38

Комментарий (Выплаты по Указу № 417 и взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний)

Вадим Дражин, ведущий специалист управления страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний БРУСП "Белгосстрах"

Единовременную материальную помощь, предоставленную для закупки сельскохозяйственной продукции, не облагают подоходным налогом с физических лиц и взносами на государственное социальное страхование (п. 4 Указа Президента РБ от 15.09.2011 № 417 "О единовременной материальной помощи" (далее – Указ № 417)). Тем самым однозначно решен порядок обложения единовременной материальной помощи, оказываемой в соответствии с Указом № 417, только двумя из трех платежей, которые плательщики традиционно воспринимают в качестве так называемых "зарплатных налогов".

Третий такой платеж – страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний –в п. 4 Указа № 417 не назван. В связи с этим возникает вопрос: следует ли начислять и уплачивать страховые взносы по данному виду обязательного страхования при выплате указанной материальной помощи? Дело в том, что данная материальная помощь подлежит выплате в т.ч. и гражданам, которые на 1 сентября 2011 г. являлись работниками (в т.ч. государственными служащими), основным местом работы которых являлись бюджетные организации и иные организации, получающие субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (подп. 1.1 п. 1 Указа № 417). А граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (работники), в т.ч. и в бюджетных организациях, относятся к числу застрахованных по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 243 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 (далее – Положение № 530)).

Разберемся в этом вопросе.

На выплаты, производимые в соответствии с п. 1 Указа № 417, страховые взносы начислять не нужно

Объектом для начисления страховых взносов являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию* (п. 2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1297 (далее – Положение № 1297)).
___________________
*Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень № 115).

Обратимся к п. 13 Перечня № 115. Им установлено, что страховые взносы не начисляют на материальную помощь, оказываемую работникам в соответствии с действующим законодательством.

При этом к материальной помощи, оказываемой в соответствии с действующим законодательством, по мнению автора, следует относить материальную помощь, право или обязанность оказания которой предусмотрены каким-либо нормативным правовым актом, относящимся к числу актов законодательства.
Обязанность по выплате рассматриваемой единовременной материальной помощи предусмотренаУказом № 417, который относится к числу актов законодательства РБ, поэтому к ней в полной мере применим п. 13 Перечня № 115.

Таким образом, на сумму единовременной материальной помощи, оказываемой по Указу № 417 работникам бюджетных организаций и организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начислять не следует.

Указом № 417 предусмотрена также выплата единовременной помощи получателям пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Напомним, что получатели таких пособий могут:

1) находиться в отпуске по уходу за ребенком и получать пособие в размере 100 %;

2) осуществлять уход за ребенком в возрасте до 3 лет и работать на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы) или на дому (пособие назначают в размере 100 %);

3) работать на условиях, предусматривающих их занятость на протяжении более половины месячной нормы рабочего времени (пособие назначают в размере 50 %);

4) находиться в отпуске по уходу за ребенком и оформить ребенка в учреждение, обеспечивающее получение дошкольного образования (пособие назначают в размере 50 %).

Во всех этих случаях таким гражданам будет выплачена единовременная помощь по Указу № 417 в полном размере и ее также не следует облагать страховыми взносами по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (основание – п. 13 Перечня № 115).

Начислять рассматриваемые взносы в любом случае не надо и на материальную помощь, оказываемую военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований КГК. Указанные категории граждан не относят к числу застрахованных по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 243 Положения № 530).

На помощь, выплаченную в соответствии с п. 6 Указа № 417, страховые взносы следует начислять

Пунктом 6 Указа № 417 руководителям организаций, на работников которых не распространяется действие Указа № 417, рекомендовано выплатить единовременную материальную помощь работникам исходя из финансовых возможностей организаций.

Полагаем, что единовременную материальную помощь, оказываемую организациями в порядке реализации нормы п. 6 Указа № 417 (своим работникам, на которых не распространяется действие Указа № 417), не относят к числу материальной помощи, оказываемой в соответствии с действующим законодательством, для целей применения п. 13 Перечня № 115.

К такой материальной помощи неприменимы и иные пункты Перечня № 115, а сама помощь обладает всеми признаками объекта для начисления страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренными п. 2 Положения № 1297.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 35 сентябрь 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Как плательщику определить, что предоставление услуг иностранным юридическим и (или) физическим лицам не связано с их деятельностью на территории Республики Беларусь?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Бухгалтерский учет

10

О мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 912

10

Комментарий (С 22 сентября действует новый порядок приема денежных средств при продаже товаров без применения кассового оборудования)

12

Государственное регулирование

14

О некоторых вопросах маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками

14

Тарифы и цены

26

О внесении дополнения и изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 27 апреля 2011 г. № 65

26

О внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1929

29

Труд и социальная защита

30

Об увеличении размера государственного пособия в связи с рождением ребенка

30

Комментарий (Забота о семье становится весомее)

30

О единовременной материальной помощи

32

Разъяснения отдельных положений Указа Президента РБ от 15.09.2011 № 417[Срочно и важно]

33

Комментарий (Отдельным категориям работников выплатят единовременную материальную помощь для сезонной закупки сельскохозяйственной продукции)[Срочно и важно]

34

Комментарий (Выплаты по Указу № 417 и взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний)[Срочно и важно]

38

Минстройархитектуры РБ разъясняет

40

О рассмотрении обращения

40

Миприроды РБ разъясняет

41

О применении коэффициента 0,9 при расчете экологического налога

41

Комментарии

42

Предусмотрены налоговые льготы организациям, оказывающим бытовые услуги населению в сельской местности

42

С 11 декабря 2011 года начнет действовать новый Перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь

43

Государство принимает отдельные меры по сдерживанию цен на социально значимые товары

48

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА    

51

перечень документов, посвященных одному вопросу

52

Материальная помощь: виды, отражение в бухгалтерском учете, налогообложение

52

ВОПРОС – ОТВЕТ

57

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

67

Расходы на создание caйта: порядок отражения в учете зависит от условий приобретения

67

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

69

Особенности учета многолетних насаждений и затрат по озеленению (благоустройству)

69

мнения специалистов

74

Особенности заполнения формы С-3

74

У ВАС ПРОВЕРКА

76

Безвозмездная передача объектов, непризнаваемая объектом обложения НДС

76

советы юриста

81

Собственник принял решение о ликвидации организации

81

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

85

Сторонами по договору займа могут быть организации и граждане

85

страничка аудитора

90

Как выбрать аудитора?

90

возвращаясь к напечатанному

93

Работающие студенты имеют право на стандартные налоговые вычеты

93

события. подробности

94

Новации упрощенной системы налогообложения (УСН) в 2012 году

94

РЕКЛАМА

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 17 по 23 сентября 2011 го­да

96