AA

Участие банка в процедуре взыскания налогов и пени: практические ситуации и их решения

Налоговым кодексом РБ (далее – НК) предусмотрены способы обеспечения исполнения налоговых обязательств, пени и принудительные меры по их исполнению.

Среди принудительных мер наиболее применяемыми являются взыскание налогов за счет денежных средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) – организации (далее – плательщик), а также приостановление операций по счету плательщика.

Порядок применения указанных мер имеет много особенностей, которые бухгалтеру важно не только знать, но и уметь правильно применять на практике.

Ситуация 1. Банк не рассматривает заявления дебиторов при бесспорном списании денежных средств с их счетов

Банк списал с организации, как с дебитора недоимщика по налогам, денежные средства в сумме, указанной в платежном требовании и решении налогового органа о взыскании.

Организация-дебитор при поступлении платежного требования письменно проинформировала банк, что задолженность перед недоимщиком составляет меньшую сумму.

Однако банк не принял эту информацию во внимание.

Правомерны ли действия банка по списанию?

Правомерны.

В изложенной ситуации действия банка правомерны, поскольку он списал денежные средства в той сумме, которая была указана в платежном требовании и решении налогового органа о взыскании.

Дебитор в случае необоснованного взыскания с него денежных средств вправе потребовать возмещения причиненных убытков, но только с плательщика, который представил недостоверные сведения в инспекцию МНС. Обоснуем наш вывод.

НК предусмотрены способы обеспечения исполнения налоговых обязательств, пени и принудительные меры по их исполнению (гл. 5 и 6 НК соответственно).

Одна из таких мер – взыскание налога, пени за счет денежных средств и (или) другого имущества плательщика, дебиторов плательщика-организации (ст. 55 НК). Порядок такого взыскания конкретизирован в ст. 58 НК.

Так, взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов плательщика-организации производится в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту постановки на учет плательщика или таможенного органа, осуществляющего взыскание таможенных платежей (далее – решение).

Такое решение должно приниматься с учетом сроков исполнения обязательств между плательщиком и его дебиторами. Оно выносится в отношении одного или нескольких дебиторов плательщика на основании справки наличия дебиторской задолженности у плательщика, оформленной налоговым органом на основании (по результатам):

– документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) в соответствии с подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК.

Плательщики обязаны вести учет дебиторской задолженности и не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности (подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК);

– документов, представленных органами Комитета государственного контроля РБ;

– мероприятий по выявлению имущества плательщика, а также его дебиторов;

– проверки, проведенной налоговым или таможенным органом;

– заявления плательщика об уступке требования кредитора и документа (акта сверки или иного подписанного дебитором и плательщиком документа), подтверждающего наличие дебиторской задолженности у плательщика и кредиторской задолженности у дебитора плательщика.

Решение должно содержать указание на счета дебитора плательщика и сумму, подлежащую взысканию, которая не может превышать сумму дебиторской задолженности этого дебитора плательщику.

Банки обязаны в очередности, установленной законодательством, исполнять платежную инструкцию плательщика на перечисление налогов, сборов (пошлин), пеней, а также решение налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средствплательщика, дебиторов плательщика-организации (ст. 48 НК).

В последнем случае списание этих средств со счетов производится в бесспорном порядке (ст. 207 Банковского кодекса РБ, далее – БК), который означает списание средств со счета плательщика без его согласия.

Порядок бесспорного списания детально регламентирован положениями гл. 11 Инструкции № 66*.
__________________________
* Инструкция о банковском переводе, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66 (далее – Инструкция № 66).

Из них следует, что банки проверяют по формальным основаниям правильность заполнения платежного требования и соответствия данных, указанных в платежном требовании и решении соответствующего государственного органа о взыскании. При этом банк не рассматривает возражения плательщиков по списанию с их счетов денежных средств в бесспорном порядке (часть вторая ст. 207 БК).

Таким образом, банк не должен предпринимать каких-либо действий в связи с заявлениями владельца счета (в этом и состоит суть бесспорного списания средств).

От редакции:

Форма справки о наличии дебиторской задолженности у плательщика налогов, сборов (пошлин) иного обязанного лица – организации утверждена постановлением МНС РБ от 20.12.2012 № 42. Ее составляют налоговые и таможенные органы при взыскании указанных платежей за счет средств дебиторов.

В этой справке присутствует графа, в которой указывается наименование конкретного плательщика, несущего ответственность за достоверность предоставленных сведений о дебиторах и суммах дебиторской задолженности.

Ситуация 2. При приостановлении операций по счету порядок осуществления расходных операций ограничен.

Налоговая инспекция приостановила операции по счету организации.

Можно ли в этот период выплачивать заработную плату и осуществлять срочные платежи, необходимые для функционирования юридического лица?

Можно при соблюдении определенных условий.

В изложенной ситуации производить выплату заработной платы организация вправе только при наличии разрешения налогового органа, приостановившего операции по счету, иные операции, с учетом норм Указа "О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359" (далее – Указ № 267). Обоснуем наш вывод.

Порядок осуществления расходных операций по счетам при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, а также приостановления операций определен БК, НК, а также Указом № 267.

Приостановлением операций плательщика (иного обязанного лица) по счетам в банке по решению налогового органа признается прекращение банком всех расходных операций по данному счету (ст. 53 НК).

Указанное ограничение не распространяется на операции:

– связанные с осуществлением платежей в бюджет либо государственные внебюджетные фонды, в т.ч. Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, по обязательствам лица, операции по счетам которого приостановлены;

– связанные с исполнением банком решений налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов лица, операции по счетам которого приостановлены, при отсутствии в банке решения о приостановлении операций по счетам, принятого органом Комитета государственного контроля, и постановлений (определений) о наложении ареста;

– осуществляемые за счет денежных средств плательщика, учитываемых на корреспондентских счетах, благотворительных счетах, открытых для внесения (поступления) иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, специальных счетах, открытых в соответствии с законодательными актами;

– в случаях, установленных законодательными актами.

Расходные операции по счетам прекращаются при наличии в банке:

1) одновременно постановления прокурора или его заместителя, органа уголовного преследования, должностного лица органа, ведущего административный процесс, постановления (определения) суда (судьи) о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах, в банковских вкладах (депозитах) и решения уполномоченного органа (органа КГК, налогового, таможенного органа, Минфина, его территориального органа, местного финансового органа) о приостановлении операций по таким счетам в банке;

2) только решения о приостановлении операций по счетам.

Приостановление операций действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций до его отмены.
Указом № 267 определены виды платежей, которые организация может осуществлять независимо от приостановления операций по счету, наложения ареста на денежные средства, а также платежей, которые могут производиться в случае применения указанных ограничительных мер при соблюдении определенных условий (см. таблицу):


__________________________
* Постановление МНС РБ от 31.12.2010 № 97 "Об установлении форм документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами при обеспечении исполнения налогового обязательства, уплаты пеней, взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней, иных обязательных платежей, контроль за исчислением и (или) уплатой которых возложен на налоговые органы, осуществлении контроля за соблюдением законодательства".

Порядок осуществления вышеназванных операций будет иметь определенные особенности в зависимости от того, применяются ограничительные меры одновременно либо одна из них:

1) на денежные средства, находящиеся на счете, наложен арест (операции по счету не приостановлены).

Операции могут осуществляться в пределах суммы, на которую наложен арест, только с разрешения лица (органа), наложившего арест (не действует очередность платежей, определенная Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента РБ от 29.06.2000 № 359 (далее – Порядок № 359)). Если на счете имеются в наличии средства сверх суммы, на которую наложен арест, операции с этими средствами осуществляются в очередности, определенной Порядком № 359;

2) операции по счету приостановлены (арест не наложен).

К осуществляемым операциям могут быть применены в полной мере правила, изложенные в таблице;

3) операции по счету приостановлены, на денежные средства, находящиеся на счете, наложен арест.

К осуществляемым операциям могут быть применены в полной мере правила, изложенные в таблице.

Таким образом, выплата заработной платы может производиться только с разрешения налогового органа, приостановившего операции по счету.

Ситуация 3. Без согласия ФСЗН нельзя отозвать из банка (территориального органа) неисполненное платежное поручение

В банк было представлено несколько платежных поручений, включая поручения на перечисление платежей в ФСЗН. Они были помещены в картотеку.

Можно ли отозвать из картотеки неисполненные платежные поручения по платежам в ФСЗН?

Нельзя.

Неисполненные платежные поручения можно отозвать только с согласия органов Фонда.

Право отозвать (изменить) выданные банку платежные инструкции предусмотрено Инструкцией № 66. Для этого плательщику (взыскателю) надо представить банку заявление до момента совершения банком фактических действий по их исполнению.

Справочно: под фактическими действиями по исполнению платежных инструкций следует понимать:

– зачисление денежных средств на корреспондентский счет "Лоро";

– направление межбанковского платежного поручения в банк-корреспондент в целях исполнения платежной инструкции инициатора банковского перевода;

– иные действия, определенные законодательством (п. 18 Инструкции № 66).

Заявление на отзыв (изменение) платежной инструкции должно содержать дату, номер и сумму платежной инструкции, наименование и номер счета плательщика, наименование банка плательщика, наименование и номер счета бенефициара (взыскателя), наименование банка-получателя и другую необходимую информацию. Данное заявление представляется на бумажном носителе в 2 экземплярах или в электронном виде (аналогично способу представления платежной инструкции) плательщиком в банк-отправитель по платежным инструкциям, выданным или акцептованным плательщиком.

Однако указанное право можно реализовать только при соблюдении норм Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40 (далее – Положение). Оно обладает в отношении Инструкции № 66 большей юридической силой.

В случае получения средств на выплаты работникам во внеочередном порядке плательщики одновременно представляют в банки платежные поручения на перечисление обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование, исчисленных из получаемой (истребуемой) суммы в размерах, установленных законодательством (п. 12 Положения).

Без согласия органов Фонда плательщики не вправе отзывать из банков (территориальных органов) неисполненные платежные поручения, в т.ч. и при осуществлении выплат в натуральной форме.

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup