AA

Выполните определенные условия – и получите компенсацию расходов по сбору отходов товаров и тары

Производители и импортеры товаров и тары из пластмассы, бумаги, картона, стекла должны после утраты их потребительских свойств обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование образовавшихся отходов. Данная обязанность определена подп. 1.2 п. 1 Указа Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313). Она фактически введена для всех субъектов хозяйствования, осуществляющих производство товаров, указанных в приложении 1 к Указу № 313; ввоз товаров, указанных в приложении 1 к Указу №313; ввоз потребительских товаров, упакованных в тару из пластмассы, стекла, на основе бумаги и картона.
Не все организации имеют возможность выполнить данную обязанность. В таких случаях они могут заключить договор с государственным учреждением "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор) и вносить необходимую плату на его текущий (расчетный) счет.
Указ № 313 в подп. 1.6 п. 1 определил пути направления средств, поступивших на расчетный счет оператору. Один из них – компенсация юридическим лицам расходов по сбору отходов товаров и тары (далее – компенсация).
Порядок получения такой компенсации рассмотрен в статье, публикуемой ниже.

 

Компенсации подлежат только расходы по сбору отходов потребления

Правила получения компенсации определены в Инструкции о порядке компенсации*.
__________________________
* Инструкция о порядке компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору (заготовке) отходов товаров и тары (за исключением полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых отходы образовались в результате производственной деятельности) при условии их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Минжилкомхоза РБ от 14.08.2012 № 16 (далее – Инструкция о порядке компенсации).

Компенсации подлежат расходы по сбору отходов потребления при условии обезвреживания и (или) использования собранных отходов потребления на территории Республики Беларусь.

Организациям, желающим получить компенсацию, надо выполнить 4 условия:

1) собрать отходы потребления;

2) обезвредить или использовать их самостоятельно или передать для осуществления данных видов деятельности в установленном законодательством порядке;

3) зарегистрироваться в Реестре организаций, осуществляющих сбор (заготовку), сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов;

4) представить оператору документы, определенные п. 3 Инструкции о порядке компенсации.

Рассмотрим порядок выполнения этих условий подробнее.

Организация, осуществляющая сбор нескольких видов отходов, должна в целях получения компенсации вести их раздельный учет

Итак, для выполнения первого из упомянутых условий организациям необходимо знать вид собираемых отходов по происхождению.

Отходы по происхождению делятся на отходы потребления и отходы производства. Однако отходы потребления – это отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществахи иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов. Отходы производства – это отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателямиэкономической деятельности (ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами"; далее – Закон № 271-З).

Компенсации подлежат только расходы по сбору отходов потребления, поэтому организациям, осуществляющим сбор отходов потребления и отходов производства, необходимо вести раздельный учет отходов.

Виды отходов товаров и тары, расходы по сбору которых подлежат компенсации, определены п. 3 Инструкции о порядке организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 28.08.2012 № 39 (далее – Инструкция № 39). Они включают:

– отходы батареек;

– отходы бытовой техники;

– отходы ламп, термометров;

– отходы масел;

– отходы резиносодержащих товаров;

– отходы тары, которые в свою очередь делятся на отходы тары на основе стекла, пластмасс, бумаги и картона.

Организация вправе использовать информацию, размещенную на сайте Минприроды

Для выполнения второго условия (обезвреживание и (или) использование собранных отходов потребления на территорииРеспублики Беларусь, в т.ч. путем передачи отходов сторонней организации для осуществления данных видов деятельности) можно воспользоваться справочной информацией, размещенной на сайте Минприроды www.minpriroda.gov.by.

В частности, на сайте размещены:

– сведения о лицензиатах, содержащиеся в реестре лицензий, выданных на деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, в части использования отходов 1–3-го классов опасности, обезвреживания, захоронения отходов (раздел "Лицензии и лицензируемые виды деятельности");

– перечни объектов по использованию отходов и объектов обезвреживания отходов (раздел "Справочная информация").

Наша рекомендация связана с требованиями к порядку осуществления деятельности по использованию и (или) обезвреживанию отходов.

Так, объекты по использованию отходов, введенные в эксплуатацию, подлежат регистрации в реестре объектов по использованию отходов, а объекты обезвреживания отходов – учету в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов согласно требованиям соответствующих положений, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104 "О некоторых вопросах в области обращения с отходами". Использование же отходов 1–3-го классов опасности, обезвреживание отходов (вне зависимости от класса опасности) являются лицензируемыми Минприроды видами деятельности на основании требований Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450. Наличие (для лицензируемых видов деятельности) лицензии, зарегистрированного объекта по использованию отходов, учтенного объекта обезвреживания отходов у организации, в адрес которой отчуждаются собираемые отходы товаров и тары, или у организации при самостоятельном использовании (обезвреживании отходов) свидетельствует о наличии возможности использования и (или) обезвреживания данных отходов на территории Республики Беларусь на законных основаниях.

При организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары необходимо учитывать требования природоохранного законодательства

Требования к порядку сбора отходов товаров и тары установлены Инструкцией № 39. В частности, в ней определены способы сбора отходов, требования к способам сбора и т.п., а также обобщенные требования к порядку использования и (или) обезвреживания отходов товаров и тары.

При осуществлении сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары организации должны учитывать помимо Инструкции № 39 требования природоохранного законодательства: например, положения технических нормативных правовых актов (ТКП 17.11-05-2012 (02120) "Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с отработанными нефтепродуктами", в котором установлены требования к порядку сбора, хранения, удаления отработанных масел), специального законодательства (требования законодательства об обращении с отходами, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни при осуществлении сбора отходов бытовой техники; ст. 25 Закона № 271-З о допустимости хранения отходов только в санкционированных местах хранения) и т.д.

Для включения в реестр организация должна представить оператору письмо

Третьим условием получения компенсации является регистрация претендующего на нее юридического лица (индивидуального предпринимателя) в Реестре организаций, осуществляющих сбор (заготовку), сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов. Для этого в адрес оператора необходимо направить письмо с просьбой о регистрации в реестре.

Форма реестра утверждена постановлением Минжилкомхоза РБ от 14.08.2012 № 16. Направляемое в адрес оператора письмо должно содержать информацию, предусмотренную формой реестра, а именно:

– наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя);

– реквизиты документа о государственной регистрации;

– юридический адрес, телефон;

– место нахождения юридического лица, телефон;

- виды собираемых (заготавливаемых), сортируемых, подготавливаемых к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов (собственно, виды отходов товаров и тары);

– имеющиеся элементы собственной системы сбора (заготовки), сортировки, подготовки вторичных материальных ресурсов (а именно стационарные и передвижные приемные пункты, контейнеры для раздельного сбора отходов потребления, сортировочные линии (станции), с указанием количества единиц данных элементов).

Организация для получения компенсации должна представить оператору определенный перечень документов

Отчетным периодом для получения компенсации является квартал. Заинтересованной организации необходимо представить в адрес оператора не позднее 10-го числа месяца, идущего за отчетным кварталом, следующий пакет документов:

1) заявление по форме согласно приложению 1 к Инструкции о порядке компенсации;

2) опись товарно-транспортных накладных на передачу юридическим лицом отходов товаров и тары для их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь отдельно по каждому виду отходов с указанием дат и номеров товарно-транспортных накладных, грузополучателей и количества переданных по ним отходов (тонн, единиц);

3) заверенные печатью юридического лица копии товарно-транспортных накладных на передачу отходов товаров и тары для их дальнейшего обезвреживания и (или) использования на территории Республики Беларусь.
 
Важно! Если получатель компенсации собрал отходы товаров и тары и планирует их самостоятельно обезвреживать и (или) использовать на территории Республики Беларусь, то ему не надо представлять оператору документы, указанные в пп. 2 и 3 рассматриваемого перечня.

Вместо этого необходимо представить данные производственного учета получателя о сборе (заготовке) и поступлении отходов товаров и тары за отчетный квартал;
 
4) данные учета сбора (заготовки) юридическим лицом отходов товаров и тары из отходов потребления, заверенные печатью юридического лица;

5) расчет суммы средств, выделяемых на компенсацию расходов по сбору (заготовке) отходов товаров и тары, по форме согласно приложению 2 к Инструкции о порядке компенсации.

Рассмотрим пример заполнения данного расчета.

Расчет суммы средств, выделяемых на компенсацию расходов по сбору (заготовке) отходов товаров и тары
 
 

Для расчета суммы средств, выделяемых на компенсацию расходов по сбору (заготовке) отходов товаров и тары, следует применять размеры средств на компенсацию расходов по сбору (заготовке) отходов товаров и тары на 1 т (единицу).

Такие размеры установлены подп. 1.2 п. 1 постановления Совета Министров РБ от 04.06.2013 № 451 и составляют:

– для отходов шин, покрышек, камер резиновых – 280 000 руб. за тонну;

– отработанных элементов питания – 75 000 руб. за килограмм;

– отходов сложной бытовой техники – 2 600 000 руб. за тонну;

– отработанных масел – 300 000 руб. за тонну;

– отработанных ртутьсодержащих ламп, термометров – 9 000 руб. за штуку;

– отходов бумаги и картона – 400 000 руб. за тонну;

– отходов стекла – 700 000 руб. за тонну;

– отходов пластмасс – 450 000 руб. за тонну.
 
Важно! Компенсации подлежат не фактические расходы по сбору отходов товаров и тары – в данном случае выделяются суммы средств исходя из установленных размеров на 1 т (единицу) собираемых отходов.

Практика применения норм Инструкции о порядке компенсации

Рассмотрим некоторые ситуации, связанные с получением компенсации:
 
Ситуация 1

Юридическое лицо осуществляет сбор отходов батареек от населения.
 
Куда их можно передать для получения компенсации?

На сегодняшний день в Республике Беларусь отсутствуют зарегистрированные объекты по использованию отходов батареек или учтенные объекты их обезвреживания. Соответственно расходы по их сбору исходя из рассмотренных и действующих на данный момент требований и условий не могут быть компенсированы.
 
Ситуация 2

Юридическое лицо осуществляет сбор от населения отходов ламп. В процессе сбора, хранения и перевозки образуется бой данных ламп (отходов), который отчуждается с целью обезвреживания в адрес ООО "Поступ".
 
Как рассчитать сумму средств, выделяемых на компенсацию расходов по сбору (заготовке) отходов ламп при отчуждении с целью обезвреживания их боя?

Размеры компенсации расходов по сбору (заготовке) отходов ламп установлены за 1 штуку данных отходов. Поскольку бой ламп передается на обезвреживание с указанием в товаросопроводительных документах единиц массы, то не представляется возможным рассчитать сумму средств, выделяемых на компенсацию расходов по сбору (заготовке) рассматриваемого вида отходов.
 
Ситуация 3

Юридическое лицо осуществляет сбор от населения отходов тары на основе пластмасс, которые передаются организации, осуществляющей их сортировку, прессование и реализацию за рубеж.
 
Относятся ли сортировка и прессование к обезвреживанию и (или) использованию отходов и подлежат ли компенсации расходы по сбору отходов пластмасс в данной ситуации?

Определения понятий "использование отходов" и "обезвреживание отходов" приведены в ст. 1 Закона № 271-З. Сортировка и прессование отходов не подпадают под эти определения. Соответственно данные виды деятельности не являются использованием или обезвреживанием отходов, и расходы по сбору отходов, переданных на сортировку, прессование и вывоз за рубеж не подлежат компенсации.

Ситуация 4

Юридическое лицо осуществляет сбор изношенных шин от станций технического обслуживания и подобных организаций, оказывающих услуги населению по замене шин и предоставляющих возможность населению размещения заменяемых изношенных шин на специально отведенной площадке для сбора данных отходов на территории СТО. Изношенные шины после накопления определенного количества вывозятся юридическим лицом и передаются на использование в адрес ОАО "Красносельскстройматериалы".

Подлежат ли компенсации расходы юридического лица по сбору изношенных шин в данной ситуации?

Расходы юридического лица по сбору изношенных шин в приведенной ситуации компенсации не подлежат, так как фактически сбор отходов (изношенных шин) от населения осуществляет собственник площадки, на которой население размещает изношенные шины. Юридическое лицо в данном случае осуществляет приемку отходов от сторонней организации с целью вывоза на использование.
 
Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup