AA

Как сформировать тарифы на медицинские услуги и установить максимальную надбавку на медицинские изделия иностранного производства

В статье автор анализирует порядок формирования тарифов на платные медицинские услуги и разъясняет:

– в каких случаях следует соблюдать ограничения в их формировании, установленные законодательством, а в каких можно руководствоваться конъюнктурой рынка;

– как установить максимальную надбавку |*| на медицинские изделия иностранного производства.

* Варианты определения реализованных торговых надбавок (наценок) в 2019 г.

Ситуация

Использование медицинских изделий при оказании услуг

Организация, оказывающая медицинские услуги в области хирургии, использует при оказании этих услуг изделия медицинского назначения (далее – медизделия) иностранного производства.

В ТТН-1 цена за 1 шт. медизделия указана в размере 86,4 руб., в графе «Примечание» отмечено, что расчетная отпускная цена равна 80 руб., оптовая надбавка – 8 %. Реализация медизделия освобождена от НДС.

Возникают вопросы:

1) какие требования предъявляет законодательство к формированию тарифов на такие услуги?

2) какую максимальную надбавку может применить организация при формировании цены на такое медизделие?

 

Особенности формирования тарифов

В зависимости от вида медицинских услуг предельные тарифы на некоторые из них регулируются государством и ограничены определенными рамками. Так, Перечнем № 35 [1] определены следующие виды платных медицинских услуг, на которые законодательством установлены предельно максимальные тарифы:

1) стоматологические услуги (ортодонтические, ортопедические и зуботехнические);

2) диагностические услуги (лабораторная, лучевая, ультразвуковая, функциональная и эндоскопическая диагностика);

3) медицинское освидетельствование состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению автомобилями с ручным управлением.

Основным нормативным документом, который устанавливает правила расчета тарифов на платные медицинские услуги, является постановление № 14 . Утвержденная им Инструкция № 14 [2] определяет порядок установления и применения тарифов на платные медицинские услуги по Перечню № 35.

Тарифы на медицинские услуги, которые не вошли в Перечень № 35 , организации формируют самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка, без привязки к нормам постановления № 14.

Поскольку медицинские услуги в области хирургии не поименованы в Перечне № 35 , при формировании тарифов на них нормы постановления № 14  не применяются.

 

Определение максимальной надбавки, которую может применить организация при формировании цены на медизделие иностранного производства

Стоимость лекарственных средств и медизделий, используемых при оказании платных медицинских услуг по Перечню № 35 , определяется исходя из розничных цен, сформированных в соответствии с Указом № 366 [3] (часть третья п. 10 Инструкции № 14).

Реализация и медицинское применение медизделий разрешаются, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь, после прохождения государственной регистрации в соответствии с Положением № 1269 [4], а также после подтверждения соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

Справочно: по результатам государственной регистрации (перерегистрации) медизделиям выдается регистрационное удостоверение – документ, подтверждающий разрешение Минздрава к производству, реализации и медицинскому применению медизделий и медицинской техники в Республике Беларусь в течение определенного срока (абз. 9 п. 2 Положения № 1269).

При оказании медицинских услуг в области хирургии используются разнообразные вспомогательные материалы. Тут возможны 2 варианта формирования цен. Так, если используемые при оказании медицинских услуг материалы:

1) являются медизделиями (в соответствии с регистрационным удостоверением), то, несмотря на то что порядок формирования тарифов на услуги, при оказании которых используются эти изделия, не регулируется постановлением № 14, цену на медизделие необходимо формировать с учетом Указа № 366;

2) не являются медизделиями, цены на них формируются с учетом конъюнктуры рынка, т.е. без учета норм Указа № 366.

Цены на медизделия иностранного производства формируются юридическими лицами посредством сложения расчетной отпускной цены и взимаемой оптовой надбавки. Размер взимаемой оптовой надбавки не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из расчетной отпускной цены за единицу медизделия, пересчитанной в базовые величины, согласно приложению 2 к Указу № 366, и не зависит от количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участвующих в реализации этого товара (подп. 1.2 п. 1 Указа № 366).

Расчетная отпускная цена формируется юридическими лицами посредством сложения:

– контрактной цены, пересчитанной в белорусские рубли по официальному курсу Нацбанка, установленному на дату выпуска товара в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления |*| (если такой товар подлежит таможенному декларированию) или на дату поступления товара на склад покупателя, указанную в накладной (если такой товар не подлежит таможенному декларированию);

* О таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления и исчислении НДС

– таможенных платежей;

– НДС в соответствии с законодательством;

– транспортных расходов по доставке товара.

При формировании розничных цен на такие изделия к цене, сформированной в соответствии с подп. 1.2 п. 1 Указа № 366, добавляется торговая надбавка, размер которой не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из расчетной отпускной цены, пересчитанной в базовые величины, за единицу медизделия согласно приложению 2 к Указу № 366  (подп. 1.4 п. 1 Указа № 366).

На основании изложенного оптовый продавец-импортер формирует отпускную цену на медизделие, рассчитывая оптовую надбавку, а организация, использующая эти изделия при оказании медицинских услуг населению, формирует отпускную цену, рассчитывая торговую надбавку.

Таким образом, к «входной» цене на медизделие организация может применить торговую надбавку, рассчитав ее в соответствии с нормами Указа № 366 . Рассмотрим такой расчет.

Согласно подп. 1.2 и 1.4 п. 1 Указа № 366  расчетную отпускную цену импортера делим на базовую величину, установленную законодательством на дату формирования цены:
80 руб. / 25,5 руб. = 3,14 руб.

Справочно: с 1 января 2019 г. базовая величина установлена в размере 25,5 руб. (п. 1 постановления № 956 [5]).

При формировании розничных цен на медизделия к цене импортера добавляется торговая надбавка, размер которой не должен превышать установленного предельного уровня, определяемого исходя из расчетной отпускной цены импортера, пересчитанной в базовую величину, за 1 шт. медизделия согласно приложению 2 Указу № 366  (подп. 1.4 п. 1 Указа № 366).

Как видим, полученный результат 3,14 руб. входит в диапазон значений по п. 4 приложения 2 к Указу № 366 . Значит, для 1 шт. медизделия можно установить:

– максимальную оптовую надбавку – не более 8 % (продавец-импортер не превысил установленный предел оптовой надбавки);

– максимальную торговую надбавку |*| – не более 17 %.

* Расчет торговой надбавки при формировании розничной цены на лекарственное средство

Рассчитаем максимальную торговую надбавку:

80 руб. × 17 % = 13,6 руб.

Таким образом, возможно установить максимальную торговую надбавку на 1 шт. медизделия в размере 13,6 руб.

Рассчитаем максимальную розничную цену на 1 шт. медизделия без НДС:

86,4 + 13,6 = 100 руб.

На основании произведенных расчетов организация может установить максимальную цену на 1 шт. медизделия без НДС в размере, не превышающем 100 руб.

Документы к статье

[1] Перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения (по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли), утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 (далее – Перечень № 35)

[2] постановление Минздрава Республики Беларусь от 03.02.2015 № 14 «О некоторых вопросах регулирования тарифов на платные медицинские услуги» (далее – постановление № 14) и утвержденная им Инструкция о порядке установления и применения тарифов на платные медицинские услуги (далее – Инструкция № 14)

[3] Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2005 № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» (далее – Указ № 366)

[4] Положение о государственной регистрации (перерегистрации) изделий медицинского назначения и медицинской техники, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.09.2008 № 1269 (далее – Положение № 1269)

[5] постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2018 № 956 (далее – постановление № 956)

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup