Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Аудит отчетности иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство

Ирина Янукович, директор ЧУП "ПиК-аудит"

Иностранные организации, осуществлявшие в 2009 г. деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, не позднее 15 апреля 2010 г. должны представить в налоговый орган соответствующую отчетность, достоверность которой должна быть подтверждена аудиторским заключением. В предлагаемой вниманию читателей статье рассказывается о том, какие вопросы подлежат обязательному аудиту, а также о сроках представления аудиторского заключения.

ОТЧЕТНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Иностранная организация, осуществляющая деятельность в Республике Беларусь, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, должна представить в налоговый орган отчет о деятельности в Республике Беларусь, а также налоговую декларацию (расчет) по форме, утверждаемой МНС РБ (п. 2 ст. 9 Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII "О налогах на доходы и прибыль" (далее – Закон)). При прекращении деятельности до окончания календарного года указанные документы следует представить до момента ее прекращения одновременно с подачей уведомления в налоговый орган о прекращении деятельности или истечении срока, на который выдано разрешение на открытие представительства.
Под иностранными организациями понимаются организации, которые в соответствии с законодательством государства, регулирующего правоспособность данных организаций, рассматриваются для целей налогообложения как юридические лица.
Под постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь, для целей налогообложения понимается в т.ч. обособленное структурное подразделение (учреждение), через которое осуществляется предпринимательская деятельность иностранной организации на территории Республики Беларусь (ст. 7 Закона).
Таким образом, иностранные организации, которые осуществляли в 2009 г. деятельность в Республике Беларусь, не позднее 15 апреля 2010 г. должны представить в налоговый орган по месту осуществления деятельности:
– отчет о деятельности в Республике Беларусь, который составляется в произвольной форме;
– налоговую декларацию (расчет) о доходах иностранной организации, осуществляющей деятельность в Республике Беларусь (далее – налоговая декларация), по форме согласно приложению 1 к постановлению МНС РБ от 31.12.2008 № 127 (далее – постановление № 127).
Порядок заполнения налоговой декларации изложен в Инструкции о порядке заполнения и представления налоговой декларации (расчета)
о доходах иностранной организации, осуществляющей деятельность в Республике Беларусь, утвержденной постановлением № 127 (далее – Инструкция).
НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Достоверность налоговой декларации иностранной организации, осуществляющей деятельность в Республике Беларусь, подлежит ежегодному аудиту.
В случае если на дату представления налоговой декларации в налоговый орган аудит не был проведен, иностранная организация обязана до конца года, следующего за отчетным, представить соответствующие документы с аудиторским заключением в налоговый орган по месту постановки на учет.
Таким образом, налоговый орган не вправе отказать иностранной организации в приеме декларации в срок, установленный Законом, без подтверждения достоверности данных аудиторской организацией, однако соответствующие документы должны быть представлены в налоговый орган до 31 декабря 2010 г.
АУДИТ НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
По нормам Инструкции налоговая декларация заполняется на русском или белорусском языке. В стр. 2 налоговой декларации указывается адрес иностранной организации по месту ее регистрации в иностранном государстве. Если иностранная организация не является налоговым резидентом в государстве по месту ее регистрации, в стр. 2 также указывается адрес ее постоянного местонахождения.
Аудит дохода иностранной организации
В стр. 5 налоговой декларации отражается общая сумма дохода, полученная иностранной организацией от осуществления деятельности на территории Республики Беларусь. В общую сумму дохода включаются выручка от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав, доходы от предоставления имущества в аренду (наем, лизинг), иные доходы от внереализационных операций, неучитываемые при налогообложении в связи с тем, что их получение не связано с деятельностью иностранной организации через постоянное представительство на территории Республики Беларусь, в т.ч. в связи с применением международных договоров Республики Беларусь.
По стр. 5.2 налоговой декларации показывается сумма доходов от внереализационных операций, включая доходы от предоставления имущества в аренду (наем, лизинг). В нее включаются также доходы от внереализационных операций, получение которых не связано с деятельностью через постоянное представительство.
 
Аудит затрат иностранной организации
В стр. 6.2 налоговой декларации отражаются затраты, определяемые по ст. 3 Закона, понесенные иностранной организацией за пределами Республики Беларусь в связи с осуществлением деятельности через постоянное представительство на территории Республики Беларусь, но только в той части, которая относится к деятельности через постоянное представительство. Основанием для включения затрат в данную графу являются первичные учетные документы.
Если затраты, понесенные иностранной организацией за пределами Республики Беларусь, относящиеся к деятельности через постоянное представительство, являются частью общей суммы затрат, понесенных этой иностранной организацией за пределами Республики Беларусь, в стр. 6.2 включается сумма затрат, указанная в аудиторском заключении как относящаяся к осуществлению деятельности через постоянное представительство, расположенное на территории Республики Беларусь, в соответствии с частью десятой п. 1 ст. 8 Закона. В стр. 6.2 налоговой декларации отражаются те элементы управленческих и общеадминистративных затрат иностранной организации, понесенных за пределами Республики Беларусь, которые относятся к деятельности постоянного представительства.
В стр. 6.2.1 налоговой декларации перечисляются элементы затрат, понесенных иностранной организацией за пределами Республики Беларусь, которые относятся к деятельности постоянного представительства, и указывается сумма по каждому элементу таких затрат, в т.ч. в соответствии с частью десятой п. 1 ст. 8 Закона.
Аудит прибыли к налогообложению
В стр. 7 налоговой декларации указывается прибыль к налогообложению, исчисленная на основании документов, подтверждающих выручку и понесенные затраты.
Если одним из источников валовой прибыли иностранной организации является прибыль от ее деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство и эта прибыль не может быть определена исходя из документально подтвержденной выручки за вычетом документально подтвержденных затрат, то валовая прибыль, подлежащая налогообложению на территории Республики Беларусь, рассчитывается как произведение валовой прибыли и коэффициента, позволяющего определить удельный вес прибыли, подлежащей налогообложению в Республике Беларусь.
Справочно: коэффициент определяется как удельный вес одного из показателей финансово-хозяйственной деятельности постоянного представительства, согласованного иностранной организацией с налоговым органом, в общем объеме аналогичного показателя иностранной организации (в частности, затраты рабочего времени, понесенные расходы, отгруженная продукция, выполненные работы, полученная выручка или иной критерий).
Налоговые органы вправе потребовать от иностранной организации представления первичных учетных и других документов для проверки обоснованности и правильности применения указанного метода определения валовой прибыли. В течение налогового периода не допускается изменение принятого критерия исчисления валовой прибыли.
Если валовая прибыль иностранной организации, подлежащая налогообложению в Республике Беларусь, не может быть рассчитана как произведение валовой прибыли и коэффициента (отсутствуют сведения о валовой прибыли иностранной организации и (или) данные, необходимые для расчета коэффициента, приведенные в Законе показатели финансово-хозяйственной деятельности не позволяют учесть специфику деятельности иностранной организации и т.п.), она определяется на основании сведений о плательщиках (иных обязанных лицах), занимающихся аналогичными видами деятельности на территории Республики Беларусь, в порядке, установленном МНС РБ.
При определении прибыли к налогообложению с использованием коэффициента к налоговой декларации прилагается пояснительная записка, где указывается согласованный с налоговым органом показатель финансово-хозяйственной деятельности иностранной организации и постоянного представительства, а также приводятся значения указанного показателя (в стоимостном и натуральном выражении), которые участвовали в расчете коэффициента.
Иностранная организация, осуществляющая деятельность в Республике Беларусь, пользуется всеми льготами, предоставленными белорусским законодательством для плательщиков на территории Республики Беларусь, если иное не предусмотрено международными соглашениями.
Перенос убытков, установленный законодательством иностранного государства по месту постоянного местонахождения иностранной организации, не уменьшает валовую прибыль, принимаемую для исчисления налогооблагаемой прибыли.
В стр. 8 налоговой декларации отражается сумма налога на прибыль за вычетом суммы налога на доходы, удержанного налоговым агентом, подтвержденная справкой налогового органа РБ по месту постановки на учет налогового агента. Сумма налога на доходы учитывается при уплате налога на прибыль иностранной организации в налоговом периоде, в котором произведено удержание налога на доходы. Если сумма удержанного налога на доход превышает сумму налога на прибыль, сумма излишне уплаченного налога на доходы подлежит зачету либо возврату в порядке, установленном законодательством.
В стр. 9 налоговой декларации справочно указывается сумма налога на доходы, указанная в справке налогового органа РБ по месту постановки на учет налогового агента, удержанная из дохода иностранной организации и перечисленная в бюджет Республики Беларусь.

В заключение отметим, что, хотя законодательство и позволяет представлять аудиторское заключение в течение 2010 г., не следует надолго откладывать проверку. Ведь, если в результате аудита будут выявлены ошибки или неточности, надо будет сдавать уточненные расчеты, а это, как правило, приводит к уплате пени и штрафных санкций.

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.