Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

1 (341). Работница организации пользовалась правом на получение стандартного и социального налоговых вычетов, так как ее сын-студент получал первое высшее образование на платном дневном отделении в учебном заведении РБ. С нового учебного года (сентябрь 2013 г.) сын перевелся на заочную форму обучения.

Имеет ли право работница на получение данных вычетов далее?
 
Не имеет права на стандартный налоговый вычет. Имеет право на социальный налоговый вычет.

При определении размера налоговой базы подоходного налога с физических лиц плательщик-родитель имеет право применить следующие налоговые вычеты:

– стандартный налоговый вычет в размере 155 000 руб. в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца.

Иждивенцами для целей Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК) признают, в частности, обучающихся старше 18 лет, получающих в дневной форме получения образования первое высшее образование (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 НК);

– социальный налоговый вычет в суммах, уплаченных за обучение в учреждениях образования РБ при получении ребенком-студентом первого высшего образования (подп. 1.1 п. 1 ст. 165 НК).

Таким образом, работница утратила право на получение стандартного налогового вычета, так как ее сын перевелся на заочную форму получения образования и, следовательно, иждивенцем в данной ситуации уже не является.

Право на получение социального налогового вычета у работницы остается, так как для целей предоставления этого вычета не имеет значения форма обучения (дневная или заочная).

Николай Савельев, экономист

2 (342). Крестьянское фермерское хозяйство в течение первых 3 лет со дня государственной регистрации занимается только производством продукции растениеводства. Однако хозяйство получает не только прибыль от реализации этой продукции, но и внереализационные доходы.

Должно ли крестьянское (фермерское) хозяйство уплачивать текущие платежи по налогу на прибыль?
 
Должно.

Крестьянские (фермерские) хозяйства в течение 3 лет со дня их государственной регистрации в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК (п. 1 ст. 328 НК).

Налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль по итогам истекшего налогового периода плательщик обязан представить в налоговые органы не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения. В указанной налоговой декларации отражаются также суммы налога на прибыль, подлежащие уплате текущими платежами по установленным срокам (п. 2 ст. 143 НК).

В п. 4 ст. 143 НК перечислены отдельные категории плательщиков, которые не должны уплачивать текущие платежи по налогу на прибыль. Так как крестьянские (фермерские) хозяйства освобождены от налога на прибыль не в полном объеме, а частично, то на них п. 4 ст. 143 НК не распространяется. Поэтому они должны уплачивать текущие платежи по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.

Пример

В 2012 г. крестьянское хозяйство получило 300 млн. руб. прибыли от реализации продукции растениеводства и 100 тыс. руб. внереализационных доходов (банк начислил проценты за хранение средств на счете).

Хозяйство должно было не позднее 20 марта 2013 г. представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2012 г., исчислив в ней налог на прибыль в размере 18 тыс. руб. от внереализационных доходов.

В этой декларации хозяйство должно заполнить не только разд. I части I, но и разд. 11 части 1 "Расчет налога, подлежащего уплате текущими платежами в 2013 году" декларации.
 
Хозяйство может исчислять суммы налога на прибыль, подлежащие уплате текущими платежами, по одному из 2 методов.

Согласно первому методу текущие платежи уплачивают исходя из результатов деятельности плательщика за налоговый период, непосредственно предшествовавший текущему налоговому периоду. В этом случае сумма налога на прибыль, подлежащая уплате текущими платежами по каждому из установленных сроков, составляет 1/4 суммы налога на прибыль по итогам налогового периода, непосредственно предшествовавшего текущему налоговому периоду.

По второму методу текущие платежи уплачивают исходя из суммы налога на прибыль, предполагаемой по итогам текущего налогового периода, которая должна составлять не менее 80 % фактической суммы налога на прибыль по итогам текущего налогового периода. При этом сумма налога на прибыль, подлежащая уплате текущими платежами по каждому из установленных сроков, должна составлять 1/4 предполагаемой суммы налога на прибыль.
 
Наталья Рощина, экономист

3 (343). У белорусской организации заключен контракт купли-продажи товара с иностранной фирмой, на основании которого груз прибыл в российский порт. Кроме того, белорусский резидент (Принципал) заключил договор с российской компанией (Агент), по которому Агент от своего имени, но за счет Принципала осуществляет на территории России услуги по приему, перегрузке и организации доставки груза от порта в России до пункта назначения в Беларуси, включая оформление необходимых документов в российском порту для дальнейшего следования груза. Груз доставлен в российский порт из третьих стран. Агент выставил для оплаты белорусской организации 2 счета – на сумму агентского вознаграждения и на сумму возмещения понесенных расходов при выполнении оказанных услуг.

3.1. Относятся ли оказываемые услуги к транспортно-экспедиционным услугам для целей налога на доходы?
 
Относятся.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другойстороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и маршрутом, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг в п. 1ст. 755 Гражданского кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – ГК) оговорено, что договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Понятие категории "транспортно-экспедиционные услуги" детализировано Законом РБ от 13.06.2006 № 124-З "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Закон). Под ними следует понимать услуги, связанные с организацией и (или) обеспечением перевозки груза одним или несколькими видами транспорта (ст. 1 Закона).

Транспортно-экспедиционные услуги включают в т.ч. услуги, связанные:

– с погрузкой (выгрузкой) груза: обеспечение выполнения погрузочно-разгрузочных работ, в т.ч. перевалки груза при смешанной перевозке, закрепления, укрытия, увязки груза, а также предоставление необходимых для этих целей приспособлений;

– организацией процесса перевозки груза любым видом транспорта;

– оформлением перевозочных, грузо-сопроводительных и иных документов, необходимых для выполнения перевозки груза;

– приемом груза в пункте назначения;

– уплатой пошлин, сборов и других платежей, связанных с оказываемыми транспортно-экспедиционными услугами;

– осуществлением расчетов с участниками транспортно-экспедиционной деятельности;

– консультированием по вопросам организации перевозок грузов;

– оказанием информационных услуг, связанных с перевозкой груза;

– перевозкой груза (ст. 8 Закона).

Таким образом, исходя из сути (предмета) заключенного с российским Принципалом договора, можно утверждать, что услуги, оказываемые по этому договору белорусской организации, являются транспортно-экспедиционными, а вознаграждение, выплачиваемое иностранной организации, следует рассматривать как доход за оказание транспортно-экспедиционных услуг.
 
Д-т 41, 44 и др. – К-т 60
– на сумму агентского вознаграждения;

Д-т 41, 44 и др. – К-т 60
– на сумму возмещения понесенных расходов*.
 
________________________
 
* Здесь и далее корреспонденция счетов составлена редакцией.
 
3.2. Какая из указанных в вопросе сумм облагается налогом на доходы и по какой ставке?
 
Обе суммы облагаются налогом на доходы по ставке 6 %.

Плательщиками налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, являются иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь (ст. 145 НК).

Плата за оказание транспортно-экспедиционных услуг (за исключением услуг в области транспортно-экспедиционной деятельности при организации международных перевозок грузов морским транспортом) является объектом обложения налогом на доходы (подп. 1.1 п. 1 ст. 146 НК).

Исходя из определений, приведенных в ст. 755 ГК и ст. 1 и 8 Закона, обе суммы, начисляемые российской компании (сумма агентского вознаграждения и сумма возмещения понесенных расходов при выполнении оказанных услуг), должны быть включены в объект обложения налогом на доходы.

По данному виду доходов налоговую базу определяют как общую сумму дохода без вычета каких-либо затрат иностранной организации (ст. 147 НК).

Доходы должны быть обложены по ставке 6 % (п. 1 ст. 149 НК).

Датой начисления налога на доходы будет наиболее ранняя из дат:

– дата отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) факта оказания транспортно-экспедиционных услуг;

– дата отражения в бухгалтерском учете (но не позднее даты, когда такое отражение должно быть произведено в соответствии с законодательством) факта выплаты налоговым агентом дохода иностранной организации в любой форме (факта осуществления платежа, передачи имущества и др.).

Следовательно, при начислении российской компании дохода от оказания таких услуг белорусской организации следует исчислить, удержать из средств нерезидента налог на доходы и перечислить его в бюджет РБ, а также представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы.
 
Д-т 60 – К-т 68
– начислен налог на доходы от общей суммы дохода, начисленного российской компании.
 
3.3. Можно ли получить освобождение от уплаты налога на доходы?
 
Можно.

По общему правилу налог на доходы уплачивается независимо от того, облагается ли такой доход налогами на территории государства, резидентом которого является получатель дохода. Вместе с тем приуплате данного налога необходимо руководствоваться также нормами международных договоров РБ об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

Поэтому российская компания вправе применить освобождение от уплаты налога на доходы с учетом норм Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее – Соглашение).

Так, доходы от оказания транспортно-экспедиционных услуг, выполненных на территории России, должны облагаться в России (ст. 7 Соглашения).

Для целей применения положений этого Соглашения российская организация, являющаяся фактическим владельцем дохода, должна представить в белорусский налоговый орган подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в России (ст. 151 НК). Форма подтверждения и порядок его представления установлены Инструкцией о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, утвержденной постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82.

Данное подтверждение должно быть заверено компетентным органом России и может быть представлено в налоговый орган либо до, либо после уплаты налога.
При непредставлении подтверждения налог на доходы удерживают и перечисляют в бюджет в установленном порядке.

Татьяна Филатова, экономист

4 (344). Белорусская организация заключила контракт с резидентом Эстонии, по которому она передает оборудование для ремонта и замены дефектных деталей на территории Эстонии.

Следует ли белорусской организации исчислять НДС и удерживать налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы), при перечислении вознаграждения резиденту Эстонии?
 
НДС и налог на доходы не исчисляют.

Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).

Место реализации работ, услуг, имущественных прав определяют в соответствии со ст. 33 НК. Так, местом реализации работ, услуг, имущественных прав признают территорию Республики Беларусь, если работы, услуги связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь, за исключением аренды (финансовой аренды (лизинга)) движимого имущества, включая транспортные средства (подп. 1.2 п. 1 ст. 33 НК).

Объектом обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признают доходы от оказания услуг по установке, наладке, обследованию, обслуживанию, измерению, тестированию линий, механизмов, оборудования, приборов, приспособлений, сооружений, нематериальных активов, находящихся на территории Республики Беларусь (за исключением доходов, получаемых от обучения, проведения консультаций и (или) оказания услуг по установке, наладке, обследованию, измерению и тестированию линий, механизмов, оборудования, приборов, приспособлений и сооружений, которые являются неотъемлемым условием внешнеторгового договора на их приобретение в собственность (во временное пользование)) (подп. 1.12.11 п. 1 ст. 146 НК).

Поскольку ремонт оборудования производят на территории Эстонии, то сумма вознаграждения, выплачиваемого белорусской организацией нерезиденту, не является объектом обложения НДС и налогом на доходы.

5 (345). Организация, осуществляющая деятельность по производству продукции животноводства и являющаяся плательщиком единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (далее – единый налог), получила спонсорскую помощь, которая была использована на приобретение кормов для скота и ремонт объекта социальной сферы.

Облагают ли сумму полученной спонсорской помощи единым налогом?
 
Облагают суммы помощи, использованные для ремонта объекта соцсферы, и не облагают суммы, направленные на приобретение кормов.

Плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции являются организации:

– производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию;

– у которых есть филиалы и иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам обособленных подразделений, – в части деятельности таких филиалов и иных обособленных подразделений (ст. 301 НК).

Общие условия применения единого налога приведены в ст. 302 НК. Объектом обложения единым налогом признают валовую выручку. Ставка единого налога установлена в размере 1 % (п. 1 ст. 304, п. 1 ст. 305 НК).

Налоговую базу единого налога определяют как денежное выражение валовой выручки. Для целей гл. 36 НК валовой выручкой признают сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.

К внереализационным доходам относят доходы, включаемые в соответствии с НК в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль, если иное не установлено гл. 36 НК (п. 2 ст. 304 НК). В состав внереализационных доходов включают в т.ч. стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, суммы безвозмездно полученных денежных средств.

При этом в состав внереализационных доходов не включают товары (работы, услуги), имущественные права, денежные средства, безвозмездно полученные организациями, осуществляющими деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, при условии их использования для осуществления деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства (подп. 4.9.5 п. 4 ст. 128 НК).

Таким образом, сумму спонсорской помощи, использованную на приобретение кормов для скота, не включают в состав внереализационных доходов и соответственно в налоговую базу единого налога. А вот сумму помощи, использованную на ремонт объекта социальной сферы, включают в состав внереализационных доходов и облагают по ставке 1 %.

Cергей Козырев, аудитор, канд. экон. наук, DipIFR

6 (346). Белорусская организация применяет упрощенную систему налогообложения (далее – УСН). Она по договору оказала другой белорусской организации инжиниринговые услуги, связанные с объектом недвижимости, находящимся на территории Российской Федерации.

Вправе ли организация при реализации указанных услуг применить ставку налога в размере 2 %?
 
Не вправе.

Ставка налога при УСН в размере 2 % установлена для организаций (индивидуальных предпринимателей) в отношении выручки от реализации за пределы Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Под реализацией за пределы республики указанных объектов следует понимать выполнение работ, оказание услуг, сдачу в аренду (финансовую аренду (лизинг)), передачу имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности плательщиком налога при УСН иностранным юридическим и (или) физическим лицам при условии, что результаты этих работ, объект аренды (предмет лизинга) вывезены за пределы территории Республики Беларусь, а предоставление услуг указанным лицам не связано с их деятельностью на территории Беларуси (п. 1 ст. 289 НК).

Указанную ставку можно применить при наличии документального подтверждения:

– отчуждения товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, сдачи имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг)) иностранным юридическим и (или) физическим лицам;

– вывоза товаров (результата работ, объекта аренды (предмета лизинга)) за пределы территории Республики Беларусь.

В изложенном вопросе реализация инжиниринговых услуг связана с объектом недвижимости, находящимся на территории Российской Федерации, и не связана с иностранным заказчиком (оказана белорусской организации). Следовательно, белорусский исполнитель услуги – плательщик УСН не вправе применить ставку налога в размере 2 %.

7 (347). Белорусский производитель продукции выступает заказчиком услуг по разработке стратегии рекламы своей продукции на литовском рынке.

Следует ли белорусскому заказчику исчислять и уплачивать НДС в Республике Беларусь, если эти услуги оказаны литовской организацией, не состоящей на учете в белорусских налоговых органах?
 
Следует.

Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК).

Местом реализации маркетинговых услуг признают территорию Республики Беларусь, если их покупатель (приобретатель) осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь (подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК).

Напомним, что в категорию маркетинговых услуг включаются услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг), оказываемые в целях принятия мер по созданию необходимых экономических условий для производства и обращения товаров (работ, услуг), включая их характеристику, выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы (п. 3 ст. 33 НК).

В связи с тем что услуги по выработке стратегии рекламы отнесены к маркетинговым услугам и эти услуги приобретены белорусским предприятием, местом реализации этих услуг признают территорию Республики Беларусь. Соответственно белорусскому заказчику следует исчислять и уплачивать НДС в Республике Беларусь при приобретении этих услуг.
 
Справочно: положения подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК также распространяются на оказание аудиторских, консультационных, рекламных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых услуг, услуг по обработке информации, представлению информации, дизайнерских услуг (включая услуги по разработке дизайн-макетов), услуг в сфере обучения (образования), при которых получение образования осуществляется в дистанционной форме получения образования, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ.

Андрей Недоступ, аудитор

8 (348). Белорусская организация взяла в субаренду нежилое помещение (склад) с 1 сентября 2013 г. у индивидуального предпринимателя, который арендовал данное помещение у физического лица с правом передачи в субаренду.

Должна ли организация-субарендатор исчислять и уплачивать налог на недвижимость в отношении данного помещения с IV квартала 2013 г.?
 
Не должна.

Плательщиками налога на недвижимость признают организации и физических лиц с учетом особенностей, установленных ст. 184 НК (ст. 183 НК).

По капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, машино-местам, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, или у физических лиц (как признаваемых, так и непризнаваемых налоговыми резидентами РБ), плательщиком признается организация-арендатор (лизингополучатель, ссудополучатель) (п. 1 ст. 184 НК).

Объектами обложения налогом на недвижимость признают:

– капитальные строения (здания, сооружения), их части, в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства, а также машино-места, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций;

– капитальные строения (здания, сооружения), их части, а также машино-места, расположенные на территории Республики Беларусь и принадлежащие плательщикам – физическим лицам;

– капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, расположенные на территории Республики Беларусь (далее – объекты недвижимого имущества) и взятые организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, или у физических лиц (как признаваемых, так и непризнаваемых налоговыми резидентами РБ) (п. 1 ст. 185 НК).

Таким образом, в ст. 184 НК определены основания, при наличии которых статус плательщика налога на недвижимость, у которого объекты недвижимости находятся в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении), переходит к другому лицу.

Индивидуальными предпринимателями признают физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 19 НК).

Переход статуса плательщика налога на недвижимость от одного лица к другому может произойти только в том случае, если физическое лицо (индивидуальный предприниматель) в отношении передаваемых в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование объектов недвижимого имущества обладает статусом плательщика налога на недвижимость на основании ст. 183, 184, 185 НК.

При отсутствии у арендодателя (ссудодателя) статуса плательщика налога на недвижимость в отношении передаваемого в аренду (иное возмездное или безвозмездное пользование) имущества нормы ст. 184 НК не применяют.

К договорам субаренды следует применять правила о договорах аренды, если иное не установлено ГК и иными актами законодательства (п. 2 ст. 586 ГК).

НК не предусматривает особенностей определения плательщика налога на недвижимость в случае заключения арендатором с согласия арендодателя договоров субаренды. При определении плательщика налога на недвижимость необходимо руководствоваться положениями ст. 183 и 184 НК, применяя их ко всем участникам арендных и субарендных отношений последовательно, начиная с собственника объекта недвижимости.

Таким образом, только одно лицо может быть признано плательщиком налога на недвижимость в отношении какого-либо объекта недвижимого имущества.

В изложенной ситуации собственником офисного помещения и плательщиком налога на недвижимость является физическое лицо, сдавшее имущество в аренду индивидуальному предпринимателю. При этом не происходит переход статуса плательщика от физического лица индивидуальному предпринимателю и, следовательно, статус плательщика налога на недвижимость не может перейти от индивидуального предпринимателя белорусской организации-субарендатору.

Таким образом, белорусская организация-арендатор не является плательщиком налога на недвижимость. Следовательно, она не должна исчислять и уплачивать налог на недвижимость с IV квартала 2013 г. в отношении данного помещения.

Владимир Васильев, экономист
 
УЧЕТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ

9 (349). В организации в августе 2013 г. работнику рассчитывался средний заработок, сохраняемый ему за время трудового отпуска.

В 12-месячном периоде, принимаемом для исчисления среднего заработка, работник отработал по профессии рабочего 10 месяцев (август 2012 г. – май 2013 г.), а после получения высшего образования – в должности мастера остальные 2 месяца (июнь, июль 2013 г.).

В организации для оплаты труда работников применяется несколько размеров тарифной ставки 1-го разряда, которые составили:

– в августе – ноябре 2012 г.: для рабочего – 280 000 руб.; для мастера – 270 000 руб.;

– в декабре 2012 г. – марте 2013 г.: для рабочего – 294 000 руб.; для мастера – 280 000 руб.;

– в апреле – мае 2013 г.: для рабочего – 305 000 руб.; для мастера – 290 000 руб.;

– в июне 2013 г.: для рабочего – 312 000 руб.; для мастера – 295 000 руб.;

– в июле 2013 г.: для рабочего – 320 000 руб.; для мастера – 300 000 руб.

Как следует производить расчет поправочных коэффициентов к заработной плате работников в случае, когда в периоде, принятом для исчисления среднего заработка, работник имел различную квалификацию, работал на различных должностях?

Поправочные коэффициенты рассчитывают путем деления тарифной ставки (оклада) или тарифной ставки 1-го разряда, установленной в месяце, в котором осуществляются выплаты на основе среднего заработка, на тарифные ставки (оклады) или тарифные ставки 1-го разряда, действовавшие в месяцах, принимаемых для исчисления среднего заработка (п. 32 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 10.04.2000 № 47 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 47)).

При применении в организации нескольких тарифных ставок 1-го разряда поправочные коэффициенты для исчисления среднего заработка, сохраняемого работнику, следует исчислять исходя из тарифной ставки 1-го разряда, применяемой для определения его тарифной ставки (оклада), установленной в месяце, в котором производятся выплаты на основе среднего заработка, на тарифные ставки 1-го разряда, установленные в месяцах, принимаемых для его расчета и применяемых для исчисления тарифной ставки (оклада) данного работника.

В случае, когда в периоде, который принят для исчисления среднего заработка, в организации были снижены тарифные ставки (оклады) либо тарифные ставки 1-го разряда, изменилась система оплаты труда (в т.ч. при введении тарифной сетки, разработанной в организации, или определенной тарифным (местным) соглашением) или работник имел различную квалификацию, работал на различных должностях, исчисление поправочных коэффициентов производится пропорционально отработанному времени отдельно до и после снижения тарифных ставок (окладов) либо тарифной ставки 1-го разряда, изменения системы оплаты труда, должности (квалификации) (п. 33-1 Инструкции № 47).

При этом если в организации для формирования тарифных ставок (окладов) работников применяется тарифная ставка 1-го разряда, то исчисление поправочных коэффициентов производится исходя из тарифной ставки 1-го разряда.

Учитывая, что в периоде, принимаемом для исчисления среднего заработка, работник работал на различных должностях, исчисление поправочных коэффициентов надо производить пропорционально отработанному времени по каждой должности.

Таким образом, в данном случае поправочные коэффициенты к заработной плате, принимаемой для исчисления среднего заработка, сохраняемого работнику за время отпуска, составят:

– в августе – ноябре 2012 г. – 1,142 (320 000 / 280 000);

– декабре 2012 г. – марте 2013 г. – 1,088 (320 000 / 294 000);

– апреле – мае 2013 г. – 1,049 (320 000 / 305 000);

– июне 2013 г. – 1,016 (300 000 / 295 000);

– июле 2013 г. – 1,0 (300 000 / 300 000).

10 (350). Работник принят на работу в организацию с 7 июня 2013 г. 9 августа 2013 г. его вызывают в военкомат.

Как исчислить средний заработок, сохраняемый работнику за время нахождения в военкомате?

В тех случаях, когда работник отработал у нанимателя менее 2 месяцев, предшествующих началу выплаты или увольнению, для исчисления среднего заработка принимают заработную плату, начисленную ему за фактически отработанные дни в периоде, который предшествовал месяцу начала указанных выплат (его увольнения) (п. 22 Инструкции № 47).

Для исчисления среднего заработка, сохраняемого работнику за время его нахождения в военкомате, необходимо принимать заработную плату, начисленную ему за фактически отработанные дни в 2-месячном периоде, предшествующем августу 2013 г. (с 7 по 30 июня 2013 г. и с 1 по 31 июля 2013 г.).

Алеся Гараева, экономист

ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

11 (351). Белорусская организация (комитент) заключила договор комиссии с юридическим лицом – нерезидентом (комиссионер) и обратилась в банк РБ для совершения платежа нерезиденту с целью наделения комиссионера денежными средствами на приобретение товара.

Возможна ли данная валютная операция, если сделка не зарегистрирована?
 
Не возможна.

По каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера), в порядке, установленном Нацбанком.

Регистрация сделки осуществляется уполномоченным работником банка, обслуживающего счет экспортера (импортера), в день представления экспортером (импортером) (его уполномоченным представителем) документа (документов), посредством которого (которых) оформлено заключение внешнеторгового договора, путем проставления на таком документе (таких документах) оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверением его подписью уполномоченного работника банка (при электронном документообороте – указание регистрационного номера сделки и заверение его электронной цифровой подписью) (подп. 1.11 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Указ № 178)).

Как разъясняет Нацбанк в письме от 10.12.2012 № 53-14/9500 "О внешнеторговых операциях", в случае если по договору комиссии резидент-комитент передает денежные средства нерезиденту-комиссионеру для приобретения товара, резидент-комитент выступает импортером товара в рамках договора комиссии, предусматривающего проведение нерезиденту платежей, которые завершаются получением товаров, и соответственно требуется регистрация сделки согласно подп. 1.11 п. 1 Указа № 178, а также указание признака оплаты и кода поступления товара в соответствии с п. 25 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Инструкция № 46).

Банк отказывает клиенту в проведении валютной операции в случае отсутствия регистрации сделки, если необходимость регистрации сделки предусмотрена законодательством (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств) (подп. 28.8 п. 28 Инструкции № 46).

Таким образом, в данном случае регистрация сделки необходима. При отсутствии регистрации сделки банк должен отказать в проведении валютной операции.

12 (352). Организация – резидент РБ выпустила облигации в иностранной валюте и продала их физическому лицу – нерезиденту РБ. Иностранная валюта в счет оплаты за облигации поступает в банк из-за пределов Республики Беларусь.

В данной ситуации возникают следующие вопросы.

12.1. Правомерны ли такие расчеты?
 
Правомерны.

Облигации, которые являются ценными бумагами, не являются товаром. Такой вывод следует исходя из анализа ст. 5 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее – Закон № 226-З) и подп. 1.1 п. 1 Указа № 178.

В данном случае имеет место валютная операция, осуществляемая за пределами Республики Беларусь (п. 2 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.04.2004 № 72 (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – Правила № 72)).

Использование иностранной валюты, ценных бумаг и (или) платежных документов в иностранной валюте за пределами Республики Беларусь в отношениях между физическими лицами – нерезидентами и субъектами валютных операций – резидентами разрешается при проведении всех валютных операций (п. 30 Правил № 72). Таким образом, расчеты в иностранной валюте между физическим лицом – нерезидентом и организацией-резидентом за облигации правомерны.
 
Д-т 52 – К-т 66-2, 67-2
– поступила иностранная валюта в счет оплаты облигаций.
 
12.2. Необходимо ли производить обязательную продажу поступившей иностранной валюты?
 
Такой необходимости нет.

Из анализа норм Указа Президента РБ от 17.07.2006 № 452 "Об обязательной продаже иностранной валюты" можно сделать вывод, что денежные средства, поступающие от физического лица – нерезидента в качестве оплаты облигаций, не являются выручкой в контексте данного Указа. Следовательно, обязательную продажу иностранной валюты производить не требуется.

Случаи отказа банком в проведении валютной операции содержатся в п. 28 Инструкции № 46. В рассматриваемой ситуации у банка нет оснований для отказа в проведении валютной операции и он должен зачислить поступившую иностранную валюту на счет юридического лица – резидента.

13 (353). Юридическое лицо – резидент РБ заключило с юридическим лицом – нерезидентом РБ договор комиссии. Комиссионер (резидент) обязуется по поручению комитента (нерезидента) за вознаграждение совершить от своего имени, но за счет комитента следующие действия: осуществить поиск контрагентов - покупателей товара комитента; заключить с ними договоры купли-продажи товара, принадлежащего комитенту. Товар нерезидента находится в России. Комиссионер намерен заключать договоры купли-продажи с резидентами России и продавать товар комитента со склада в России. При этом российские рубли будут поступать комиссионеру на счет в банке РБ. Комиссионер будет оставлять себе комиссионное вознаграждение, производить с этих сумм обязательную продажу иностранной валюты, а остальную сумму платежа перечислять нерезиденту.

Правомерны ли такие расчеты? Следует ли регистрировать сделку?
 
Расчеты правомерны. Договоры комиссии регистрации не подлежат.

Заключенный между резидентом и нерезидентом договор комиссии является экспортным внешнеторговым договором оказания услуг в соответствии с Указом № 178.
 
Справочно: внешнеторговый договор – договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг.

Экспорт – передача резидентом товаров (в т.ч. по сделкам, не связанным с перемещением товаровчерез Государственную границу РБ), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг на возмездной основе нерезиденту (подп. 1.1 п. 1 Указа № 178).
 
По каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера), в порядке, установленном Нацбанком (подп. 1.11 п. 1 Указа № 178).

Нацбанк в письме от 10.12.2012 № 53-14/9500 "О внешнеторговых операциях" разъяснил следующее. В случае если по договору комиссии резидент получает товар от нерезидента на реализацию, резидент-комиссионер выступает экспортером услуги, связанной с реализацией товара нерезидента-комитента, а при заключении от своего имени экспортного внешнеторгового договора на реализацию товаров, полученных по договору комиссии, со вторым нерезидентом резидент-комиссионер выступает экспортером товара.

В связи с этим при осуществлении платежей в рамках данного договора комиссии разрешение Нацбанка на проведение расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на территорию Республики Беларусь, резиденту не требуется, и регистрация сделки по договору комиссии в соответствии с подп. 1.11 п. 1 Указа № 178 не осуществляется.

При передаче нерезиденту-комитенту денежных средств, полученных резидентом-комиссионером за реализованный по договору комиссии товар, и при получении комиссионного вознаграждения резидентом-комиссионером от нерезидента-комитента за услугу по договору комиссии не требуется указание признака оплаты и кода поступления товара, предусмотренных п. 25 Инструкции № 46.
 
Д-т 52 – К-т 76
– поступила оплата от российских покупателей комиссионного товара;

Д-т 76 – К-т 90
– отражено комиссионное вознаграждение;

Д-т 76 – К-т 52
– произведен платеж комитенту (возмещена стоимость товара).
 
Что касается валюты расчетов, то в данном случае ею может являться российский рубль, белорусский рубль, СКВ (п. 24 Правил № 72; Соглашение между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Беларусь об организации расчетов между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь от 20.02.1997).
 
Д-т 57 (76) – К-т 52
– перечислена банку иностранная валюта для обязательной продажи (по курсу Нацбанка на дату перечисления);

Д-т 76 – К-т 90
– отражена реализация иностранной валюты (по курсу продажи);

Д-т 90 – К-т 57 (76)
– отражена стоимость проданной иностранной валюты (по курсу Нацбанка на дату продажи);

Д-т 51 – К-т 76
– отражено поступление рублевого эквивалента за проданную валюту;

Д-т 76 – К-т 51
– отражена оплата комиссии банку;

Д-т 90 – К-т 76
– отражена в составе расходов комиссия банку.
 

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1) расчеты правомерны;

2) договор комиссии регистрировать не требуется. Договоры купли-продажи товара нерезидентам потребуют регистрации сделки, так как белорусская организация выступает по ним в качестве экспортера.

Денис Сафаревич, юрист

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.