AA

Обязанности организаций при обращении с отходами производства

Заканчивается отчетный год – и организациям, осуществляющим обращение с отходами, неплохо бы проверить, все ли обязанности выполнены ими правильно. Например, обязанности в отношении отходов производства. И это понятно: ведь с 9 декабря 2019 г. законодательство об обращении отходов значительно изменилось и продолжает еще меняться |*|.

* Новации в сфере законодательства об отходах производства

Давайте рассмотрим обязанности организаций, осуществляющих обращение с отходами производства, с учетом новаций, произошедших в законо­дательстве, регулирующем порядок обращения с отходами.

Для организаций обязанности остались прежними. Есть исключения для микроорганизаций

Обязанности лиц, осуществляющих обращение с отходами производства, пре­имущественно установлены в ст. 17 Закона об обращении с отходами [1] и структурно сформулированы и выделены:

Если сравнивать обязанности юридических лиц, осуществляющих обращение с отходами производства, исключая микроорганизации, которые установлены новой редакцией Закона об обращении с отходами, с ранее действовавшими, то для таких лиц ничего не изменилось.

В 2020 г., как и ранее, организации обязаны:

1) обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами |*|;

* Новые правила классификации отходов производства

2) обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;

3) обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также их инструктаж, проверку знаний и повышение квалификации;

4) представлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, а также по запросу граждан, юридических лиц;

5) разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;

6) осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;

7) выполнять иные требования, нормы и правила, установленные Законом об обращении с отходами и иными актами законодательства об обращении с отходами, в т.ч. обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами;

8) назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;

9) разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение |*|;

* Правила и особенности разработки инструкции по обращению с отходами производства при наличии обособленных подразделений

10) вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом об обращении с отходами и иными актами законодательства об обращении с отходами (пп. 1 и 2 ст. 17 Закона об обращении с отходами).

 

Что изменилось в обязанностях микроорганизаций?

Обязанности в отношении микроорганизаций установлены подп. 5.14 п. 5 Декрета № 7 [2], а также Общими требованиями [3], утвержденными Декретом № 7.

Так, микроорганизация имеет право:

– не разрабатывать и не утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а следовательно, не обеспечивать их соблюдение;

– не вести учет отходов и не инвентаризировать их;

– не разрабатывать и не утверждать нормативы образования отходов производства и соответственно не обеспечивать их соблюдение;

– не назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами (подп. 5.14 п. 5 Декрета № 7, абз. 12, 14, 15 и 17 п. 2 Общих требований).

Вместе с тем микроорганизация обязана:

– обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов;

– обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их передачу (отчуждение) в целях обезвреживания и (или) использования, а также их хранение или захоронение в санкционированных местах хранения отходов или захоронения соответственно;

– представлять достоверную информацию об обращении с отходами, о вредных воздействиях на окружающую среду по требованию специально уполномоченных в этой области республиканских органов государственного управления или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан;

– планировать и выполнять мероприятия по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов (абз. 10, 11, 13 и 16 п. 2 Общих требований).

Таким образом, освобождение микроорганизации от обязанности разрабатывать и иметь в наличии документы по обращению с отходами не освобождает ее от необходимости совершать действия по сбору, временному хранению и передаче третьим лицам отходов, которые у нее образуются.

 

Ситуация

Обращение с отходами микроорганизацией, осуществляющей розничную торговлю

Микроорганизация занимается розничной торговлей на арендуемых площадях. Она не ведет документацию в области обращения с отходами согласно Декрету № 7.

Микроорганизация ввозит товар в картонной таре (коробках) из стран ЕАЭС, ежеквартально представляет отчет в ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» с указанием массы картонной упаковки и вносит специальную плату на счета оператора за сбор данных отходов.

Правомерны ли действия организации?

Розничная торговля микроорганизации на арендуемых площадях может приводить к образованию отходов упаковки (картонной, полимерной и т.д.), отходов от уборки торговых и иных площадей. А это значит, что микроорганизация обязана организовать обращение с образующимися у нее отходами.

Из содержания вопроса складывается следующее заблуждение.

Организации, на которых возлагается обязанность обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов отдельных товаров и упаковки на основании норм Указа № 313 [4] (утратил силу с 01.07.2020) и Указа № 16 [5] (вступил в силу с 01.07.2020), должны:

1) ежеквартально представлять ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» информацию о выполнении производителями и поставщиками в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки;

2) вносить специальную плату (если способом выполнения обязанности, установленной Указом № 313, Указом № 16, является внесение платы).

Почему-то считается, что выполнение специальной обязанности, установленной названными указами, посредством внесения платы, например, за ввезенную картонную упаковку, освобождает организацию от обязанности по обращению с отходами упаковки, которые образуются в результате деятельности организации. Это неверно. В этих указах нет соответствующей нормы. В этом, собственно, и состоит заблуждение.

Нужно понимать, что нормы Указов № 313 и № 16 |*| направлены на решение проблем с отходами, образующимися у населения, т.е. с отходами потребления.

* Комментарий к новациям, произошедшим с 01.07.2020 в сфере обращения отходов товаров и отходов упаковки

У обязанного лица согласно этим указам есть 2 варианта выполнения установленной обязанности:

1) организация сбора отходов, образующихся у населения;

2) внесение специальной платы.

Большинство организаций выбирает второй способ – внесение платы.

В то же время обязанное лицо при осуществлении своей деятельности является также производителем отходов, которые называются отходами производства. Образование отходов влечет возникновение специальных обязанностей, установленных ст. 17 Закона об обращении с отходами, а для микроорганизаций – еще и Декретом № 7.

Чтобы ответить на вопрос о том, достаточны и правильны ли действия организации, нужно знать:

– какие отходы образуются у микроорганизации в результате ее деятельности (розничной торговли на арендуемых площадях);

– какие у микроорганизации заключены договоры на передачу образующихся отходов с целью выполнения обязанностей согласно Закону об обращении с отходами и Декрету № 7 и т.д.

В данной ситуации однозначно можно сказать только следующее: микро­организация выполняет обязанность, установленную Указами № 313 и № 16, которая не исключает выполнение обязанностей, установленных Законом об обращении с отходами  и Декретом № 7.

Документы к статье

[1] Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее – Закон об обращении с отходами)

[2] Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7)

[3] Общие требования в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденные Декретом № 7 (далее – Общие требования)

[4] Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Указ № 313)

[5]  Указ Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки» (далее – Указ № 16)

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup