AA

Использование программной кассы при приеме наличных денег: отвечаем на вопросы

Предлагаем вниманию читателей вопросы по порядку использования программных касс, поступившие от участников круглого стола, прошедшего в редакции журнала «Главный Бухгалтер». Данное мероприятие было организовано Ассоциацией налогоплательщиков совместно с МНС Республики Беларусь при участии члена Ассоциации налогоплательщиков ООО «АГЕНТСТВО ВЛАДИМИРА ГРЕВЦОВА».

Ответы на вопросы подготовил гость мероприятия – Сергей Иванович Колыкин, консультант управления электронных систем контроля главного управления контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь |*|.

* Ответы специалиста МНС на вопросы читателей по теме «Как избежать нарушений при приеме наличных денежных средств под контролем СКНО»

 

Ситуация 1

Использование программной кассы при оказании услуг почтовой связи и транспортно-экспедиционных услуг

Организация планирует использовать в своей деятельности для приема денежных средств программные кассы «ПК IKASSA smart&card» v.1.0.1 (оператор программной кассовой системы – ООО «АЙЭМЛЭБ»).

1. Может ли данный вид программной кассы использоваться при оказании услуг почтовой связи и транспортно-экспедиционных услуг?

 

Да, может.

Программные кассы могут использоваться в сферах торговли, общественного питания, услуг (кроме автомобильных перевозок пассажиров), за исключением случаев, когда в этих сферах в соответствии с законодательством для приема денежных средств используются специальные компьютерные системы (п. 6 Положения № 10 ) |*|*|.

** Последние новации, внесенные в Положение № 10

Специальная компьютерная система используется для приема денежных средств при оказании услуг и осуществлении торговли национальным оператором почтовой связи (п. 27 Положения № 924/16 [2]).

Программная касса «ПК IKASSA smart&card» v.1.0.1 используется в следующих сферах:

– сфера торговли (кроме торговых объектов с торговой площадью свыше 650 м2);

– сфера общественного питания (кроме объектов общественного питания, в которых предусмотрено обслуживание потребителя за столиком и обеспечивается выдача счета);

– сфера услуг (кроме автозаправочных станций и автомобильных перевозок пассажиров).

Таким образом, если организация оказывает услуги почтовой связи и транспортно-экспедиционные услуги, то для приема денежных средств при оказании данных услуг может использоваться программная касса «ПК IKASSA smart&card» v.1.0.1 (оператор программной кассовой системы – ООО «АЙЭМЛЭБ»).

2. Какой адрес будет являться адресом установки программной кассы, если такие кассы будут использоваться вне стационарного объекта: на транспорте при оказании транспортно-экспедиционных услуг и услуг почтовой связи с доставкой грузов (почтовых отправлений) на адрес получателя или иное оговоренное место?

Если организацией программная касса будет использоваться при оказании транспортно-экспедиционных услуг и услуг почтовой связи с доставкой грузов (почтовых отправлений) на адрес получателя или иное оговоренное место, то по заявке организации при внесении информации в ЦОД СККО может быть указано в качестве адреса места нахождения программной кассы место отгрузки грузов, если оно постоянное, либо юридический адрес организации.

Справочно: РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» в отношении пользователей программных касс в центр обработки данных системы контроля кассового оборудования (далее – ЦОД СККО) вносит, помимо прочего, следующую информацию:

– наименование юридического лица, фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя;

– адрес места нахождения программной кассы;

– тип (вид) объекта (при наличии), в котором используется программная касса (п. 23 Инструкции № 9 [3]).

Обращаем внимание, что в настоящее время юридические лица могут использовать только то кассовое оборудование, которое подключено к СККО. Такое оборудование не подлежит регистрации в налоговом органе.

Важно! В ЦОД СККО вносится информация об используемом организацией кассовом оборудовании |*| – т.е. о программной кассе.

* Порядок использования кассового оборудования в 2020 г.

3. Обязан ли кассир выводить суточный (сменный) отчет (Z-отчет) по окончании рабочего дня (смены), если в течение этого рабочего дня (смены) отсутствовали операции с денежными средствами?

Да, обязан.

По окончании рабочего дня (смены) кассир выводит в соответствии с эксплуатационной документацией, руководством пользователя суточный (сменный) отчет (Z-отчет) (п. 6 Положения № 924/16 ).

Таким образом, по окончании рабочего дня (смены) кассир обязан вывести на кассовом оборудовании, на котором была открыта смена (в дни использования указанного оборудования), суточный (сменный) отчет (Z-отчет) независимо от того, были или отсутствовали (проводились/не проводились) на этом кассовом оборудовании операции с денежными средствами.

Важно! С 9 октября 2020 г. суточный (сменный) отчет (Z-отчет), формируемый программной кассой, должен содержать следующую информацию:

– наименование продавца (исполнителя);

– учетный номер плательщика (УНП);

– регистрационный номер программной кассы в СККО;

– наименование оформляемого документа («Суточный (сменный) отчет (Z-отчет)»);

– порядковый номер суточного (сменного) отчета (Z-отчета);

– дату и время открытия смены;

– дату и время формирования (распечатывания) суточного (сменного) отчета (Z-отчета);

– наименование и (или) код валюты;

– сумму и количество служебных внесений денег (по каждой валюте);

– сумму и количество служебных выдач денег (по каждой валюте);

– сумму и количество возвратов (по каждой валюте);

– сумму и количество аннулирований (по каждой валюте);

– сумму и количество отмен платежных документов (по каждой валюте);

– сумму и количество коррекций в платежных документах (по каждой валюте) в случае реализации в программной кассе данной функции;

– количество оформленных за сутки (смену) платежных документов;

– номера первого и последнего платежных документов в смене (сутках) по данному суточному (сменному) отчету (Z-отчету);

– сумму продаж по каждому виду платежного средства (по каждой валюте);

– итог сменных продаж (по каждой валюте);

– уникальный идентификатор;

– иную информацию, необходимую пользователю программной кассы.

При использовании программной кассы в системе возврата НДС в платежном документе помимо вышеуказанной информации должны указываться:

– код ставки НДС по каждой продаже или величина ставки налога (в процентах) с суммой налога по каждой продаже;

– код ставки НДС с величиной ставки налога (в процентах) и общей суммой налоговой ставки (если используется код налоговой ставки) (п. 17 Положения № 10) |*|.

* Комментарий к новациям, внесенным в Положение № 10

Справочно: с 9 августа 2020 г. функция формирования в суточном (сменном) отчете (Z-отчете) информации о сумме и количестве коррекций (в связи с отказом покупателя от части товаров до формирования платежного документа, отражающего фактическую сумму оплаты) рассматривается как необязательная.

4. Какие кассовые документы надо передавать в центр обработки данных оператора программной кассовой системы?

Программная касса должна формировать и передавать в указанный центр в электронном виде информацию о совершаемых событиях, а также следующие кассовые документы:

– платежный документ;

– документ, подтверждающий совершение операции регистрации внесения наличных денежных средств, полученных перед началом работы (смены);

– документ, подтверждающий совершение операции регистрации изъятия суммы наличных денежных средств;

– документ, подтверждающий совершение операции регистрации факта возврата денежных средств;

– документ, подтверждающий совершение операции регистрации аннулирования ошибочно сформированного платежного документа;

– суточный (сменный) отчет (Z-отчет).

 

Ситуация 2

Использование программной кассы при перевозке пассажиров автомобилем-такси

Организация оказывает услуги по выполнению автомобильных перевозок пассажиров автомобилем-такси.

Возможно ли применение программных касс при перевозке пассажиров автомобилями-такси?

Нет, в настоящее время это невозможно.

Услуги по автомобильным перевозкам пассажиров не входят в сферу применения программных касс исходя из норм, закрепленных в Законе № 278-З [4] и постановлении № 972 [5].

В частности, одной из обязанностей автомобильного перевозчика в соответствии со ст. 32 Закона № 278-З  является использование в случаях, предусмотренных Законом № 278-З  или иными актами законодательства, кассового суммирующего аппарата, кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, тахографа. Транспортные средства, в которых производится оплата пассажирами проезда наличными денежными средствами (кроме случаев разрешенной продажи бланочных билетов), должны быть оснащены кассовыми суммирующими аппаратами транспорта или таксометрами, включенными в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем и используемыми в соответствии с законодательством (п. 16 постановления № 972 ).

Применение программных касс в сфере перевозок пассажиров будет возможно только после внесения необходимых изменений в Закон № 278-З  и их принятия |*|.

* Порядок приема наличных денег автомобилями-такси

Документы к статье

[1] Положение о требованиях к программной кассовой системе, программной кассе, оператору программной кассовой системы, а также порядке работы комиссии по оценке на соответствие предъявляемым требованиям, утвержденное постановлением МНС Республики Беларусь от 29.03.2018 № 10 (далее – Положение № 10)

[2] Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16)

[3] Инструкция о порядке установки, обслуживания, снятия средства контроля налоговых органов и порядке осуществления функций центра обработки данных, утвержденная постановлением МНС Республики Беларусь от 02.03.2012 № 9 (далее – Инструкция № 9)

[4] Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 278-З)

[5] постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров» (далее – постановление № 972)

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup