AA

Проверяющие произвели корректировку налоговых обязательств: как отстоять свои права?

В секции «Проверки», состоявшейся в рамках четвертой практической конференции для бухгалтеров «Главбух-2020», приняла участие Элла Владимировна Онуфриевич, адвокат, осуществляющий адвокатскую деятельность индивидуально, автор многочисленных публикаций в журнале «Главный Бухгалтер».

В ходе своего выступления она рассказала, что может предпринять организация, получившая заключение Департамента финансовых расследований (далее – ДФР), составленное по основаниям п. 4 ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).

Данная тема вызвала широкий резонанс среди читателей нашего издания. Предлагаемый материал содержит ответы автора на вопросы, поступившие от участников конференции |*|.

* Вопрос недели на тему «Может ли плательщик избежать административной ответственности, если он не получил уведомление о представлении документов на проверку»

Главный бухгалтер явился по вызову в ДФР.

Сотрудник данного органа попросил бухгалтера рассказать о «незаконных» сделках предприятия по поставке товара в Россию и предупредил, что если она это не сделает, то ДФР самостоятельно, без обращения в суд и без составления акта проверки, произведет корректировку налоговой базы, вследствие чего предприятию доначислят налоги.

Может ли сотрудник ДФР «пугать» бухгалтера проверками и доначислением налогов?

Нет, не может.

Деятельность органов финансовых расследований осуществляется на принципах законности, уважения и соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций (ст. 4 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь»; далее – Закон № 414-З).

Работник органов финансовых расследований во всех случаях ограничения прав гражданина обязан разъяснить ему основания для такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности (ст. 12 Закона № 414-З).

 

Бухгалтер отказался дать пояснения на вопросы, задаваемые сотрудником ДФР.

Могут ли органы ДФР корректировать налоговую базу и сумму налогов без проведения проверки?

Да, могут.

Надо отметить, что органы ДФР имеют право корректировать налоговую базу и сумму налогов без проведения проверки |*| независимо от того, «сотрудничает» с ними бухгалтер или нет.

* Информация о предупредительных проверках

Такое право предоставлено органам ДФР постановлением КГК Республики Беларусь от 09.07.2019 № 3, которым утверждена Инструкция о порядке составления и направления заключений об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налога (сбора), а также оформления и направления информации (далее – Инструкция № 3).

Инструкция № 3 определяет порядок составления и направления ДФР КГК организациям (ИП):

– заключений об установлении оснований, указанных в п. 4 ст. 33 НК, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) (далее – заключение). Форма заключения содержится в приложении 1 к Инструкции № 3;

– информации о выявленных фактах совершения ими хозяйственных операций с субъектом предпринимательской деятельности, в отношении которого составлено заключение (далее – информация).

 

Так как органы ДФР имеют право производить корректировку налоговой базы и без проведения проверки, получается, что они могут проводить ее по любым сделкам на свое усмотрение.

Означает ли это, что органы ДФР в данном случае бесконтрольны?

Нет, корректировка налоговой базы органами ДФР производится не по их усмотрению, бесконтрольно, а строго в рамках требований Инструкции № 3.

Для проведения корректировки органы ДФР должны иметь в совокупности основания, факты, доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств.

Основания указаны в п. 4 ст. 33 НК:

– установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов);

– основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора);

– отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).

Факты – это документальное подтверждение совершения предприятием правонарушения в экономической сфере. Например, протоколы опросов, допросов; акты осмотра, выемки; полученные сведения из различных органов, учреждений и т.д.

Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств:

1) на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях поступала выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и при этом при наличии соответствующих объектов налогообложения в налоговые органы представлены налоговые декларации (расчеты) по налогам и сборам, уплачиваемым из выручки (валовой выручки), данные которых свидетельствуют об отсутствии этих объектов налогообложения, либо такие налоговые декларации (расчеты) не представлены в течение двух отчетных периодов подряд;

2) сумма денежных средств, поступившая на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях за месяц, превысила 5 000 базовых величин (на момент поступления денежных средств) и при этом представитель субъекта предпринимательской деятельности не располагает сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства;

3) фактически от имени субъекта предпринимательской деятельности действует не уполномоченное в установленном порядке лицо или печати, бланки документов с определенной степенью защиты и платежные инструменты субъекта предпринимательской деятельности переданы лицу, не уполномоченному на их хранение и (или) использование, либо лицу, передача которому этих печатей, бланков и платежных инструментов не допускается в соответствии с законодательством.

 

Как органы ДФР устанавливают факты и собирают доказательства для составления заключения?

Основания, факты и доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств для корректировки налоговой базы, как указано в п. 3 Инструкции № 3, устанавливаются органами ДФР по результатам проверки и (или) в ходе расследования уголовного дела.

Обращаю внимание, что основания, факты и доказательства могут быть установлены при проведении проверок и расследований уголовных дел не только в отношении предприятия, которому предложат откорректировать налоговую базу, но и в отношении любых иных субъектов.

ДФР может сделать вывод о наличии оснований, фактов и доказательств для составления заключения исходя из информации, сведений, содержащихся, например, в протоколах опросов, допросов директоров, водителей, работников предприятия; в актах осмотра помещений, компьютеров; в протоколах изъятия документов, техники; в полученных сведениях из органов связи, пограничных, таможенных служб и т.д. |*|

* Действия, которые может предпринять организация на стадии до вынесения решения по акту проверки

При этом, каков должен быть объем информации для того, чтобы сделать вывод о достаточности оснований, фактов и доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств для корректировки налоговой базы, – это личное понимание и оценка сотрудника ДФР.

 

Предположим, что ДФР имеет все основания для корректировки налоговой базы. При опросе главного бухгалтера сотрудник ДФР предлагает к определенному сроку произвести корректировку по конкретной хозяйственной операции и доплатить налоги.

Законны ли требования сотрудника?

Нет, незаконны.

Основанием для проведения субъектом корректировки налоговой базы является составленное органом ДФР заключение, которое должно содержать:

– наименование (фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется)) субъекта предпринимательской деятельности;

– учетный номер плательщика;

– предусмотренное п. 4 ст. 33 НК основание, об установлении которого составлено заключение;

– ссылку на документы (информацию, материалы), подтверждающие наличие одного или нескольких оснований, указанных в п. 4 ст. 33 НК, а также фактов и обстоятельств, указанных в п. 3 Инструкции № 3;

– подтвержденный документами (информацией, материалами) период, в течение которого установленное заключением основание влечет корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) |*|.

* Допускаемые организациями искажения данных бухгалтерского учета и отчетности и их последствия

При этом заключение составляется в 2 экземплярах, подписывается заместителем Председателя КГК – директором ДФР или его заместителем и скрепляется печатью.

Заключение вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) субъекту предпринимательской деятельности или его представителю в течение 3 рабочих дней с момента его составления.

 

Организация по объективным причинам временно не находится по юридическому адресу, поэтому не получает почту.

Что будет, если в адрес организации направят заключение, а она его не исполнит по причине, указанной в ситуации?

Заключение должно быть исполнено.

Как указано в Инструкции № 3, при отсутствии субъекта предпринимательской деятельности, а также представителя субъекта предпринимательской деятельности по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о государственной регистрации), и (или) по последнему месту нахождения (месту жительства), известному ДФР, заключение направляется по последнему известному ДФР месту нахождения (месту жительства) такого субъекта предпринимательской деятельности или его представителя.

В этом случае субъект предпринимательской деятельности считается надлежащим образом ознакомленным с ним, а заключение – полученным по истечении 3 рабочих дней со дня направления.

 

При работе с тем или иным субъектом хозяйствования предполагаешь, что партнер по сделке является добросовестным. Однако на практике иногда бывает по-иному.

Как можно узнать, выносилось ли органами ДФР в отношении партнера по сделке заключение?

Информация о составленных заключениях размещается на официальном сайте КГК не позднее 5 рабочих дней с момента их составления и включает следующие сведения:

– наименование (фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется)) субъекта предпринимательской деятельности;

– учетный номер плательщика;

– предусмотренное п. 4 ст. 33 НК основание, об установлении которого составлено заключение;

– подтвержденный документами (информацией, материалами) период, в течение которого установленное заключением основание влечет корректировку налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора).

Сайт КГК: www.kgb.by/ru, раздел «Сведения о составленных ДФР КГК заключениях» |*|.

* Результаты контрольной деятельности за 2019 г.

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup