Top.Mail.Ru
20

Комментарий (Бухгалтерский учет финансовой помощи претерпел изменения)

Александр Шавлюк, консультант Главного управления регулирования бухгалтерского учета, отчетности и аудита Минфина РБ

Постановление Минфина РБ от 31.10.2011 № 112 (далее – постановление № 112) содержит 2 инструкции, регламентирующие порядок учета государственной поддержки и безвозмездной помощи.

Принятие данного документа обусловлено проведением дальнейшей работы по гармонизации отечественной бухгалтерской отчетности, ее сближению с МСФО и содержит следующие отличительные особенности формирования информации о государственной поддержке и безвозмездной помощи в бухгалтерском учете и отчетности отечественных коммерческих и некоммерческих организаций.
 
Справочно: при разработке Инструкции по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи применялись положения МСФО № 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи", а также следующие нормативные правовые акты РБ:

– Указ Президента РБ от 22.10.2003 № 460 "О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь";

– Декрет Президента РБ от 28.11.2003 № 24 "О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи";

– Указ Президента РБ от 01.07.2005 № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи".
 
Источниками информации, использованными при разработке Инструкции по бухгалтерскому учету государственной поддержки (далее – Инструкция по учету господдержки), являются:
 
– МСФО № 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи";

– Указ Президента РБ от 28.03.2006 № 182 "О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям".

Инструкция по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи

Концептуально изменился подход к бухгалтерскому учету финансовой помощи. До 1 января 2012 г. законодательством были предусмотрены 2 варианта ее отражения в бухгалтерском учете и отчетности:

1) финансовая помощь признавалась в бухгалтерском балансе в составе капитала и отражалась на счете 86 "Целевое финансирование" без отражения ее на счетах бухгалтерского учета финансовых результатов и в отчете о прибылях и убытках;

2) финансовая помощь признавалась в отчете о прибылях и убытках в составе доходов организации и отражалась на счете 92 "Внереализационные доходы и расходы" с последующим отражением в составе капитала через нераспределенную прибыль.

В связи с принятием постановления № 112 финансовую помощь, полученную коммерческими организациями, следует рассматривать исключительно в качестве дохода и отражать в отчете о прибылях и убытках на счетах 90-7 "Прочие доходы по текущей деятельности" или 91 "Прочие доходы и расходы".

При этом финансовую помощь, предоставленную государством для приобретения основных средств, нематериальных активов, коммерческие организации первоначально должны отражать в качестве доходов будущих периодов, которые признаются в составе доходов в сумме начисленной амортизации в течение срока полезного использования указанных активов.

Финансовую помощь, предоставленную государством для финансирования текущих расходов, первоначально коммерческие организации должны также отразить в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением в состав доходов в тех периодах, в которых понесены соответствующие расходы, возмещаемые за счет этой финансовой помощи.

Финансовую помощь, компенсирующую расходы прошлых периодов, коммерческие организации должны отражать в составе доходов организации.

Если организация приобретает основные средства, нематериальные активы частично за счет финансовой помощи, ей необходимо дополнительно рассчитывать так называемый корректирующий коэффициент, используемый для определения суммы финансовой помощи, учитываемой в составе доходов будущих периодов и ежемесячно списываемой в состав прочих доходов организации на счета 90-7 "Прочие доходы по текущей деятельности" или 91 "Прочие доходы и расходы".
 
Важно! По объектам основных средств, приобретенным (полученным) с привлечением средств финансовой помощи, амортизационные отчисления организации включают в состав прочих расходов в пределах указанных средств финансовой помощи, отраженных в составе прочих доходов организации (часть вторая п. 45 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6).

Пример

Организация приобрела оборудование, учитываемое в бухгалтерском учете в составе основных средств. Первоначальная стоимость оборудования составляет 10 млн. руб. Для его приобретения организации была предоставлена финансовая помощь в размере 4 млн. руб., которая использована на указанные цели в полном объеме. Годовая норма амортизации по приобретенному оборудованию составляет 20 %.

Для отражения финансовой помощи в бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи (см. таблицу).
 
 
Некоммерческие организации отражают финансовую помощь в бухгалтерском балансе в составе капитала непосредственно на счете 86 "Целевое финансирование".

Аналогичный порядок бухгалтерского учета применяют в отношении безвозмездной помощи, предоставляемой коммерческим и некоммерческих организациям в рамках международной технической помощи, иностранной безвозмездной помощи и безвозмездной (спонсорской) помощи. Коммерческие организации отражают указанную помощь в составе доходов будущих периодов с последующим отнесением в состав прочих доходов по мере ее использования, некоммерческие организации – в составе средств целевого финансирования.

Бухгалтерский учет государственной поддержки

Порядок бухгалтерского учета государственной поддержки, изложенный в Инструкции по учету господдержки, не распространяется на виды государственной поддержки, перечисленные в п. 2 указанной Инструкции.

В целях изложения порядка бухгалтерского учета государственной поддержки в одном нормативном правовом акте предусмотрена отмена постановлений Минфина РБ от 22.04.2008 № 72 и от 18.03.2008 № 38. При этом положения по бухгалтерскому учету налогового кредита и средств, высвобождаемых в результате предоставления льгот по налогам, изложены в Инструкции по учету господдержки.

Таким образом, принятие постановления № 112 позволит устранить имеющиеся различия между национальным законодательством и МСФО в подходах к признанию, оценке и раскрытию информации о государственной поддержке и повысит сопоставимость информации отчетности организаций РБ.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 3 январь 2012
Содержание

Колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Когда бухгалтеры республики получат полную нормативную базу, которая позволит перейти на новый типовой план счетов бухгалтерского учета?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Бухгалтерский учет

9

Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств 

9

Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету государственной поддержки, Инструкции по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета

12

Комментарий (Бухгалтерский учет финансовой помощи претерпел изменения)

20

О внесении дополнений и изменений в Инструкцию о порядке переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования 

22

Комментарий (Учтите изменения и дополнения при проведении переоценки на 1 января 2012 г.)

27

Налоги

32

О размере и порядке внесения денежных средств в республиканский бюджет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при ввозе ими нефтяного жидкого топлива автомобильным транспортом на территорию Республики Беларусь, в отношении которого совершение таможенных операций в соответствии с законодательством не требуется 

32

Об установлении размеров отчислений в инновационный фонд Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь на 2012 год

33

Комментарий (Нормативы отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры в 2012 г. по некоторым позициям изменились)

36

Об установлении размеров отчислений в инновационный фонд Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь на 2012 год 

39

Комментарий (Старое по-новому, или Новое по-старому в инновационный фонд Минтранса)

40

Труд и социальная защита

42

Об усилении социальной поддержки отдельных категорий граждан 

42

Комментарии

43

С 1 января 2012 года предусмотрены новые счета бухгалтерского учета для отражения отдельных хозяйственных операций 

43

В Общую часть Налогового кодекса РБ внесены изменения 

47

Налог на прибыль в 2012 году – учтем произошедшие изменения

50

Подоходный налог с физических лиц: новации 2012 года 

55

С 1 января 2012 года действуют новые ставки акцизов на подакцизные товары 

59

20 января – срок представления годовой отчетности по форме 4-страхование (Белгосстрах)

62

СОБЫТИЯ. ПОДРОБНОСТИ

68

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

69

ВОПРОС – ОТВЕТ

70

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

76

Не все расходы по оплате проезда и жилья в командировке подлежат включению в затраты, учитываемые при налогообложении

76

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

85

Налоговая база по НДС и момент фактической реализации для целей исчисления НДС: изменения-2012

85

Порядок подтверждения нулевой ставки НДС в 2012 году: произошли изменения

90

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

94

РЕКЛАМА

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 7 по 13 января 2012 го­да

96