AA

Комментарий (Соблюдение ассортиментного перечня товаров: что изменилось?). 

Торговые объекты обязаны иметь постоянно или в течение периода, предназначенного для продажи, перечень товаров, которые должны находиться в объекте, осуществляющем розничную торговлю. Данное требование предусмотрено в Законе РБ от 08.01.2014 № 128-З "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь". Автор данного комментария разъясняет изменения, которые необходимо учитывать организациям торговли в связи со вступлением в силу Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.07.2014 № 703 (далее – Положение № 703).

Ассортиментный перечень реализуемых товаров зависит от типа и вида розничного торгового объекта

С 22 июля 2014 г. вступило в силу Положение № 703, в котором предусмотрено, что субъект торговли разрабатывает и утверждает для розничного торгового объекта ассортиментный перечень товаров исходя из ассортимента предлагаемых к продаже товаров на основании перечня товаров, утверждаемого Минторгом.

Важно! Ассортимент (совокупность) реализуемых товаров продавец определяет самостоятельно. Ассортиментный перечень товаров разрабатывается для определенного вида и типа торгового объекта, в зависимости от наличия торговой площади и ее размера с указанием классов и (или) групп товаров, видов товаров и количества их разновидностей (моделей, размеров, артикулов, сортов и иных разновидностей), которых в таком перечне должно быть не менее, чем в перечне товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень товаров, для соответствующего вида и типа розничного торгового объекта, утверждаемый Минторгом.

При разработке ассортиментного перечня продукции общественного питания следует учитывать, что он также должен разрабатываться исходя из ассортимента предлагаемой к продаже продукции общественного питания на основании перечня продукции общественного питания и товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень продукции общественного питания, утверждаемого Минторгом.

Ассортиментный перечень продукции общественного питания зависит от типа и класса объекта общественного питания. В этом перечне должны быть указаны виды продукции общественного питания и количество их наименований, виды товаров и количество их разновидностей, которых в таком перечне должно быть не менее, чем в перечне продукции общественного питания и товаров, подлежащих включению в ассортиментный перечень продукции общественного питания.

Справочно: виды и типы розничных торговых объектов определены в Инструкции о порядке классификации розничных торговых объектов по видам и типам, утвержденной постановлением Минторга РБ от 26.06.2014 № 25 (далее – Инструкция № 25).

В соответствии с Инструкцией № 25 розничные торговые объекты в зависимости от формата подразделяются на магазины, павильоны, киоски, палатки, неизолированные торговые объекты, автомагазины, торговые автоматы, лотки, емкости для хранения и (или) продажи товаров, тележки для продажи товаров, подлежащих включении субъектами торговли в ассортиментные перечни товаров.

Из указанных видов розничных торговых объектов ассортиментные перечни товаров требуются для магазинов, павильонов, киосков и автомагазинов.

Магазины в зависимости от ассортимента реализуемых товаров классифицируются следующим образом: продовольственные, непродовольственные, с универсальным ассортиментом товаров, специализированные, узкоспециализированные, неспециализированные (с комбинированным либо со смешанным ассортиментом товаров).

Типы магазинов определяются в зависимости от ассортимента предлагаемых к продаже товаров, размера их торговой площади и методов продажи товаров (самообслуживание, традиционное обслуживание, индивидуальное обслуживание, продажа по образцам, продажа по предварительным заказам).
В зависимости от вида и типа розничного торгового объекта, наличия и размера торговой площади постановлением Минторга РБ от 08.05.2014 № 20 "О перечнях товаров" утверждены перечни товаров, подлежащих включению субъектами торговли в ассортиментные перечни товаров (далее – постановление № 20).

Справочно: постановление № 20 опубликовано на Национальном правовом Интернет-портале РБ и вступило в силу с 13 августа 2014 г.

В постановлении № 20 приведено 7 приложений, которые включают в себя следующие перечни товаров, подлежащих включению субъектами торговли в ассортиментные перечни товаров:

– для магазинов с универсальным ассортиментом продовольственных товаров (типы: гастроном, универсам, супермаркет, гипермаркет) – приложение 1;

– специализированных и узкоспециализированных продовольственных магазинов (типы: магазин "Хлеб", "Булочная", "Мясные продукты", "Бакалея", "Табаки", "Вина", "Торты", "Мед" и т.п.) – приложение 2;

– киосков, павильонов и неспециализированных продовольственных магазинов (типы: мини-магазин, мини-маркет, магазин "Продукты" (с комбинированным ассортиментом продовольственных товаров), "Мясо, молоко", "Кулинария", "Хлебокондитерский", магазин "Товары повседневного спроса" (со смешанным ассортиментом товаров) и т.п.) – приложение 3;

– магазинов с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров (типы: универмаг, дом торговли, гипермаркет), специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов (типы: магазин "Трикотаж", "Обувь", "Бытовая техника", "Стройматериалы", "Мебель", "Ковры", "Обои" и т.п.); для магазинов с комбинированным ассортиментом непродовольственных товаров (типы: магазин "Одежда, обувь", "Товары для дома", "Товары для женщин", "Детский мир", "Промтовары", "Галантерея, парфюмерия", "Сделай сам" и т.п.) и павильонов – приложение 4;

– киосков и магазинов со смешанным ассортиментом товаров (типы: магазин "Товары повседневного спроса", "Продтовары, промтовары" и т.п.) – приложение 5;

– автомагазинов, магазинов и павильонов, расположенных в сельских населенных пунктах, – приложения 6 и 7.

Важно! В каждый из вышеперечисленных перечней товаров включены группы и (или) виды продовольственных и непродовольственных товаров с указанием количества разновидностей для товаров отечественного производства и с учетом товаров иностранного производства.

Учтите особенности при разработке ассортиментного перечня товаров

В соответствии с постановлением № 20 субъектам торговли необходимо учитывать некоторые особенности при разработке ассортиментного перечня товаров:

1) в ассортиментные перечни товаров для магазинов, в которых реализуются продовольственные и непродовольственные товары (магазины с универсальным ассортиментом товаров и неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом товаров), включаются реализуемые группы и (или) виды товаров с указанием количества разновидностей товаров, соответствующего фактической торговой площади, отведенной соответственно под продовольственные и непродовольственные товары;

2) в ассортиментные перечни для специализированных и узкоспециализированных магазинов, неспециализированных магазинов с комбинированным ассортиментом товаров субъект торговли должен включать реализуемые группы и (или) виды продовольственных или непродовольственных товаров с указанием количества разновидностей товаров, соответствующего торговой площади магазина;

3) в ассортиментные перечни товаров для киосков, павильонов и автомагазинов субъект торговли должен включать реализуемые группы и (или) виды продовольственных или непродовольственных товаров с указанием количества разновидностей товаров из соответствующих приложений;

4) группы и (или) виды продовольственных товаров, условия хранения которых предусматривают низкотемпературный режим, подлежат включению в ассортиментный перечень товаров для автомагазинов при наличии холодильного оборудования;

5) ассортиментные перечни товаров для розничных торговых объектов придорожного сервиса должны разрабатываться на основании перечней товаров для розничных торговых объектов, расположенных в сельских населенных пунктах;

6) для сезонных товаров (товаров, производство которых носит сезонный характер) постановлением № 20 установлены периоды, предназначенные для их продажи.

Важно! Субъект торговли вправе реализовывать товары, не включенные в ассортиментный перечень товаров, при соблюдении условий их хранения и продажи, установленных законодательством РБ.

В каких случаях наличие ассортиментного перечня при реализации товаров не требуется

В отдельных случаях при продаже товаров в розничной торговой сети не требуется обязательное наличие и утверждение ассортиментного перечня товаров (п. 5 Положения № 703).

К таким случаям относятся:

– продажа товаров на торговых местах на рынках;

– продажа товаров в розничных торговых объектах, в которых осуществляется продажа непродовольственных товаров, бывших в употреблении (магазины second hand);

– реализация товаров в комиссионных и стоковых магазинах;

– продажа товаров в фирменных магазинах производителей, в которых реализуется не менее 80 % товаров этого производителя, в брэндовых магазинах (при условии получения субъектом торговли права продажи товаров исключительно определенного производителя с использованием товарного знака либо фирменного наименования этого производителя);

– торговля с использованием передвижных средств разносной торговли (лотков, палаток, торговых автоматов, тележек, емкостей и т.п.);

– осуществление розничной торговли без (вне) торгового объекта, в т.ч. на ярмарках и в интернет-магазинах;

– продажа товаров в неизолированных торговых объектах;

– торговля в магазинах беспошлинной торговли типа 2, реализующих товары иностранным дипломатическим представительствам и обслуживающим работников различных дипмиссий.

 

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup