Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

ВОПРОС – ОТВЕТ

ОРГАНИЗАЦИИ НЕОБХОДИМО ПОЛУЧИТЬ РАЗЪЯСНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА

1 (434). Организации необходимо получить разъяснение по вопросам, связанным с исчислением налога на недвижимость.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.

1.1. Вправе ли она сразу обратиться за разъяснением в МНС?
 
Не вправе.

Действующий порядок обращения в государственные органы за разъяснениями налогового законодательства исключает возможность обратиться с запросом сразу в МНС. Первоначально обращение подлежит рассмотрению в налоговом органе местного уровня. К таковым отнесены инспекции МНС по районам, городам, районам в городах. Данные нормы определены Законом РБ от 18.07.2011 № 300-З "Об обращениях граждан и юридических лиц" и Указом Президента РБ от 15.10.2007 № 498 "О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц".

И только в случае, если плательщик не согласен с разъяснением, полученным от инспекции МНС местного уровня, он вправе обжаловать такое разъяснение в вышестоящий орган, к которому одновременно отнесены инспекции МНС по областям и г. Минску и МНС.

1.2. Когда организация вправе воспользоваться гарантиями, определенными частью второй п. 3 ст. 21 и п. 3-1 ст. 52 Налогового кодекса РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос – ответ" – НК)?
 
При наличии письменного разъяснения от МНС.

Напомним, что плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов при исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин) на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных ими от МНС (часть вторая п. 3 ст. 21 НК). Кроме того, пени не начисляются на суммы налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком в случае их неуплаты или неполной уплаты в результате выполнения им указанных разъяснений (п. 3-1 ст. 52 НК).

Иными словами, если следовать НК, то для того чтобы воспользоваться гарантиями, определенными частью второй п. 3 ст. 21 и п. 3-1 ст. 52 НК, плательщик обязан получить разъяснение только от МНС и только в письменной форме.

Именно письменное разъяснение, исходящее от МНС, влечет для плательщика правовые последствия, установленные вышеназванными нормами НК.

Как видим, вышеизложенные нормы не распространяются на электронные разъяснения МНС. Закон РБ от 18.07.2011 № 300-З "Об обращениях граждан и юридических лиц" выделил электронное обращение в качестве самостоятельной формы. Поэтому если плательщик направил в МНС электронное обращение и получил ответ в виде электронного документа, то он не вправе применить вышеназванные нормы НК.

Во избежание таких недоразумений плательщик должен при направлении электронного обращения в налоговое министерство включить в это обращение просьбу о направлении ему письменного ответа.
 
Справочно: письменный ответ на электронные обращения будет составляться в том случае, если:

1) заявитель просит направить письменный ответ;

2) в электронном обращении отсутствует адрес электронной почты;

3) руководителем (заместителем руководителя) налогового органа принято решение о направлении письменного ответа.

1.3. Применение разъяснения МНС – это право или обязанность организации?
 
Право.

Разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства носят для плательщиков рекомендательный характер. Плательщик может не применять разъяснение налогового органа, поскольку оно не является актом налогового законодательства. Такие разъяснения имеют информационно-разъяснительный характер, и плательщики вправе руководствоваться нормами налогового законодательства в понимании, отличном от понимания МНС.

1.4. Подлежат ли возмещению плательщику налоги, доначисленые проверяющими после применения разъяснения МНС?
 
Не подлежат.

В случае если плательщик совершает определенные налогово значимые действия в связи с данными ему письменными разъяснениями, речь идет о невиновном совершении неуплаты или неполной уплаты налога, сбора (пошлины). Тем не менее указанные обстоятельства не исключают обязанность плательщика доплатить налог, сбор (пошлину), поскольку обязанность платить законно установленные налоги, сборы (пошлины) является конституционной и подлежит исполнению даже в случае образования неуплаты или неполной уплаты налога, сбора (пошлины) в результате невиновных действий плательщика.

Таким образом, суммы налога, сбора (пошлины), подлежащие уплате в связи с выполнением плательщиком письменных разъяснений МНС, ни при каких обстоятельствах не подлежат возмещению плательщику.

Марина Лазарь, главный специалист отдела криминологической экспертизы проектов правовых актов об экономической деятельности ГУ "Научно-практический центр проблем укрепления законностии правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь"
 
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

2 (435). По решению общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью с руководителем этого общества досрочно расторгнут трудовой договор. Увольняемому руководителю выплачена денежная компенсация за досрочное расторжение трудового договора в размере, определенном трудовым договором.

Является ли данная сумма компенсации доходом руководителя, подлежащим обложению подоходным налогом?
 
Не является, если причина увольнения руководителя – не его виновные действия (бездействие).

По решению собственника имущества организации или уполномоченного им органа трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут до истечения срока его действия в случае отсутствия виновных действий (бездействия) руководителя организации. В таком случае собственник имущества организации или уполномоченный им орган должен выплатить руководителю организации компенсацию за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере, определенном трудовым договором (ст. 259 Трудового кодекса РБ; далее – ТК).

Налоговым законодательством предусмотрено освобождение от подоходного налога всех видов компенсаций, определенных законодательными актами, постановлениями Совета Министров. Исключение – компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, компенсации за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику.

При установлении законодательством норм выплаты компенсаций от подоходного налога с физических лиц освобождаются доходы плательщика в пределах таких норм (подп. 1.3 п. 1 ст. 163 НК).

Таким образом,  с учетом того, что выплаченная увольняемому директору ООО компенсация предусмотрена законодательством и осуществлена в пределах установленных им норм, она не подлежит обложению подоходным налогом.

Вместе с тем такое освобождение от подоходного налога будет правомерным при условии, что увольнением руководителя ООО не послужили его виновные действия (бездействие).

3 (436). Сотруднику организации в связи с прекращением трудового договора по причине восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, в сентябре 2013 г. выплачено выходное пособие в размере среднемесячного заработка, определенного коллективным договором.

Является ли сумма данного пособия доходом сотрудника, подлежащим обложению подоходным налогом?
 
Да, но только в сумме превышения размера, установленного ТК.

При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц следует учитывать:

– все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 156 НК);

– доходы, освобождаемые от обложения подоходным налогом, перечень которых определен ст. 163 НК.

К таким доходам, в частности, относят все виды компенсаций, предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров (за исключением компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, компенсации за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику), в т.ч. связанных с получением работниками выходных пособий в связи с прекращением трудовых договоров (контрактов) (подп. 1.3 п. 1 ст. 163 НК).

Выходные пособия освобождают от подоходного налога с физических лиц, если они выплачиваются в случаях, для которых законодательными актами установлены минимальные гарантированные размеры таких выплат, и в суммах, не превышающих эти установленные минимальные гарантированные размеры.

Минимальный гарантированный размер выходного пособия, установленный для случая, указанного в вопросе, составляет 2-недельный средний заработок (ст. 48 ТК).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации обложению подоходным налогом с физических лиц не подлежит выходное пособие в размере 2-недельного среднего заработка. Сумма выплаты, превысившая минимальный гарантированный размер, подлежит обложению подоходным налогом в порядке, установленном НК.

Анна Павлова, экономист

4 (437). Организация имеет в своем составе торговые объекты общественного питания, в которых обслуживает посетителей. В 2013 г. уплату налогов организация производит с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) без уплаты НДС.

Какую ставку налога при УСН следует применять?
 
Ставку в размере 5 %.

В 2013 г. ставки налога при УСН определены в следующих размерах:

– 5 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих НДС;

– 3 % – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС. Данная норма содержится в п. 1 ст. 289 НК.

Организациям, осуществляющим розничную торговлю и не уплачивающим НДС, разрешено применять ставку налога при УСН в размере 3 % при соблюдении следующих критериев:

– выручка от реализации в розничной торговле приобретенных товаров нарастающим итогом с начала года не более 4 100 000 000 руб.;

– численность работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек (п. 2 ст. 289 НК).

Определения понятий о видах торговли, осуществляемых в республике, даны в ст. 7 Закона РБ от 28.07.2003 № 231-З "О торговле" (далее – Закон № 231-З) и включают в себя следующие характеристики:

– розничная торговля – вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Розничная торговля осуществляется, если иное не предусмотрено формой торговли, через торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автолавку, автомагазин и иные торговые объекты) на основании заключаемых договоров розничной купли-продажи (ст. 9 Закона № 231-З);

– общественное питание (торгово-производственная деятельность) – вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению. Общественное питание осуществляется через торговые объекты общественного питания, которые подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, бар, кафетерий, закусочная и т.п.), имеющие наценочные категории (люкс, высшая, 1-я, 2-я, 3-я) либо не имеющие наценочных категорий (ст. 10 Закона № 231-З).

Подразделение объектов общественного питания на определенные типы и отнесение их к категориям собственником этих объектов или уполномоченным им лицом производится с учетом норм, изложенных в Инструкции по классификации торговых объектов общественного питания, утвержденной постановлением Минторга РБ от 04.10.2010 № 26.

С учетом вышеизложенного ставка налога при УСН в размере 3 % без уплаты НДС установлена НК для организаций, ведущих розничную торговлю. Субъектам хозяйствования при осуществлении деятельности в виде организации общественного питания независимо от вида реализуемого товара следует применять ставку налога при УСН в размере 5 % без уплаты НДС.

Ирина Жданович, экономист

БУХУЧЕТ-2013

5 (438). Организация приобрела рекламную вывеску стоимостью 12 млн. руб., в т.ч. НДС – 2 млн. руб.

Возникли следующие вопросы:

5.1. Как принять рекламную вывеску на бухгалтерский учет?

Организация в качестве основных средств принимает к бухгалтерскому учету активы, имеющие материально-вещественную форму, при одновременном выполнении следующих условий признания:

– активы предназначены для использования в деятельности организации, в т.ч. в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), за исключением случаев, установленных законодательством;

– организация предполагает получение экономических выгод от использования активов;

– активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;

– организация не предполагает отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;

– первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.

Рекламная вывеска соответствует вышеуказанным условиям отнесения к основным средствам, поэтому на учет ее следует принять в качестве основного средства (п. 4 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26; далее – Инструкция № 26).

Основные средства принимают к бухгалтерскому учету по счету 01 "Основные средства" по первоначальной стоимости на основании акта о приеме-передаче основных средств по форме согласно приложению 1 к постановлению Минфина РБ от 22.04.2011 № 23 (п. 9 Инструкции № 26).

Первоначальную стоимость приобретенных основных средств определяют в сумме фактических затрат на их приобретение. Фактические затраты, связанные с приобретением (созданием) основных средств, отражают по дебету счета 08 "Вложенияв долгосрочные активы" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Сформированную первоначальную стоимость основных средств отражают по дебету счета 01 и кредиту счета 08.

Нормативные сроки службы основных средств установлены постановлением Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161.

В зависимости от конструктивных особенностей рекламной вывески в соответствии с нормативными сроками службы ее можно принять на учет как сооружение (шифр 20335 – специальные и рекламные стенды; аншлаги) либо как инвентарь и принадлежности (шифр 70000 – инвентарь судовой, контейнеры универсальные деревянные, инвентарь парков, зоопарков и кинотеатров; инвентарная одежда сцен; стенды, стойки афишные и рекламные, передвижные выставки (планшетные из пенокартона), учебные экспонаты, макеты; прочий инвентарь).
В первом случае нормативный срок службы составит 8 лет, во втором – 10.
 
Справочно: распределение амортизируемых объектов по видам, группам и позициям на основании классификации амортизируемых основных средств производит комиссия по проведению амортизационной политики. Эта комиссия создается из числа имеющихся в штате специалистов технических, производственно-технологических, информационно-технологических, финансово-экономических, бухгалтерских и юридических подразделений организации. Положение о комиссии и ее состав утверждает руководитель организации (вышестоящей организации, собственник имущества организации) (п. 6 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6).

5.2. Признают ли данную вывеску объектом обложения налогом на недвижимость?
 
Признание объектом зависит от ряда факторов.

Объектами обложения налогом на недвижимость признают капитальные строения (здания, сооружения), их части, в т.ч. сверхнормативного незавершенного строительства, а также машино-места, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций.

Для целей исчисления налога на недвижимость капитальным строением (зданием, сооружением) признают строительную систему, предназначенную для проживания и (или) пребывания людей, хранения имущества, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), выполнения различного вида производственных процессов, перемещения людей и (или) грузов, относимую в установленном порядке к капитальным строениям (зданиям, сооружениям) (п. 1 ст. 185 НК).

К группе "Сооружения" относят инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое (разд. 3 Общегосударственного классификатора Республики Беларусь "Основные средства и нематериальные активы", утвержденного постановлением Госстандарта РБ от 27.09.2002 № 48).

Таким образом, для целей признания рассматриваемой вывески объектом обложения налогом на недвижимость важно, чтобы она не только относилась к амортизируемой группе основных средств "Сооружения", но и соответствовала определению объектов обложения налогом на недвижимость, т.е. относилась к сооружениям "в установленном порядке".

Термин "сооружение" приведен и в п. 2 Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации и проверки характеристик капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, изолированных помещений, утвержденной постановлением Комзема при Совете Министров РБ от 28.07.2004 № 39 (далее – Инструкция № 39).

Так, под сооружением понимают объемную, плоскостную или линейную наземную, надземную или подземную строительную систему, прочно связанную с землей, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения материалов, изделий, оборудования, для временного пребывания и перемещения людей, грузов и т.д.

Капитальным строением признается любой построенный на земле или под землей объект, предназначенный для длительной эксплуатации, создание которого признано завершенным в соответствии с законодательством РБ, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, назначение, местонахождение, размеры которого описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (ст. 1 Закона РБ от 22.07.2002 № 133-З "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" (далее – Закон № 133-З)).

С учетом вышеизложенного рекламная вывеска, учтенная у организации в составе объектов основных средств:

– под шифром 20335, – признается объектом обложения налогом на недвижимость, если выполняются требования, предъявляемые Законом № 133-З и Инструкцией № 39 к капитальным строениям (в данном случае – к сооружениям), в частности, если она является строительной системой (частью такого объекта), подлежащей государственной регистрации;

– под шифром 70000 в составе инвентаря и принадлежностей, – не признается объектом обложения налогом на недвижимость.

Владимир Васильев, экономист

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

6 (439). Организация осуществляет розничную торговлю непродовольственными товарами на торговых местах на рынках.

Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.

6.1. Надо ли каждый факт приема наличных денежных средств оформлять квитанцией?
 
Нет. Это зависит от стоимости единицы продаваемого непродовольственного товара.

Организации вправе принимать наличные денежные средства без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов в случаях осуществления розничной торговли на торговых местах на рынках (за исключением продажи запасных частей к автомобилям) и ярмарках (подп. 31.2 п. 31 Положения № 924/16*).
__________________________
* Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16).

В то же время организация обязана оформлять прием наличных денежных средств квитанцией о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов, если:

– стоимость единицы продаваемого непродовольственного товара составляет либо превышает 1 базовую величину (в настоящее время она равна 130 тыс. руб.).

Напомним, что форма квитанции установлена постановлением Минторга РБ от 23.08.2011 № 34 (п. 32 Положения № 924/16);

– этого потребует покупатель.

Пример

Организация осуществляет розничную торговлю на торговых местах на рынках.

Ситуация 1. Покупатель приобрел у этой организации 15 кусков мыла по цене 10 тыс. руб. Общая стоимость покупки составила 150 тыс. руб.

В данном случае продавец не должен оформлять квитанцию (если только этого не потребует покупатель), так как стоимость одного куска мыла менее 1 базовой величины.

Ситуация 2. Покупатель приобрел у этой организации обувь стоимостью 650 тыс. руб.

Продавец обязан оформить квитанцию, так как стоимость обуви превышает 1 базовую величину.

Ситуация 3. Покупатель приобрел у этой организации чемодан стоимостью 300 тыс. руб. и чехол для ключей стоимостью 65 тыс. руб.

В данном случае продавец обязан оформить квитанцию на общую сумму покупки, т.е. на 365 тыс. руб.
 
6.2. Если у организации выручка от реализации непродовольственных товаров на рынке за 1 рабочий день составила 2,5 млн. руб., а квитанции о приеме наличных денежных средств выписаны на 1 млн. руб., то на какую сумму надо по итогам рабочего дня выписать приходный кассовый ордер (ПКО)?
 
На сумму 2,5 млн. руб.

Если квитанции в течение дня не выдавались или выдавались на некоторые продажи на основании требований законодательства об оформлении продажи непродовольственных товаров, стоимость единицы которых составляет либо превышает 1 базовую величину, либо по требованию покупателя, то организация должна оформить в конце рабочего дня приходный кассовый ордер КО-1 на всю сумму денежных средств, полученных при реализации товаров (из этой суммы не подлежат вычету суммы продаж, оформленные квитанциями).
 
Справочно: типовая форма и порядок заполнения ПКО установлены постановлением Минфина РБ от 29.03.2010 № 38 (п. 33 Положения № 924/16).

В вопросе изложена именно такая ситуация, поэтому организация должна по окончании рабочего дня отразить в ПКО сумму в размере 2,5 млн. руб.

ПКО не надо оформлять в конце рабочего дня только в том случае, если все продажи в течение дня осуществлялись с оформлением квитанций.

Вышеизложенное касается порядка приема денежных средств.

Оприходование выручки организация должна осуществлять в порядке, определенном Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2011 № 107.

7 (440). Организация открывает 2 магазина. В рознице возникают ситуации, когда необходимо произвести возврат денежных средств покупателям.

Надо ли такой возврат проводить через кассовый аппарат?

Обязанность использования кассового оборудования в случае возврата покупателю денежных средств в настоящее время Положением № 924/16 не установлена.

Пунктом 14 этого Положения лишь определено, что в случае наличия фактов возврата в течение рабочего дня (смены) покупателю (потребителю) денежных средств по окончании рабочего дня (смены) кассир обязан заполнить гр. 10 "Возвращено сумм наличных денежных средств покупателям (потребителям), рублей" книги кассира.
 
Справочно: постановлением Совета Министров и Нацбанка РБ от 09.08.2013 № 700/14 (далее – постановление № 700/14) внесены изменения и дополнения в Положение № 924/16.

Одной из новаций является введение обязанности использования кассового оборудования с установленным средством контроля налоговых органов.

Таким образом, при возврате денежных средств покупателю данные суммы отражаются кассиром:

– до наступления предусмотренных постановлением № 700/14 сроков использования кассового оборудования с установленным средством контроля налоговых органов – в гр. 10 книги кассира;

– с момента наступления срока использования кассового оборудования с установленным средством контроля налоговых органов – по кассовому оборудованию (т.е. денежные средства будут возвращаться с отражением операции регистрации факта возврата денежных средств).

Обязанность использования кассового оборудования с установленным средством контроля налоговых органов установлена:

с 1 октября 2015 г. – для юридических лиц, осуществляющих продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью от 650 м2 и более, включающей площадь, предназначенную для обслуживания покупателей, занятую оборудованием для выкладки, демонстрации товаров и проведения денежных расчетов, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей, и использующих кассовое оборудование, обеспечивающее дифференцированный учет данных о товарах, а также осуществляющих торговлю нефтепродуктами, сжиженными углеводородными газами и природным топливным компримированным газом, иными товарами и оказывающими услуги на автозаправочных станциях;

с 1 декабря 2015 г. – для юридических лиц при осуществлении ими деятельности по перевозке пассажиров автомобилями-такси;

с 1 февраля 2016 г. – для юридических лиц, не указанных выше.

Наталья Рощина, экономист
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.