AA

Новые подходы в строительной деятельности в 2020 году

С 22 апреля 2020 г. изменены подходы к Правилам заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила № 1450). Это обусловлено вступлением в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2020 № 26 (далее – постановление № 26). От правильного оформления документов по договору строительного подряда как со стороны заказчика, так и со стороны подрядчика, продления сроков строительства и последующего ввода в эксплуатацию объектов строительства во многом зависит механизм исчисления отдельных налогов. В связи с этим важно знать:

– что изменилось в порядке продления сроков строительства;

– какие документы необходимо представлять заказчику для обоснования изменения (продления) сроков строительства объектов;

– какие дополнительные меры предусмотрены при согласовании изменения (продления) сроков строительства;

– какие новые требования будут предъявляться к генеральным проектировщикам и разработчикам разделов проектной документации.

На эти и другие вопросы по данной теме в ходе проведения круглого стола ответила Антонина Михайловна Петрушина, начальник юридического отдела Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

В каких случаях можно инициировать вопрос об изменении сроков строительства объекта?

С учетом объективных причин.

Сроки строительства объекта (выполнения строительных работ), устанавливаемые в договоре, не должны превышать продолжительности строительства, определенной проектной документацией и условиями процедур закупок. Только в исключительных случаях возможно изменение (продление) сроков строительства объектов (за исключением объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента или Правительства) (п. 17 Правил № 1450). В каждом конкретном случае при рассмотрении вопроса об изменении сроков строительства устанавливают объективные причины, повлекшие необходимость продления сроков строительства |*| объектов.

* Как принять работы, когда сроки исполнения прошли

 

Каков порядок рассмотрения вопроса об изменении (продлении) сроков строительства объекта?

Согласование с уполномоченными органами.

Процедура изменения (продления) сроков строительства зависит от вида и источников финансирования объектов строительства.

Конкретные органы, с которыми необходимо согласовать продление сроков строительства объектов, определены в новой редакции п. 17 Правил № 1450:

– Минстройархитектуры и Минэкономики Республики Беларусь – рассмотрение вопросов об изменении сроков строительства по объектам, строительство которых осуществляется с привлечением средств республиканского бюджета;

– городские (г. Минска, городов областного подчинения), районные исполкомы – в отношении объектов жилищного строительства при первичном обращении об изменении (продлении), а также иных объектов строительства, финансируемых без привлечения средств республиканского бюджета;

– областные, Минский городской исполкомы – в отношении объектов жилищного строительства (при повторном изменении (продлении) сроков строительства).

До окончания срока строительства объекта, указанного в договоре, заказчик в установленные сроки должен обратиться в соответствующий орган с заявлением, содержащим предложение о новом сроке ввода объекта в эксплуатацию, и приложить к нему соответствующие документы.

 

Изменились ли сроки для рассмотрения обращения по вопросу изменения (продления) сроков строительства?

Да, изменились.

Заказчик не позднее чем за 3 месяца (для объектов, сроки строительства которых менее 6 месяцев, – не позднее чем за месяц, а при повторном изменении (продлении) сроков строительства в отношении объектов жилищного строительства – не позднее чем за 1,5 месяца) до окончания указанного в договоре срока строительства объекта должен обратиться в соответствующий орган с обращением об изменении (продлении) сроков строительства и предложением о новом сроке ввода объекта в эксплуатацию |*|*|.

** Особенности исчисления и уплаты ресурсных платежей с учетом ввода в эксплуатацию объектов строительства

Новым условием в части пересмотра сроков строительства, принятым постановлением № 26, является установление 1,5-месячного срока по объектам жилищного строительства при повторном изменении (продлении) этих сроков.

 

Изменился ли перечень документов для рассмотрения вопроса об изменении (продлении) сроков строительства объекта?

Да, изменился.

Заказчик должен обратиться в соответствующий орган с заявлением, в котором необходимо указать новый срок ввода объекта в эксплуатацию и приложить к нему документы и сведения об объекте, содержащие информацию:

– о заказчике, генеральном подрядчике;

– источниках финансирования;

– сметной стоимости строительства;

– проектной мощности объекта;

– сроках строительства;

– объемах денежных средств, запланированных на строительство и фактически выделенных на момент обращения за изменением (продлением) сроков строительства;

– причинах переноса срока ввода объекта в эксплуатацию.

Несколько расширен перечень документов для рассмотрения вопроса об изменении (продлении) сроков строительства по объектам жилищного строительства.

Новацией в подготовке необходимых документов по объектам жилищного строительства являются:

– представление перечня мер, принимаемых для активизации работы по завершению строительства (при первичном изменении (продлении) сроков строительства);

– обоснование заказчика о необходимости изменения (продления) сроков строительства – при повторном изменении (продлении) сроков строительства.

Срок для рассмотрения вопроса о согласовании или отказе в согласовании изменения (продления) сроков строительства не изменился и составляет 20 дней.

 

Какие дополнительные меры по предотвращению нарушения сроков строительства объектов предусмотрены в постановлении № 26?

Истребование аттестата соответствия и применение мер ответственности.

Вступление в силу постановления № 26 нацелено на введение дополнительных мер, направленных на недопущение нарушений сроков строительства объектов. Среди этих мер необходимо выделить следующие. Облисполкомы и Минский горисполком одновременно с принятием решения об изменении (продлении) сроков строительства при наличии предусмотренных законодательством оснований должны:

– направить в Минстройархитектуры Республики Беларусь предложение по вопросу истребования от обладателя аттестата соответствия информации для подтверждения его квалификационным требованиям;

– принять меры по вопросу замены заказчика;

– применить меры ответственности в установленном законодательством порядке либо направить информацию о выявленных нарушениях в соответствующие компетентные государственные органы для принятия соответствующих мер.

 

Какие новые подходы будут использоваться при проведении аттестации субъектов хозяйствования для выполнения работ при строительстве в 2020 г.?

Учет опыта работы и порядка совмещения работ специалистов.

С 11 апреля 2020 г. изменены квалификационные требования в отношении генеральных проектировщиков, разработчиков проектной документации для получения аттестатов соответствия |*|, а также для осуществления функций генерального подрядчика и для выполнения видов работ при строительстве на объектах первого – третьего классов сложности. Данные изменения обусловлены вступлением в силу постановления Минстройархитектуры Республики Беларусь от 26.02.2020 № 6 «Об изменении постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 2 мая 2014 г. № 25» (далее – постановление № 6).

* Квалификационные требования для аттестата соответствия в строительстве

Для получения аттестатов соответствия по категориям новые квалификационные требования предъявляются к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, и будут касаться подтверждения опыта выполнения работ, а также порядка совмещения работ специалистов по следующим направлениям деятельности:

– инженерные изыскания для объектов строительства первого – четвертого классов сложности;

– выполнение функций генерального проектировщика;

– разработка разделов проектной документации для объектов строительства первого – четвертого классов сложности;

– оказание инженерных услуг при осуществлении деятельности в области строительства объектов первого – четвертого классов сложности;

– градостроительная деятельность;

– выполнение функций генерального подрядчика объектов первого – четвертого классов сложности со стоимостью строительства свыше 5 000 базовых величин по строительству зданий и сооружений;

– строительство объектов первого – четвертого классов сложности;

– обследование зданий и сооружений (строительных конструкций зданий и сооружений; автомобильных дорог, мостовых сооружений).

Важно! Отдельные нормы постановления № 6 вступают в силу с 28 июня 2020 г.

 

Какие новые требования будут предъявляться к генеральным подрядчикам для выполнения работ при строительстве?

Квалификация специалистов и рабочих.

Новые требования к генеральным подрядчикам |*|, а также для получения аттестата соответствия для выполнения работ при строительстве затрагивают выдачу аттестатов соответствия для объектов первого – третьего классов сложности. Эти требования касаются подтверждения опыта выполнения работ на объектах строительства получающим аттестат соответствия впервые и повторно, а также порядка совмещения работ специалистов.

* Особенности учета строительных работ у генподрядчика при привлечении субподрядчика

Например, для получения аттестата соответствия 1-й категории для выполнения работ в строительной деятельности необходимо, чтобы не менее половины специалистов и руководителей имели стаж работы в области строительства не менее 3 лет, работали по основному месту работы, при этом не менее 15 % рабочих имели квалификацию не ниже 5-го разряда от общего числа рабочих строительных профессий, соответствующих заявленным видам деятельности (их составляющим).

Получить аттестат соответствия 2-й категории для выполнения работ в строительной деятельности возможно при условии, что не менее половины специалистов и руководителей, имеющих стаж работы в области строительства не менее 3 лет, работающих по основному месту работы, и не менее 12 % рабочих имеют квалификацию не ниже 5-го разряда от общего числа рабочих строительных профессий, соответствующих заявленным видам деятельности (их составляющим) в области строительства. Приведенные требования установлены подп. 1.5 п. 1 постановления № 6.

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup