9

Как на практике можно будет применить нормы налогового Кодекса и Указа № 510?

С 1 января 2010 г. все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов налогового законодательства будут толковаться в пользу плательщика. Это предусмотрено Общей частью Налогового кодекса РБ.
В Указе Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" также присутствует похожая норма: "В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта".
Однако в указанных документах отсутствует процедура, по которой будет происходить толкование предписаний законодательных актов в пользу субъекта.
С Указом № 510 более или менее ясно: все решается в ходе проверки. А вот как организация может применить норму, определенную Общей частью Налогового кодекса? Иными словами, может ли плательщик применить эту норму самостоятельно или же ему надо обращаться в суд либо ждать проверки?
Поэтому бухгалтеров интересует:

 


Как на практике можно будет применить нормы Налогового кодекса и Указа № 510?

 


Специалист КГК:

 


– Действительно, процедура в смысле отдельной статьи (нормы прямого действия), на которую можно сослаться, отсутствует. Однако можно сказать, что Налоговый кодекс и Указ № 510 устанавливают единый порядок осуществления контрольной и надзорной деятельности на основе укрепления партнерства контролирующих органов и субъектов предпринимательства. В частности, речь идет о трактовках неясностей законодательства в пользу организаций, об освобождении их от административной ответственности в случае незначительности совершенных нарушений или при добровольном возмещении причиненного вреда. Это как презумпция невиновности.

Специалист МНС:

– Бухгалтеры должны понимать, что отдельной процедуры или порядка, на основании которого организация должна будет доказывать необоснованность предъявленных к ней санкций, нет и не будет. Да он и не нужен. В данном случае в законодательстве установлен основополагающий принцип, которым должны руководствоваться все субъекты проверки: плательщики, контролирующие органы, суды, прокуратура. Знайте и отстаивайте свои права!

Специалист Минэкономики:

– Мне не понятен этот вопрос. Данный принцип не новация законодательства, и он действует уже несколько лет (неясно только, почему бухгалтеры о нем не знают?). Например, в соответствии с ПИКоАП контролирующий орган, суд, ведущий административный процесс, обязаны принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств правонарушения, устанавливая как уличающие, так и опровергающие (смягчающие) ответственность обстоятельства, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе. Если в законодательстве есть неточности (например, формулировка "допускается"), штрафовать субъекта нельзя.

Специалист Минюста:

– Процедуры нет потому, что проверяемому субъекту не нужно ничего обосновывать. И это большой шаг вперед в законодательстве о проверках. Раз законодательно закреплено, что все решения принимаются в пользу проверяемого субъекта, он не обязан доказывать свою добросовестность, пока не установлено иное. Именно контролирующий орган обязан обосновать (в соответствии с действующей процедурой и ссылками на акты законодательства) выявленное нарушение.

Ирина Васильевна, главный бухгалтер:

– Любой бухгалтер всегда воспринимал проверку как огромный стресс. Конечно, подобные декларируемые "права" были у нас и раньше, но на моей памяти никогда еще нестыковки в нормативке безусловно не трактовались в пользу плательщика. Мне и моим коллегам не раз приходилось обращаться в суд, чтобы доказать, что нельзя нарушить норму, которой нет в природе либо которая нечетко сформулирована и ее можно трактовать по-разному. Рада, что теперь при каждой проверке не придется доказывать, что мы "не правы по определению". Спасибо за такой новогодний подарок!

Подготовила  Лариса Некрасова, редактор "ГБ"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 2 январь 2010
Содержание

Колонка главного редактора

3

Новости

6

Дежурная часть

8

Вопрос недели

9

Как на практике можно будет применить нормы налогового Кодекса и Указа № 510?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Налоги

10

О внесении изменений и дополнения в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 22 декабря 2008 г. № 110

10

Комментарий (В приложение 4 к налоговой декларации по налогу на прибыль внесены изменения)

14

Бухгалтерский учет

15

О внесении изменения в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 5 апреля 2002 г. № 43

15

Труд и социальная защита

16

Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями

16

Об установлении размера минимальной заработной платы

17

Государственное регулирование

18

О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2005 г. № 677

18

Комментарий (С 1 января 2010 года в целях применения законодательства об аренде термины уточнены)

18

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

20

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

22

МНС РБ разъясняет

22

О направлении информации

22

Комментарии

23

20 января – последний день представления налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость за 2010 год, но придется в дальнейшем сдать и уточненные

23

Экологический налог: срок представления налоговых деклараций за IV квартал 2009 года – 20 января 2010 года

30

Новая ставка НДС в 2010 году будет применяться не всегда

34

МНС РБ разъясняет

38

О разъяснениях Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь

38

Специальная рубрика журнала "Главный Бухгалтер"

50

1. Актуальные подробности по одной теме

50

Белорусская туристическая фирма воспользовалась услугами нерезидента: надо ли платить налог на доходы?

50

2. Правильно заполняем учетную документацию

57

Учет и документальное оформление потерь от брака

57

Внешний брак – правильно учтем и оформим

61

Нормативные документы и комментарии

70

МНС РБ разъясняет

70

О направлении информации

70

Об актуальных вопросах по исчислению налога на добавленную стоимость

72

Минфин и МНС РБ разъясняют

77

О счетах-фактурах СФ-1

77

Вопрос-ответ

78

Советы опытного бухгалтера

90

Лизинговые платежи начисляются в соответствии с договором лизинга независимо от периода их оплаты

90

Практикум для бухгалтера

92

При инвентаризации, проводимой в процессе приватизации организации, выявлены неучтенный объект недвижимости или занижение стоимости объекта недвижимости: налог на недвижимость надо доплатить за все годы существования объекта

92

Справочник бухгалтера

99

Разбираем практическую ситуацию

99

Исчисление пособия по каждому месту работы: всегда ли так?

99

Применение норм Указа Президента РБ "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" на практике

100

Исполнение обязательств третьим лицом (в пользу третьего лица)

101

Страничка аудитора

106

Аудит отчетности иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство

106

Приглашаем на работу

109

События. Подробности

109

Детские пособия в январе

109

Реклама

110

Банковская информация

112

Курсы валют за период с 31 декабря 2009 года по 6 января 2010 года

112