AA

Прием и выдача наличных денежных средств под контролем налоговых органов и организаций

Круглый стол по указанной теме организован Ассоциацией налогоплательщиков совместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь при участии члена Ассоциации налогоплательщиков ООО «АГЕНТСТВО ВЛАДИМИРА ГРЕВЦОВА».

Ответы на вопросы читателей подготовил Сергей Иванович Колыкин – консультант управления электронных систем контроля главного управления контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь |*|.

* Первая часть ответов на вопросы по указанной теме

 

1 октября 2020 г. прекращает действовать мораторий по исполнению субъектами хозяйствования п. 8 Положения № 924/16*.

__________________

* Положение об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденное постановлением Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее –  Положение № 924/16).

 

Будет ли продлен срок действия моратория?

Нет, не будет.

Информация о прекращении с 1 октября 2020 г. моратория по исполнению субъектами хозяйствования п. 8 Положения № 924/16 размещена на сайте МНС.

То есть организации (ИП), обнаружившие случаи несоответствия информации о сумме денежных средств, отраженной в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), и информации о сумме денежных средств за этот рабочий день (смену), отраженной в СККО:

– по 30 сентября 2020 г. – могут не направлять в РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее – РУП) указанную информацию.

Административная ответственность за ненаправление такой информации не предусмотрена;

– с 1 октября 2020 г. – обязаны не позднее следующего рабочего дня уведомить об этом РУП. |*|

* Рекомендации специалиста МНС о том, как избежать нарушений при приеме наличных денежных средств под контролем СКНО

 

У организации сломался КСА, оснащенный средством контроля нало-говых органов (далее – СКНО). Организация обратилась в центр тех-нического обслуживания (ЦТО), который предоставил организации свой КСА.

Переставляется ли СКНО со сломанного КСА на КСА, который предоставляется ЦТО на время ремонта?

При поломке КСА, оснащенного СКНО, указанное устройство с кассового аппарата не снимается.

При оказании услуги по ремонту КСА ЦТО обязано:

– предоставить организации подменный КСА с уже установленным СКНО, которое числится за ЦТО |*|*|;

** Порядок приема наличных денежных средств с использованием КСА с СКНО

– сообщить в РУП, который выполняет функции центра обработки данных СККО, информацию об организации, у которой сломался КСА, и месте установки подменного аппарата.

 

Организация реализует товары зарубежным гражданам (физическим лицам), оплата за которые поступает на текущий (расчетный) счет организации в банке.

Необходимы ли наличие и использование кассового оборудования в этом случае?

При продаже товаров зарубежным гражданам (физическим лицам), когда оплата в безналичном порядке поступает на текущий (расчетный) счет организации в банке, наличие и использование кассового оборудования не требуются.

Обоснуем наш ответ.

По общему правилу кассир должен:

– принять денежные средства с использованием кассового оборудования;

– выдать покупателю (потребителю) платежный документ, подтверждающий оплату товара (работы, услуги) (п. 4 Положения № 924/16).

Указанные положения не распространяются на организации, которые осуществляют прием только безналичных денежных средств и (или) электронных денег в соответствии с банковским законодательством, при одновременном соблюдении 2 условий:

1) прием (передача) средств платежа должен осуществляться без непосредственного обслуживания организациями покупателей (потребителей), связанного с приемом средств платежа.

К средствам платежа относятся наличные и безналичные денежные средства, электронные деньги (п. 2 Положения № 924/16);

2) прием средств платежа в пользу организации должен осуществляться через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, платежных агентов, в т.ч. с использованием объектов программно-технической инфраструктуры для проведения расчетов посредством карточек, иными способами, включая использова-ние QR-кодов и (или) мобильных приложений (п. 1 Положения № 924/16).

 

Штат организации пополнился молодыми специалистами. На них заведены новые трудовые книжки, стоимость которых данные специалисты возместили наличными деньгами в кассу организации.

Как организации следовало принять деньги – с использованием кассового оборудования или путем оформления приходного кассового ордера (далее – ПКО)?

В данном случае прием наличных денег надо оформить ПКО.

Обоснуем наш ответ.

При выдаче трудовой книжки (ее дубликата), а также вкладыша к ней работник производит оплату стоимости соответствующего бланка в сумме, затраченной нанимателем на их приобретение.

КСА нужно применять для приема наличных денег при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг). В данном случае работник вносит в кассу организации сумму возмещения затрат нанимателя на приобретение бланка трудовой книжки. Применение КСА для приема сумм возмещения не требуется.

Поэтому в изложенной ситуации организация должна руководствоваться нормами Инструкции о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Рес-публики Беларусь от 19.03.2019 № 117 (далее – Инструкция № 117).

 

Кассир на КСА неправильно провел операцию. Ошибка обнаружена на следующий день.

Можно ли провести операцию аннулирования ошибочного чека, который сформирован в предыдущий день?

Нет, нельзя.

Кассир, прежде чем выдавать чек продажи покупателю, должен убедиться в правильности указанной в нем информации. Это связано с тем, что операцию аннулирования на КСА в случае факта ошибочного формирования платежного документа можно проводить лишь в момент расчета покупателя.

После закрытия смены аннулирование чека невозможно.

 

Организация осуществляет транспортно-экспедиционную деятельность.

Как принимать наличные денежные средства, в т.ч. иностранную валюту, от нерезидентов в качестве оплаты за экспортируемые транспортные и (или) транспортно-экспедиционные услуги за пределами Республики Беларусь и в пределах Республики Беларусь?

При оказании организацией транспортных и транспортно-экспедиционных услуг:

– на территории Республики Беларусь – прием денежных средств должен быть оформлен квитанцией о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассового оборудования и платежных терминалов (далее – квитанция);

– за пределами Республики Беларусь – прием иностранной валюты осуществляется в порядке, определенном законодательством страны-нерезидента.
Обоснуем наш вывод.

При реализации работ, услуг за наличный расчет плательщик обязан обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, установленном Положением № 924/16.

Как правило, он предусматривает использование кассового оборудования и выдачу кассового чека.

Исключением являются случаи, определенные п. 35 Положения № 924/16. В таких случаях каждый факт приема денежных средств (в т.ч. авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) без использования кассового оборудования должен оформляться квитанцией (п. 37 Положения № 924/16).

Справочно: форма квитанции установлена постановлением Минторга Республики Беларусь от 23.08.2011 № 34 «О мерах по реализации постановления Совета Министров Рес-публики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 912».

Подпунктом 35.22 п. 35 Положения № 924/16 определено, что организации (ИП) в случаях выполнения работ, оказания услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям вправе принимать наличные денежные средства в соответствии с законодательством.

То есть прием денежных средств за оказание транспортно-экспедиционных услуг на территории Республики Беларусь должен быть оформлен квитанцией |*| (п. 37 Положения № 924/16).

* Порядок приема наличных денег с использованием квитанции

Что касается приема наличной валюты по указанной деятельности за пределами страны, то здесь следует воспользоваться нормами постановления № 212/5* и Инструкции № 117.

_____________________

* Постановление Совета Министров и Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2019 № 212/5 «О некоторых вопросах проведения валютных операций» (далее – постановление № 212/5).

Организации (ИП), осуществляющие транспортную и (или) транспортно-экспедиционную деятельность и являющиеся резидентами Республики Беларусь, вправе принимать наличную иностранную валюту от нерезидентов в качестве оплаты за экспортируемые транспортные и (или) транспортно-экспедиционные услуги в сумме, не превышающей 1 000 БВ по каждому договору и (или) заявке, заказу-поручению, другому документу (подп. 1.1 п. 1 постановления № 212/5).

Прием иностранной валюты на территории иностранного государства резидентом Республики Беларусь (водителем или иным уполномоченным лицом) от нерезидента осуществляется в соответствии с законодательством страны нерезидента.

Форма расчета за транспортные и (или) транспортно-экспедиционные услуги устанавливается в договоре между резидентом и нерезидентом или заявке, являющейся неотъемлемой частью внешнеторгового договора.

Исходя из вышеизложенного при осуществлении приема наличной иностранной валюты от нерезидентов в качестве оплаты за экспортируемые транспортные и (или) транспортно-экспедиционные услуги водитель или иное уполномоченное лицо может руководствоваться копией договора (заявки, иного аналогичного документа).

Поступление наличной иностранной валюты в кассу организации (ИП), полученной от нерезидента Республики Беларусь в качестве оплаты за экспортируемые транспортные и (или) транспортно-экспедиционные услуги, в т.ч. на основании предусмотренного законодательством страны нерезидента подтверждающего документа, осуществляется в соответствии с Инструкцией № 117 |*| по ПКО (валютному). Форма такого ПКО содержится в приложении 2 к постановлению Минфина Республики Беларусь от 29.03.2010 № 38.

* Порядок проведения расчетов наличными денежными средствами

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup