AA

Иностранная компания хранит и отгружает товары в Республике Беларусь: как и какие налоги платить

Нередко белорусские организации оказывают нерезидентам услуги по хранению их товаров на территории Беларуси, а также по их сортировке, отгрузке и т.д.

Означает ли это, что нерезидент осуществляет деятельность через постоянное представительство? |*|

Давайте разберемся с данным вопросом на примере конкретной ситуации.

* Вопросы, контролируемые  налоговыми органами по договорам аренды недвижимости у нерезидента или его представительства

Ситуация

Налоговые обязательства нерезидента при хранении и реализации его товаров на территории Беларуси

Иностранная компания заключила с белорусской организацией договор хранения, согласно которому разместила свои товары на складах белорусской организации. Склады находятся на территории Беларуси.

По истечении времени у иностранной компании возникла необходимость отгрузить эти товары покупателям в Беларуси. Для отгрузки товаров иностранная компания направляет соответствующие указания владельцу складов – белорусской организации (по поиску покупателей и т.д.).

Возникают вопросы:

1. Рассматривается ли такая отгрузка товаров как их реализация в Беларуси?

2. Если да, то образуется ли в Беларуси постоянное представительство иностранной компании?

3. Какие налоги придется уплатить иностранной компании в Беларуси?

4. Будут ли возникать какие-либо налоги у белорусской организации (физического лица) в связи с такой деятельностью?

Ответы на эти вопросы рассмотрим на примере хранения и отгрузки товаров российских организаций.

 

Действия с товарами нерезидента, которые не приводят к образованию постоянного представительства

Реализацией товаров признается отчуждение товара одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе независимо от способа приобретения прав на товары или формы соответствующих сделок (п. 1 ст. 31 НК-2019 [1]).

В приведенной ситуации происходит отчуждение товара: он переходит в собственность от российской компании белорусским покупателям. Таким образом, можно признать, что происходит реализация товара.

Но происходит ли данное отчуждение через постоянное представительство российской компании в Беларуси?

Чтобы правильно ответить на вопрос, обратимся к определению понятия «постоянное представительство».

Постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, признаются:

– постоянное место деятельности, через которое иностранная организация полностью или частично осуществляет предпринимательскую и иную деятельность на территории Республики Беларусь, за исключением предусмотренной абз. 2–5 части первой п. 5 ст. 180 НК-2019  (подп. 1.1 п. 1 ст. 180 НК-2019);

– организация или физическое лицо, осуществляющие деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеющие и использующие полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий (подп. 1.2 п. 1 ст. 180 НК-2019).

Таким образом, постоянное представительство |*| возникает у иностранной организации, если она осуществляет деятельность в Беларуси:

* Ответ на вопрос о том, может ли иностранная организация, работающая на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, применить УСН

– либо через фиксированное (постоянное) место деятельности;

– либо через иную организацию или физическое лицо (так называемого зависимого агента).

Но не всякая деятельность иностранной организации в Беларуси приведет к образованию постоянного представительства. В п. 5 ст. 180 НК-2019  указано, что не признается постоянным представительством иностранной организации в Республике Беларусь место, используемое ею исключительно для одной или нескольких следующих целей:

– для хранения, демонстрации или поставки товаров. Поставкой считаются доставка и отгрузка товаров без их реализации на территории Республики Беларусь через постоянное представительство иностранной организации;

– закупки товаров, (работ, услуг), имущественных прав для иностранной организации;

– сбора или распространения информации для иностранной организации;

– осуществления иных видов деятельности, если при этом деятельность в целом носит подготовительный или вспомогательный характер.

Виды деятельности иностранной организации на территории Республики Беларусь рассматриваются как подготовительные или вспомогательные, если они носят такой характер по отношению к деятельности иностранной организации, за осуществление которой иностранная организация получает выручку.

Справочно: вышеизложенные нормы применялись и в 2018 г.

Пример 1

Хранение и демонстрация образцов товаров на выставке

Российская организация ввезла товары на территорию Беларуси в целях изучения спроса. Они размещены в выставочном павильоне, который используется для хранения и демонстрации образцов этих товаров. После закрытия выставки образцы товаров вывозятся с территории Республики Беларусь.

Такие хранение и демонстрация товаров не приведут к образованию постоянного представительства этой организации на территории Беларуси.

Пример 2

Хранение и сортировка товаров нерезидента на складе резидента

Между российской компанией и белорусской организацией (физическим лицом) заключен договор на хранение товаров. Принадлежащие нерезиденту товары ввезены на территорию республики и хранятся на складах белорусской организации.

Данные товары подвергаются сортировке, расфасовке в мелкие упаковки и другим аналогичным операциям, однако реализации этих товаров на территории республики не происходит.

После проведения таких операций товары целиком вывозятся за пределы республики.

Вышеуказанная деятельность не приводит к образованию постоянного представительства.

В приведенных примерах российская организация не получала выручку от деятельности на территории Республики Беларусь, поэтому у нее не образовалось здесь постоянное представительство |*|.

* Информацию о новых правилах открытия представительств нерезидентов

 

Обстоятельства, приводящие к возникновению постоянного представительства через зависимого агента

Если российская компания осуществляла предпринимательскую деятельность на территории Беларуси и получала выручку на территории Беларуси от этой деятельности, то такая деятельность согласно п. 1 ст. 180 НК-2019  приводит к возникновению постоянного представительства и налоговых обязательств перед бюджетом Республики Беларусь.

Рассмотрим подробнее тот случай, когда возникает постоянное представительство, если иностранная компания действует через зависимого агента, причем независимо от того, кто выступает в роли зависимого агента – физическое лицо или какая-то организация (подп. 1.2 п. 1 ст. 180 НК-2019).

Основные признаки указаны в самом определении постоянного представительства. Так, зависимый агент:

– либо ведет деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах;

– либо имеет и использует полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий.

Отметим ключевые положения:

1) зависимый агент создает своими действиями правовые последствия для иностранной организации;

2) деятельность зависимого агента не будет признана деятельностью через постоянное представительство, если он работает в рамках своей обычной профессиональной деятельности.

Под обычной деятельностью понимается деятельность, которая осуществляется самостоятельно и не подвергается указаниям или контролю со стороны иностранной организации и при осуществлении которой предпринимательский риск за ее результаты лежит на зависимом агенте (организации или физическом лице), а не на иностранной организации, которую он представляет (подп. 1.2 п. 1 ст. 180 НК-2019).

Для того чтобы правильно квалифицировать деятельность нерезидента – осуществляет он деятельность в Беларуси через постоянное представительство или нет, – следует учитывать такие вопросы:

1) где заключаются контракты на реализацию товаров – на территории зарубежного государства или в Беларуси, а также кем – непосредственно нерезидентом или уполномоченными на эти действия представителями нерезидента;

2) как исполняются контракты фактически:

– где находится товар в момент его отгрузки покупателям в Беларуси;

– кто заключает договоры на транспортировку товаров по территории республики и как она осуществляется фактически;

– кто и как организует расчеты за товары и их транспортировку, как они происходят фактически.

Полномочия зависимого агента на совершение сделок, иных юридических действий от имени иностранной организации, включая полномочия на представление ее интересов в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, могут быть оформлены доверенностью и иным документом (договором поручения).

По мнению специалистов налоговых органов, понятие «заключать контракты» означает процесс переговоров между сторонами по достижению договоренности по всем существенным условиям контракта: цене, количеству, качеству товара, комплектности, условиям и срокам поставки, оплаты и т.д. Контракт считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

К существенным условиям контракта не относятся:

– место подписания контракта;

– совершение подписи в контракте (без согласования его существенных условий).

В описываемой ситуации поручение осуществлять поиск покупателей товаров в Республике Беларусь было дано белорусской организации – владельцу склада и ей же поступали указания на согласование существенных условий договоров по реализации товаров российской компании. Отметим, что белорусская организация фактически осуществляла такую реализацию в соответствии с указаниями российской компании. Таким образом, зависимым агентом в нашем случае будет белорусская организация, а исходя из деятельности российской компании следует сделать вывод, что она выполняется через постоянное представительство в Беларуси.

Если же поручение осуществлять поиск покупателей и упомянутые выше указания поступали бы физическому лицу и оно выполняло бы их в соответствии с указаниями российской компании, то зависимым агентом было бы признано это физическое лицо, а деятельность российской компании также была бы признана осуществляемой через постоянное представительство в Беларуси |*|.

* Информацию о том, обязаны ли были нерезиденты, осуществляющие деятельность в Беларуси, проводить в 2018 г. аудит

Налоги, уплачиваемые по деятельности постоянного представительства

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, уплачивают в Беларуси:

– налог на прибыль.

Объектом обложения является валовая прибыль, полученная через постоянное представительство. Ставка налога равна 18 % (пп. 1 и 2 ст. 167, п. 1 ст. 184 НК-2019);

– НДС в общеустановленном порядке.

Нерезидент самостоятельно исчисляет и перечисляет этот налог в белорусский бюджет (ст. 112, 114 НК-2019). При этом объект налогообложения, налоговая база, ставки налога, момент фактической реализации, налоговые вычеты и т.д. определяются так же, как и для белорусских организаций. Как правило, ставка НДС равна 20 % (п. 3 ст. 122 НК-2019), если иные ставки не оговорены ст. 122 НК-2019;

– иные налоги и сборы (налог на недвижимость, земельный, экологический, подоходный и иные налоги и сборы).

Уплачиваются при наличии объекта налогообложения.

Справочно:
как правило, если иностранная организация осуществляет деятельность через зависимого агента, признаваемого постоянным представительством иностранной организации, то объекты налогообложения возникают по налогу на прибыль и НДС.

Кроме исчисления и уплаты налогов постоянное представительство иностранной компании, действующее через зависимого агента в Беларуси, обязано:

– стать на учет в налоговых органах соответственно по месту своего нахождения (для организации) или по месту жительства (для физического лица) в порядке, установленном в подп. 1.6 п. 1 ст. 70 НК-2019;

– соблюдать требования законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности (п. 3 ст. 22 НК- 2019).

 

Налоги, уплачиваемые белорусской организацией по своей деятельности

Из норм гл. 47 «Хранение» ГК[2]  (в частности, п. 1 ст. 776, ст. 787 ГК) следует, что если российская компания сдала товары на хранение белорусской организации, то эти товары белорусская организация обязана:

1) хранить в сроки, указанные в договоре хранения;

2) возвратить их российской компании либо тому лицу, которое укажет российская компания в качестве получателя товаров.

Таким образом, из договора хранения не вытекает, что хранитель обязан вести поиск покупателей товаров, принадлежащих российской компании, заключать с ними договоры и осуществлять реализацию товаров.

Но если между белорусской организацией и российской компанией существуют такие договоренности и они фактически выполняются, то белорусская организация становится зависимым агентом российской компании и признается ее постоянным представительством. Если за выполнение функций зависимого агента белорусская организация получит вознаграждение от российской компании, эта сумма должна быть включена в сумму выручки белорусской организации с соответствующим налогообложением |*|.

Два способа законного уменьшения налога на прибыль иностранной организации в Республике Беларусь

Документы к статье

[1] Налоговый кодекс Республики Беларусь, в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – НК-2019)

[2] Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК)

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup