы, учебы) стандартные налоговые вычеты ему может предоставить налоговый агент или налоговый орган (по доходам, подлежащим налогообложению в соответствии с п. 1 ст. 178 НК, по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации (расчета)). Для этого плательщик должен подать письменное заявление налоговому агенту (налоговому органу) и предъявить трудовую книжку (при ее отсутствии указать причину отсутствия).

Таким образом, физическое лицо имеет право на получение стандартных налоговых вычетов только в течение календарного года и только от одного из налоговых агентов по выбору этого физического лица.

Наиболее выгодно для него будет получать вычеты у налогового агента, выплачивающего ему более высокий доход (700 000 руб. в месяц).

Указанное физическое лицо ежемесячно имеет право на стандартные налоговые вычеты в размере 1 063 000 руб. (440 000 руб. – по подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК, так как его ежемесячный доход не превысил 2 680 000 руб., и 623 000 руб. – по подп. 1.3 п. 1 ст. 164 НК как ликвидатор последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС).

По окончании года у него образуется неиспользованный налоговый вычет в сумме 4 356 000 руб. ((1 063 000 – 700 000) × 12 месяцев). Оставшуюся сумму плательщик не вправе будет использовать ни у налогового агента, ни у налогового органа, так как последний может предоставить стандартные налоговые вычеты только по доходам, подлежащим налогообложению в соответствии с п. 1 ст. 178 НК.
 

3 (234). Сотрудник организации, для которого она является местом основной работы, за плату учится в БГУ на заочном отделении, где получает первое высшее образование. Оплата обучения производится за счет кредитных средств банка. Необходимые для получения социального налогового вычета документы им представлены по месту основной работы.

При этом в представленных документах, подтверждающих погашение кредита, помимо оплаты основного долга и процентов по нему также указаны:

– проценты, начисленные за каждый день просрочки на сумму просроченной задолженности по кредиту;

– пеня, начисленная за каждый день просрочки на сумму не уплаченных в срок процентов за пользование кредитом.

Вправе ли организация при исчислении подоходного налога с доходов данного сотрудника предоставить на эти суммы социальный налоговый вычет?
 
Нет.

При определении размера налоговой базы по подоходному налогу с физических лиц плательщик имеет право на применение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в течение налогового периода за свое обучение в учреждениях образования РБ при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования (подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК).

При обучении за счет заемных средств социальный налоговый вычет применяется всумме, уплаченной плательщиком на погашение кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов, и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных им на получение первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования.

Таким образом, при погашении кредита, займа вычет можно предоставить только на сумму расходов в виде погашения непосредственно задолженности по кредиту, займу и процентов по ним. При этом вычет не предоставляют на проценты, начисленные и уплаченные:

– за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов;

– за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам.

Таким образом, организация не вправе предоставить социальный налоговый вычет, установленный подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК, на сумму процентов, начисленных за каждый день просрочки на сумму просроченной задолженности по кредиту, а также пени, начисленной за каждый день просрочки на сумму не уплаченных в срок процентов за пользование кредитом.
 

4 (235). Сотрудник организации (место основной работы) в июле 2012 г. представил в бухгалтерию документы, подтверждающие, что он как нуждающийся в улучшении жилищных условий в составе жилищно-строительного кооператива осуществил строительство квартиры и затем понес расходы по приобретению дверных блоков и их установке.

Вправе ли организация при исчислении подоходного налога с доходов данного сотрудника предоставить на суммы расходов по приобретению дверных блоков и их установке имущественный налоговый вычет?
 
Вправе при соблюдении определенных условий.

При определении размера налоговой базы по подоходному налогу плательщик имеет право на применение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных им и членами его семьи (супругом (супругой), их не состоящими в браке на момент осуществления расходов детьми и иными лицами, признанными в судебном порядке членами семьи плательщика), состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов:

– на строительство либо приобретение на территории республики индивидуального жилого дома или квартиры;

– на погашение кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на эти цели (подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК).

В состав указанных расходов, в частности, включаются расходы на работы, связанные с внутренней отделкой индивидуального жилого дома (квартиры), – при строительстве такого дома или квартиры без внутренней отделки или с частичной отделкой.

Расходы на работы (в т.ч. расходы на приобретение материалов), связанные с внутренней отделкой (оклейкой обоями, окраской, облицовкой) индивидуального жилого дома или квартиры, а также расходы на покрытие полов, установку дверных блоков в межкомнатных перегородках, сантехнических приборов и оборудования (кроме унитазов, приборов учета воды и газа), электрических плит принимаются к вычету в размере стоимости таких работ, определенной договором, на основании которого осуществлено строительство жилого дома или квартиры, и от выполнения которых физические лица отказались в установленном законодательством порядке.

Так как расходы по приобретению дверных блоков и их установке входят в состав работ, связанных с внутренней отделкой, организация при исчислении подоходного налога с доходов данного сотрудника может предоставить ему имущественный налоговый вычет, но только при условии, что он при строительстве квартиры от выполнения этих работ отказался в установленном законодательством порядке.

Анна Павлова, экономист
 

ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

5 (236). По постановлению Совета Министров РБ от 01.06.2012 № 515 рабочий день 2 июля 2012 г. был перенесен на субботу 30 июня 2012 г.

Как необходимо назначить пособие по временной нетрудоспособности по представленным работниками листкам нетрудоспособности, выданным на периоды:

– с 22 по 30 июня;

– с 29 июня по 9 июля;

– со 2 по 12 июля?

Для ответа на эти вопросы обратимся к Правилам планирования и учета рабочего времени работников в связи с переносом Советом Министров Республики Беларусь отдельных рабочих дней, утвержденным постановлением Минтруда РБ от 25.06.2001 № 75. Общие правила таковы:

– перенос рабочего дня на выходной день, приходящийся на субботу, осуществляется для работников, работающих по режиму 5-дневной рабочей недели. Если по объективным причинам (отпуск, болезнь, другие случаи, предусмотренные законодательством) перенесенный рабочий день для конкретного работника не мог быть рабочим, то на него перенос не распространяется;

– если временная нетрудоспособность приходится на перенесенный день, который работник уже отработал, пособие по временной нетрудоспособности за этот день не назначается.

По случаю временной нетрудоспособности с 22 по 30 июня пособие по временной нетрудоспособности необходимо назначить за пропущенные по графику работы работникарабочие дни (часы) в указанном периоде, в т.ч. и за 30 июня.

Пособие по временной нетрудоспособности за период с 29 июня по 9 июля необходимо назначить за пропущенные по графику работы работника рабочие дни (часы) без учета переноса рабочего дня 2 июля. Выходными днями у данного работника будут 30 июня, 1, 3, 7 и 8 июля.

Поскольку работник отработал 30 июня, (дата, на которую перенесен рабочий день 2 июля), пособие по временной нетрудоспособности за период со 2 по 11 июля необходимо назначить за пропущенные по графику работы работника рабочие дни (часы) с учетом перенесенного рабочего дня 2 июля. Выходными днями для работника в этот период будут 2, 3, 7 и 8 июля.
 

6 (237). Работник находился в трудовом отпуске с 11 июня по 9 июля 2012 г. В период трудового отпуска он был временно нетрудоспособен в связи с общим заболеванием с 22 по 30 июня 2012 г.

За какие дни необходимо назначить пособие по временной нетрудоспособности?

Поскольку перенесенный рабочий день 2 июля у работника приходится на период отпуска, то перенос на такого работника не распространяется. Пособие по временной нетрудоспособности необходимо назначить за пропущенные рабочие дни (часы) по графику работы работника, исключая выходные дни 23, 24 и 30 июня.

Александр Шиманский, начальник отдела социального страхования
Минского городского управления Фонда социальной защиты
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.