88

Безвозмездная передача объектов инженерной и транспортной инфраструктуры: основные вопросы решены

Татьяна Жилинская, аудитор; Татьяна Сукристик, аудитор

Указом Президента РБ от 24.12.2010 № 673 (далее – Указ № 673) внесены дополнения в Указ Президента РБ oт 07.02.2006 № 72 "О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры" (далее – Указ № 72). Они регламентируют порядок безвозмездной передачи в государственную собственность инвесторами (заказчиками, застройщиками) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, завершенных строительством, но не зарегистрированных в установленном порядке в качестве объектов недвижимого имущества, а также порядок налогообложения у передающей и принимающей сторон суммы затрат, произведенных при создании таких объектов.


Передача завершенных строительством объектов инженерной и транспортной инфраструктуры эксплуатирующим организациям по упрощенной схеме

С 1 апреля 2011 г. (дата вступления в силу Указа № 673) безвозмездную передачу в государственную собственность инвесторами (заказчиками, застройщиками) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, завершенных строительством, но не зарегистрированных в установленном порядке в качестве объектов недвижимого имущества, можно осуществлять путем передачи в хозяйственное ведение (оперативное управление) непосредственно эксплуатационной организации без наличия документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав на них, на основании акта о передаче затрат, произведенных при создании объекта, и документов, подтверждающих завершение их строительства и соответствие проектно-сметной документации.

Как видим, упрощенный порядок передачи объектов напрямую зависит от наличия либо отсутствия документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав на передаваемые объекты. Так, инвестор (заказчик, застройщик), закончив строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры и приняв решение в дальнейшем не эксплуатировать построенные объекты, может не оформлять правоустанавливающие документы и передать данные объекты на основании акта о передаче затрат эксплуатирующим организациям.
 
Важно! В Указе № 673 нет ограничения по применению упрощенного порядка передачи объектов, принятых в эксплуатацию до 1 апреля 2011 г. Таким образом, заказчики (застройщики, инвесторы) могут передавать уже имеющиеся на балансе до вступления в силу Указа № 673 затраты по строительству объектов инженерной и транспортной инфраструктуры государственным организациям без оформления правоустанавливающих документов.

Порядок государственной регистрации объектов инфраструктуры эксплуатационными организациями

Государственную регистрацию создания объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, безвозмездно переданных в соответствии с частью первой подп. 1.9 п. 1 Указа № 72, а также возникновения прав, ограничений (обременений) прав на эти объекты территориальная организация по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним осуществляет на основании заявления эксплуатационной* организации, акта о передаче затрат, произведенных при создании объекта, иных необходимых документов, определяемых Советом Министров.
 
Состав иных необходимых документов установлен постановлением Совета Министров РБ от 21.11.2007 № 1578 "Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых Государственным комитетом по имуществу и подчиненными ему организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 июня 2004 г. № 689".

В бухгалтерском учете эксплуатационной организации на основании п. 54 Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 14.05.2007 № 10 (далее – Инструкция № 10), принятие на учет зарегистрированных ею объектов инфраструктуры отражают следующим образом:

Д-т 01 "Основные средства" – К-т 83 "Добавочный фонд".

Налогообложение у эксплуатационной организации

В Указе № 673 четко определено, что суммы затрат, произведенных при создании объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, безвозмездно принятых в вышеуказанном порядке, эксплуатационные организации не включают в состав внереализационных доходов для целей налогообложения.

Обращаем внимание, что в Указе № 673 речь идет о затратах, тогда как в Налоговом кодексе РБ (далее – НК) – об имуществе.

Так, в состав внереализационных доходовне включают товары (работы, услуги), имущественные права, денежные средства, безвозмездно полученные Республикой Беларусь или ее административно-территориальными единицами, в т.ч. в лице государственных органов и специально уполномоченных юридических и физических лиц (подп. 4.9.2 п. 4 ст. 128 НК).

Но с юридической точки зрения передается не имущество, а именно затраты, произведенные при создании объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

По мнению авторов, и до принятия Указа № 673 вышеуказанные суммы затрат также не следовало учитывать у специально уполномоченных эксплуатирующих организаций в составе внереализационных доходов и облагать налогом на прибыль. Данная позиция подтверждена также письмом МНС РБ от 19.10.2010 № 2-1-9/5201.

Налогообложение у инвестора (заказчика, застройщика), т.е. у передающей объекты инфраструктуры стороны

Напомним, что до принятия Указа № 673 существовали различные позиции по налогообложению сумм затрат, произведенных при создании объектов инженерной и транспортной инфраструктуры:

позиция налоговых органов: при реализации объекта недвижимости после того, как объекты инфраструктуры переданы эксплуатирующим организациям, нельзя учитывать затраты на строительство объектов инфраструктуры при исчислении налога на прибыль;

позиция Минстройархитектуры: понесенные расходы на строительство объектов инфраструктуры необходимо учитывать при исчислении налога на прибыль, но не в составе затрат, а как сумму, уменьшающую выручку от реализации.

С принятием Указа № 673 вышеобозначенная проблема решена и нет места дискуссиям на данную тему. Так, Указом № 673 определено, что инвестор (заказчик, застройщик) в целях налогообложения вправе уменьшать валовую прибыль, полученную от реализации построенного им объекта недвижимости (его части), на соответствующую сумму затрат, произведенных при создании объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к данному объекту недвижимости, безвозмездно переданных эксплуатационным организациям.

В бухгалтерском учете инвестора (заказчика, застройщика), передачу объектов инфраструктуры эксплуатирующим организациям необходимо отразить следующим образом (п. 55 Инструкции № 10):

Д-т 83 "Добавочный фонд" – К-т 08 "Вложения во внеоборотные активы"
– на сумму затрат на создание объектов инфраструктуры.

Нормы Указа № 673 распространяются на объекты инфраструктуры к любым объектам недвижимости, а не только к жилым домам

Указ № 72 (в ред. Указа № 673) регулирует отношения при размещении и организации строительства: жилых домов; объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры к любым объектам недвижимости, а не только к жилым домам, что прямо следует из названия и текста Указа № 72. В абз. 4 подп. 1.9 п. 1 Указа № 72 определено, что речь идет о затратах, произведенных при создании объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к данному (т.е. реализованному) объекту недвижимости, а не к жилому дому.

Следовательно, нормы Указа № 72 распространяются на объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры к любым объектам недвижимости, а не только к жилым домам.
 
___________________
* Под эксплуатационной организацией понимается специализированная государственная организация, созданная в целях эксплуатации и обслуживания (обеспечения работоспособности) объектов инженерной (транспортной) инфраструктуры (п. 1.9 Указа № 72).
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 28 июль 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

8

До каких пор бухгалтер будет заложником нормотворческих перипетий?

8

Налоги

9

Об установлении перечня видов культурных ценностей, освобождаемых от налога на добавленную стоимость при их ввозе на территорию Республики Беларусь, а также при реализации на территории Республики Беларусь

9

Тарифы и цены

11

О приостановлении действия предельных минимальных цен и внесении изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 5 марта 2008 г. № 52

11

возвращаясь к напечатанному

11

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

12

Расчеты и кредиты

12

Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр

12

Комментарий к постановлению Совмина и Нацбанка от 06.07.2011 № 924/16

25

Комментарии

27

Изменения в оплате труда руководителей организаций

27

Молочные пасты облагают НДС по ставке 10 % с 1 января 2011 года

32

О направлении информации

34

Продолжительность отпуска отдельных категорий педагогических работников увеличена

35

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

36

документальная ретроспектива

38

О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами

38

перечень документов, посвященных одному вопросу

46

Отходы производства: правильно применяйте законодательство на практике

46

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

50

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Земельный налог: налоговая практика 2011 года

50

УСН: от правильного определения налоговой базы зависит правильное исчисление налога

53

Давальческая переработка сырья: объектов для исчисления НДС может быть несколько

57

Договор комиссии: исчисление НДС производит комиссионер

62

ВОПРОС – ОТВЕТ

69

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

79

Новации в формировании отчислений в инновационные фонды в 2011 году

79

мнения специалистов

88

Безвозмездная передача объектов инженерной и транспортной инфраструктуры: основные вопросы решены

88

У ВАС ПРОВЕРКА

91

Объект контроля – арендная плата за землю

91

судебная практика

97

Таможенный союз спасает от штрафа (история одного судебного спора)

97

события. подробности

98

Вручены дипломы ИСФМ

98

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

99

Расчеты с нерезидентом: возможен выбор валюты расчетов

99

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

104

Почему наличие у организации переплаты в бюджет по налогам и сборам не уменьшает размер штрафов в случае выявления нарушений в ходе проверки?

104

за рубежом

106

Технологии противоправных поглощений российских предприятий

106

приглашаем на работу

110

РЕКЛАМА

110

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 16 по 22 июля 2011 го­да

112