С 10 июля 2013 г. вступили в силу изменения в Закон РБ от 10.05.2007 № 225-З "О рекламе" (далее – Закон), которые были внесены Законом РБ от 03.01.2013 № 15-З. Остановимся на наиболее важных из них.
Введен новый вид рекламы
Введен новый вид рекламы "мультимедийная реклама (контрреклама)" – это реклама (контрреклама), размещаемая (распространяемая) с помощью программно-технических средств, реализующих информацию в звуковом и (или) зрительном виде (текст, графика, фотография, видео, мультипликация (анимация), звуковые эффекты и др.), за исключением рекламы (контррекламы), размещаемой (распространяемой) на телевидении и радио. Прежде всего речь идет о рекламе в сети Интернет, а также SMS-рекламе и т.п.
Новое требование к подаче информации
Введено также требование к сноскам, уточняющим содержащуюся в рекламе информацию, номерам телефонов, доменному имени сайта, номеру и дате выпуска печатного СМИ, содержащего информацию об объекте рекламирования. Отныне они должны выполняться четкими буквами и шрифтом, размер которого не должен быть менее половины наибольшего размера шрифта, используемого в рекламе. Такая информация в рекламе на телевидении и мультимедийной рекламе должна занимать не менее 5 секунд, а при длительности указанной рекламы менее 5 секунд – размещаться (распространяться) на протяжении всего времени рекламы, а в рекламе на радио – озвучиваться.
Отдельные требования к рекламе стали лояльнее
Ряд новых положений Закона можно рассматривать как смягчение требований к рекламе. В частности, наружная реклама и реклама на транспортных средствах теперь может не содержать наименование рекламодателя и его УНП, а реклама лицензируемых видов деятельности больше не требует указания регистрационного номера лицензии, даты принятия решения о ее выдаче, срока действия и наименования органа, выдавшего лицензию.
Лицензию нужно предъявитьтолько по деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями
Рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны требовать, а рекламодатель обязан представить копию соответствующей лицензии с предъявлением ее оригинала только по деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательными актами. На остальные виды деятельности такое требование больше не распространяется. Также в соответствии с новой редакцией ст. 27 Закона требования о представлении копии свидетельства о госрегистрации не распространяются на рекламу, размещаемую (распространяемую) в Интернете и содержащую информацию о наименовании и месте нахождения рекламодателя либо ссылку на сайт, на котором размещена такая информация.
Эффективность вида деятельности должна подтвердить бухгалтерская отчетность
Как и ранее, реклама не должна содержать обещание или гарантию будущей эффективности рекламируемого вида деятельности. По-прежнему использование в рекламе сведений об эффективности рекламируемого вида деятельности за предшествующий период допускается при наличии у рекламодателя данных статистической отчетности или бухгалтерского баланса, достоверность которых подтверждена аудиторской организацией (аудитором).
В помещениях, в которых располагаются государственные органы, теперь допускается социальная реклама.
Абонент должен дать согласие на телефонную рекламу
По-прежнему распространение рекламы посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты допускается только при наличии согласия абонента или адресата на получение рекламы. Рекламораспространитель обязан по первому требованию абонента или адресата незамедлительно прекратить размещение (распространение) рекламы в адрес этого абонента или адресата. Эти положения в настоящее время дополнены ссылкой на возможность включения соответствующих положений в договор на оказание услуг телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты, заключаемый с абонентом. Причем в нем должна делаться соответствующая отметка, удостоверенная подписью абонента (адресата).
Наружную рекламу в отдельных случаях нужно согласовывать с ГАИ
Требования к наружной рекламе дополнены необходимостью согласовывать с ГАИ размещение средства наружной рекламы в пределах придорожной полосы (контролируемой зоны) автомобильной дороги, красных линий улиц, дорог и площадей населенных пунктов.
К отношениям сторон по договору о размещении (распространении) рекламы, за исключением отношений сторон по договору, предусматривающему размещение (распространение) рекламы на безвозмездной основе, применяются правила о договоре возмездного оказания услуг, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Данная норма введена в Закон новой ст. 29-1.
Особенности рекламы в финансовой сфере
Комментируемым Законом запрещена реклама деятельности лиц, не зарегистрированных в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей РБ, по привлечению денежных средств, электронных денег и иного имущества граждан под выплату дохода.
Исключено требование, обязывавшее банк указывать проценты, выплаченные по различным видам вкладов в течение последнего финансового года с разбивкой по месяцам (кварталам), если выплаты производились ежемесячно (ежеквартально). Вместо этого теперь "если процентная ставка по вкладу (депозиту) может быть уменьшена вкладополучателем в одностороннем порядке в соответствии с договором банковского вклада (депозита), реклама должна содержать информацию о возможности такого уменьшения". Причем это требование распространяется и на случаи, когда снижение процентных ставок по депозитам в белорусских рублях производится в связи со снижением ставки рефинансирования.
Кроме того, все требования Закона в отношении вкладов распространяются теперь также на привлечение драгоценных металлов и (или) драгоценных камней.
Культурно-зрелищные мероприятия и реклама: в законодательных актах есть противоречия
Можно сказать, что изменения, внесенные в Закон, "разминулись" с Указом Президента РБ от 05.06.2013 № 257 "Об отдельных вопросах проведения культурно-зрелищных мероприятий", которым внесены изменения в Указ Президента РБ от 19.10.2010 № 542 "О проведении культурно-зрелищных мероприятий", поскольку:
1) из Закона исчезло упоминание об удостоверении на право организации и проведения культурно-зрелищного мероприятия, вновь введенном Указом № 257;
2) в новой редакции ст. 21-1 Закона упоминаются только сведения о белорусских организаторах культурно-зрелищного мероприятия, хотя Указ № 257 допускает в этом качестве и иностранных лиц.
Социальная реклама
Среди изменений, касающихся социальной рекламы, появилось разрешение упоминать об организациях и (или) индивидуальных предпринимателях, оказавших безвозмездную (спонсорскую) помощь на проведение рекламируемого мероприятия в сфере культуры, физической культуры и спорта, в число организаторов которого входят государственные органы.
Ненадлежащая реклама
Изменены и дополнены формулировки ст. 26 Закона, касающиеся неэтичной рекламы, которая не допускается. Они приведены в таблице.