Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

В Общую часть Налогового кодекса РБ внесены изменения 

(Комментарий отдельных норм Закона РБ от 30.12.2011 № 330-З)

Юрий Веремейко, юрист

С 1 января 2012 г. вступили в силу большинство положений Закона РБ от 30.12.2011 № 330-З, которыми внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс РБ (далее – НК).
Изменения, внесенные в Общую часть НК, весьма существенны как по объему, так и по содержанию.
Ряд изменений связан с построением Единого экономического пространства и Единой таможенной территории c Россией и Казахстаном.

 

Плательщик может получать выписку из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов
Плательщикам предоставлено право получать от налоговых органов на основании заявления выписку из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней (дополнение в п. 1 ст. 21 НК). В НК предусмотрена также обязанность налоговых органов выдавать по заявлению плательщика такую выписку не позднее 3 рабочих дней со дня подачи плательщиком заявления (ст. 82 НК).
 
НК гарантирует плательщику административную и судебную защиту
Плательщикам гарантирована административная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом НК и иными актами законодательства (п. 3 ст. 21 НК). Эта норма распространяется также на плательщиков при исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин) на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных ими от МНС.
Данное дополнение – шаг на пути развития в Республике Беларусь института налоговых рескриптов. Во многих странах законодательство предусматривает системы налоговых разъяснений, позволяющие налогоплательщикам получать до совершения операций разъяснения, которые не просто носят информационный характер, а связывают налоговые органы определенными обязательствами и не дают права привлекать плательщика к ответственности, если он ими руководствовался, а иногда даже фиксирует размеры налоговых обязательств. Результатом этого является снижение неопределенности, возникающей в процессе толкования и применения актов налогового законодательства.
В настоящее время в Республике Беларусь плательщик, который руководствовался разъяснениями, противоречащими положениям законодательства, вполне может быть привлечен к ответственности, что нелогично.
Норма, предусматривающая освобождение плательщиков от ответственности в таких ситуациях, необходима, но пока в законодательстве отсутствует. Она и планировалась к включению в НК, но в нем не появилась. Это, по мнению автора, связано с тем, что НК не является актом, регулирующим вопросы административной ответственности. Надеемся, что соответствующие нормы появятся в актах, регулирующих вопросы применения ответственности.
Подтверждением тому может служить дополнение в ст. 52 НК (п. 3-1), которым установлено, что пени не начисляются на суммы налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), в случае их неуплаты или неполной уплаты на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных им от МНС РБ.
У нас будут "Лучшие плательщики налогов, сборов"
НК дополнен ст. 27-1 "Присвоение плательщику статуса "Лучший плательщик налогов, сборов". Порядок присвоения (отказа в присвоении) этого статуса в НК не включен и будет устанавливаться МНС. Информация о том, что лицу присвоен статус "Лучший плательщик налогов, сборов", может быть использована им в рекламных целях, при обращении в государственные органы и организации, а также при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь.
Налоговый контроль за трансфертными ценами
С 2012 г. в Республике Беларусь будет осуществляться налоговый контроль за трансфертными ценами: НК дополнен ст. 30-1 "Принципы определения цены на товары для целей налогообложения".
Контроль за трансфертным ценообразованием в сфере налогообложения присущ налоговым системам многих стран. Основной его целью является снижение неблагоприятных последствий для доходной части бюджета в случае применения плательщиками цен, установленных зависимыми лицами и не отвечающих критериям цен, определенных на свободных (рыночных) условиях.
Налоговые органы в ходе проверки (за исключением камеральной) вправе проверять соответствие налоговой базы по налогу на прибыль, отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль на основании примененных им цен, налоговой базе по налогу на прибыль, определенной налоговым органом с учетом рыночных цен, в случаях:
1) реализации недвижимого имущества, когда цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20 % от рыночной цены на объекты недвижимости на дату реализации недвижимого имущества;
2) осуществления внешнеторговой деятельности, если цена сделки (сделок с одним лицом) превышает в течение одного календарного года 20 млрд. бел. руб. на дату приобретения или на дату реализации товара и цена такой сделки отклоняется более чем на 20 % от рыночной цены на товары на дату приобретения или на дату реализации;
3) осуществления внешнеторговой деятельности, стороной которой является взаимозависимое лицо, если цена сделки (сделок с одним лицом) превышает в течение одного календарного года 20 млрд. бел. руб. на дату приобретения или на дату реализации и цена такой сделки отклоняется более чем на 20 % от рыночной цены на товары на дату приобретения или на дату реализации.
В перечисленных случаях, когда в сделках между сторонами применяются цены, отличные от цен, которые имели бы место в сделках, соответствующих рыночным условиям, прибыль от реализации товаров, которая могла бы быть получена лицами, являющимися сторонами сделки, но вследствие указанного отличия не была получена, учитывается при налогообложении этих лиц.
 
Важно! Во всех иных случаях, даже тогда, когда плательщик применял цены, не соответствующие рыночным, как они определяются в НК, налоговую базу налоговый орган увеличить не может.
Указанная корректировка означает изменение налоговой базы по налогу на прибыль без изменения стоимостных показателей в платежных инструкциях и первичных учетных документах, подтверждающих отгрузку (приобретение) товаров.
Отметим, что ст. 30-1 НК предусматривает контроль за ценами на товары, хотя трансфертные цены могут применяться и в сфере торговли услугами, правами.
Определение места реализации: существенных изменений не произошло
Полностью в новой редакции изложена ст. 33 НК. В то же время существенных изменений в подходе к определению места реализации работ (услуг) и имущественных прав для целей налогообложения не произошло. Появилась новая норма в подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК. Она предусматривает, что в тех случаях, когда покупатель работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности является иностранной организацией, а потребителем – ее филиал или представительство, которые осуществляют деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом нахождения которых является Республика Беларусь, местом реализации работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности признают территорию Республики Беларусь.
В п. 3 ст. 33 НК приведены определения большинства терминов, используемых в данной статье, что позволяет исключить споры при применении ее положений в силу различных толкований этих терминов.
Зачтенные (возвращенные) переплаты по налогам будут учитываться при расчете пеней до момента зачета (возврата)
С 2012 г. в тех случаях, когда согласно налоговой декларации (расчету) с внесенными изменениями и (или) дополнениями или по результатам проверки сумма налога, сбора (пошлины) подлежит доплате, а ранее уплаченная сумма этого налога, сбора (пошлины) превышает сумму, исчисленную в ранее представленной налоговой декларации (расчете), и сумма такого превышения была зачтена в счет предстоящих платежей по налогам, сборам (пошлинам), пеням или возвращена плательщику (иному обязанному лицу), на суммы налогов, сборов (пошлин) в размере этого превышения пени начисляются со дня, следующего за днем проведения такого зачета (возврата) (п. 3 ст. 52 НК).
Это позволит исключить начисление пеней на суммы задолженности при одновременном наличии переплат, которые впоследствии были зачтены в счет уплаты других платежей или возвращены, так как фактически сумма налога была уплачена в бюджет, хотя и не была исчислена в ранее представленной налоговой декларации (расчете).
Порядок исчисления пеней изменен
Пени за каждый день просрочки следует определять с 2012 г. в процентах от неуплаченных сумм налога, сбора (пошлины) с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.
Напомним, что ранее процентная ставка пеней принималась равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день исполнения налогового обязательства.
Декларации нужно представлять в виде электронного документа, но не всем…
Плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 50 человек, обязаны представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в виде электронного документа (дополнение в п. 4 ст. 63 НК).
При этом у плательщиков появилась новая обязанность – сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год необходимо представлять в налоговый орган по месту постановки плательщика на учет в произвольной форме не позднее 20 января текущего года.
Изменен порядок представления уточненных деклараций
С 2012 г. налоговая декларация (расчет) по налогу, сбору (пошлине) с внесенными изменениями и (или) дополнениями не представляется в период проведения проверки за налоговый либо отчетный период, подвергаемый проверке, и за налоговый либо отчетный период, подвергнутый проверке, если такие изменения и (или) дополнения не связаны с отражением результатов проверки в бухгалтерском или налоговом учете либо с отражением в бухгалтерском или налоговом учете обстоятельств, которые наступили после начала проверки, но имеют отношение к периоду, подвергнутому проверке (п. 8 ст. 63 НК).
Указанная норма сняла некоторые вопросы, связанные с применением в период проверки ранее не использованных льгот. Тем не менее нельзя не отметить ее противоречивость и неоднозначность, так как она не согласуется с другими положениями НК. В частности, она не позволяет плательщику вносить изменения в декларации после проведения проверки, когда плательщик сам выявляет несоответствия, которые не были обнаружены в ходе проверки. Такие изменения могут касаться как доплаты налогов в бюджет, обязанность вносить которые не исчезает после проведения проверки, так и возврата излишне уплаченных в бюджет сумм, право на который прямо предусмотрено НК.
 
 
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.