AA

Арендную плату за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, исчисляем по-новому

С 16 мая 2020 г. вступил в силу комментируемый Указ № 160 , которым внесены изменения в порядок исчисления и уплаты организациями арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

Рассмотрим, на что надо обратить внимание бухгалтеру, чтобы своевременно учесть произошедшие изменения.

Единство подходов к исчислению арендной платы за земельные участки и земельного налога

Нормативные предписания Указа № 160 [1] распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2020 г., и нацелены на обеспечение единых подходов к исчислению и уплате ежегодных платежей в виде земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности. Внесение изменений в ранее действовавший порядок исчисления и уплаты организациями арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, продиктовано отменой Указа № 101 [2]  и единством исчисления арендной платы за земельные участки и земельного налога, установленных гл. 20 НК [3] и Указом № 503 [4].

Указ № 160  устанавливает основные аспекты определения ежегодной арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной собственности (далее – земельный участок), контроля за соблюдением порядка исчисления и уплаты арендной платы, определяет права местных исполнительных комитетов и администраций свободных экономических зон, предусматривает переходные нормы для 2020 г. Кроме того, данным Указом утверждено Положение № 160 [5].

Для приведения в соответствие с НК  Указ № 160  устанавливает единство терминологии и подходов к порядку исчисления, освобождения от уплаты и размерам ставок арендной платы за земельные участки, идентичные подходам по земельному налогу |*|.

* Право на предоставление отсрочки налогового кредита по земельному налогу

Среди основных новаций, внесенных Указом № 160  и Положением № 160 [5] с 1 января 2020 г., необходимо выделить следующие:

1) отменено право местных исполнительных комитетов, администраций свободных экономических зон увеличивать до 10 раз размер ежегодной арендной платы за земельные участки (части земельных участков), занятые неиспользуемым (неэффективно используемым) имуществом;

2) отменено взимание в 10-кратном размере ежегодной арендной платы за земельные участки, используемые не по целевому назначению, не используемые в течение сроков, определенных законодательными актами, занятые до оформления правоудостоверяющих документов;

3) отменено применение коэффициента 2 к размеру ежегодной арендной платы за земельные участки (части земельных участков), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства;

4) сокращен диапазон увеличения (уменьшения) размера ежегодной арендной платы местными исполнительными комитетами и администрациями свободных экономических зон.

Важно! С 1 января 2020 г. размер ежегодной арендной платы может быть увеличен (уменьшен) не более чем в 2 раза (абз. 3 подп. 3.2 и подп. 3.3 п. 3 Указа № 160 ).

Справочно: аналогичный подход установлен НК в отношении земельного налога.

 

Размер арендной платы за земельные участки зависит от даты принятия решения местными исполнительными комитетами

Порядок исчисления арендной платы за земельные участки в 2020 г. зависит от ограничения возможного диапазона увеличения (уменьшения) местными исполнительными комитетами и администрациями свободных экономических зон размера ежегодной арендной платы. Так, с 1 января по 31 декабря 2020 г. исчисление и уплата юридическими лицами арендной платы производятся в увеличенном (уменьшенном) размере согласно решениям местных исполнительных комитетов, администраций свободных экономических зон, принятым в 2020 г. в соответствии с подп. 3.2 и 3.3 п. 3 Указа № 160  (п. 8 Указа № 160 ). При буквальном прочтении приведенных норм следует вывод, что при исчислении арендной платы за земельные участки в 2020 г. будут применяться только те решения, которые:

– во-первых, приняты в 2020 г.;

– во-вторых, приняты в соответствии с подп. 3.2 и 3.3 п. 3 Указа № 160 .

По мнению автора, законодатель не предполагает отмену принятых до 1 января 2020 г. решений местных исполнительных комитетов, которыми установлено увеличение (уменьшение) размеров ежегодной арендной платы, укладывающееся в диапазон, предусмотренный Указом № 160 . В связи с этим возможны следующие ситуации:

– решение местных исполнительных комитетов об увеличении (уменьшении) размера ежегодной арендной платы не более чем в 2 раза принято до 1 января 2020 г.

В этом случае решение будет действовать в 2020 г. и не требуется принятия другого решения в соответствии с Указом № 160 . Не следует вносить изменения и дополнения в часть II «Расчет суммы арендной платы за земельные участки» налоговой декларации (расчета) |*| по земельному налогу (суммы арендной платы за земельные участки) с организаций (далее – часть II налоговой декларации);

* Заполнение налоговой декларации по земельному налогу и арендной плате за земельные участки при предоставлении отсрочки и налогового кредита

– решение местных исполнительных комитетов принято до 1 января 2020 г. и предусматривает увеличение (уменьшение) размера ежегодной арендной платы более чем в 2 раза (до принятия Указа № 160 ).

В этой ситуации необходимо принятие дополнительного решения в соответствии с Указом № 160 , которое распространит свое действие на период с 1 января 2020 г. Также необходимо внести изменения и дополнения в часть II налоговой декларации.

Важно! Если новое решение местными исполнительными комитетами с учетом предписаний Указа № 160  не будет принято, то в 2020 г. арендную плату следует исчислять в однократном размере без каких-либо уменьшений и увеличений;

5) установлены понижающие коэффициенты к размеру ежегодной арендной платы за земельные участки (части земельных участков), на которых расположены возведенные юридическими лицами после 1 января 2019 г. капитальные строения (здания, сооружения), их части (п. 6 Указа № 160 );

6) для автомобильных заправочных и газонаполнительных станций в приложении 1 к Указу № 160  установлен коэффициент (используемый для определения размера арендной платы) к кадастровой стоимости 0,02.

С учетом функционального использования земельных участков по отдельным из них установлены фиксированные размеры арендной платы в зависимости от кадастровой стоимости, проиндексированные на прогнозный уровень инфляции в целях их адаптации к инфляционным процессам (приложение 1 к Указу № 160).

Мнение эксперта

С точки зрения арендаторов земельных участков, на фоне ряда позитивных изменений в Указе № 160  не решен вопрос о неначислении пеней |*| в ряде случаев, которые могут возникнуть в связи со вступлением в силу законодательного акта, а именно:

* Правоприменительная практика привлечения к ответственности за налоговые нарушения

– принятие решений местными исполнительными комитетами и администрациями свободных экономических зон о снижении (увеличении) размера годовой арендной платы с 2,5 до 2 раз приведет к необходимости пересчета годовой суммы арендной платы в сторону уменьшения. Данный факт повлияет на сумму затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, и необходимость перерасчета налога на прибыль, что может повлечь начисление пеней;

– применение с 1 января 2020 г. освобождения по арендной плате за земельные участки по основаниям, предусмотренным Указом № 160 , приведет к необходимости пересчета годовой суммы арендной платы в сторону уменьшения. Эти основания повлияют на сумму затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении прибыли, что приведет к недоплате налога и повлечет начисление пеней;

– утрата с 1 января 2020 г. освобождения от арендной платы по земельным участкам (частям земельных участков) при сдаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на таких земельных участках, приведет к пересчету годовой суммы арендной платы за земельные участки и необходимости дополнительной уплаты пени;

– приобретение бюджетными организациями с 1 января 2020 г. обязанности производить уплату арендной платы за земельные участки по земельным участкам (частям земельных участков) при сдаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на таких земельных участках, приведет у этих организаций к необходимости доплаты арендной платы за земельные участки и уплаты пени;

– применение понижающих коэффициентов к размеру ежегодной арендной платы за земельные участки |*| с 1 января 2020 г. (приложение 3 к Указу № 160 ) приведет к необходимости пересчета годовой суммы арендной платы в сторону уменьшения. Этот подход повлияет на сумму затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении прибыли, и может повлечь начисление пени.

* Особенности уплаты платежей за землю

Документы к статье

[1] Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2020 № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее – Указ № 160)

[2] Указ Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее – Указ № 101)

[3] Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК)

[4] Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении» (далее – Указ № 503)

[5] Положение о порядке определения, исчисления и уплаты арендной платы, утвержденное Указом № 160 (далее – Положение № 160)

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup