Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Контроль за трансфертным ценообразованием в Казахстане

В центре внимания рубрики "За рубежом" – законодательство по контролю за трансфертным ценообразованием в государствах – партнерах Беларуси по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству.
Казахский опыт государственного регулирования трансфертных цен имеет очевидные отличия от российского*. В частности, в Казахстане правом контроля за трансфертным ценообразованием наделены не только налоговые, но и таможенные органы. При этом практически все объекты налогообложения, связанные с контролируемой сделкой, могут быть откорректированы.
__________________________
* См.: Контроль за трансфертным ценообразованием в России // Гл. бухгалтер. – 2012. – № 13. – С. 88–91.

 

Республика Казахстан – одно из первых государств СНГ, которое ввело регулирование трансфертных цен. В настоящее время вопросы трансфертного ценообразования в Казахстане регламентирует специальный Закон от 05.07.2008 № 67-IV (далее – Закон). Кроме того, принят ряд подзаконных актов о порядке мониторинга сделок, официальных источниках информации о рыночных ценах и др.
Контролируемые сделки
К контролируемым сделкам относятся:
– международные деловые операции (как между взаимосвязанными, так и между независимыми лицами), которые определены как экспортные и (или) импортные сделки по купле-продаже товаров; сделки по выполнению работ, оказанию услуг, одной из сторон которых является нерезидент, осуществляющий деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения; сделки резидентов Республики Казахстан, совершенные за пределами территории Республики Казахстан, по купле-продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, т.е. импорт и экспорт;
– сделки, совершаемые на территории Республики Казахстан, непосредственно взаимосвязанные с международными деловыми операциями:
по реализуемым полезным ископаемым, добытым недропользователем, являющимся одной из сторон;
одна из сторон которых имеет льготы по налогам;
одна из сторон которых имеет убыток по данным налоговых деклараций за 2 последних налоговых периода, предшествующие году совершения сделки.
Методы определения рыночных цен. Источники информации
Законодательством Казахстана установлены 5 методов определения рыночной цены, которые применяются и в международной практике.
Основным является метод сопоставимой неконтролируемой цены. При невозможности применения данного метода последовательно применяется один из следующих методов:
– метод "затраты плюс";
– метод цены последующей реализации;
– метод распределения прибыли;
– метод чистой прибыли.
Закон содержит подробные указания по применению данных методов, в т.ч. особенности для биржевых и небиржевых товаров.
Закон также устанавливает виды источников информации для определения рыночной цены товара (работы, услуги) и иных данных, необходимых для применения методов определения рыночной цены. В первую очередь, это официально признанные источники информации о рыночных ценах, перечень которых утверждает Правительство Республики Казахстан. Кроме того, могут быть использованы:
– источники информации о биржевых котировках;
– данные государственных органов, уполномоченных органов других государств и организаций о ценах, расходах и об условиях, влияющих на отклонение цены сделки от рыночной цены;
– информационные программы, используемые в целях трансфертного ценообразования;
– информация, представляемая участниками сделок;
– иные источники информации.
Мониторинг и проверки. Документация по трансфертному ценообразованию
Правом контроля трансфертных цен обладают налоговые и таможенные органы Казахстана. Уполномоченные органы проводят мониторинг сделок, проверки и иные установленные законодательством процедуры.
Мониторингу со стороны государственных органов подлежат международные деловые операции по товарам (работам, услугам) по перечню, утвержденному Правительством Казахстана. Это, в частности, нефть и нефтепродукты, природный газ, металлы, золото, серебро, пшеница и другие товары, а также строительные работы, монтаж оборудования, маркетинговые услуги, экспедиторские услуги.
По результатам мониторинга сделок в случае установления отклонения цены сделки от рыночной органы налоговой службы направляют участнику сделки письмо о наличии отклонения цены сделки от рыночной цены для произведения участником сделки самостоятельной корректировки объектов налогообложения, а также объектов, связанных с налогообложением.
Участник сделки представляет в течение 30 календарных дней в органы налоговой службы документы (информацию), подтверждающие факт самостоятельной корректировки объектов налогообложения, а также объектов, связанных с налогообложением.
В случае непредставления таких документов органы налоговой службы назначаютпроверку по вопросам трансфертного ценообразования.
Важно отметить, что налоговые органы вправе провести проверку по вопросам трансфертного ценообразования в т.ч. по сделкам с товарами, которые не входят в перечни биржевых товаров и товаров, международные деловые операции по которым подлежат мониторингу.
Налогоплательщики обязаны представлять в уполномоченные органы информацию и отчетность по мониторингу сделок, документы, подтверждающие обоснованность применяемой цены сделки. Отчетность по мониторингу сделок включает в себя обширный перечень информации, в частности:
– данные о взаимосвязанности сторон (при ее наличии);
– описание предпринимательской деятельности участника сделки, отрасли, в которой осуществляет свою деятельность участник сделки, и условий рынка;
– прогнозы, стратегию бизнеса, методологию трансфертного ценообразования, включая информацию, касающуюся факторов, которые влияют на установление цены;
– функциональный анализ, анализ рисков, материальных и нематериальных активов;
– отчеты по международным стандартам, в т.ч. финансовую отчетность;
– метод, применяемый для определения рыночной цены;
– описание товаров (работ, услуг), включая физические характеристики, качество и репутацию на рынке, страну происхождения и производителя, наличие товарного знака и другую информацию, связанную с качественными характеристиками товара (работы, услуги);
– стратегию ведения деловых операций;
– другие данные, которые обосновывают правильность применения цены сделки и влияют на величину отклонения цены сделки от рыночной цены.
Срок представления отчетности – не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.
Помимо информации от налогоплательщика уполномоченные органы вправе запрашивать информацию, необходимую для определения правильности применения цены сделки, у государственных органов, банков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, аудиторских организаций.
Соглашения по применению трансфертного ценообразования
Закон предоставляет налогоплательщикам право заключать с уполномоченными органами соглашения по применению трансфертного ценообразования. Правила заключения такого соглашения установлены Правительством Казахстана.
Перед началом процесса заключения соглашения налогоплательщик представляет в налоговый орган заявление с приложением различных документов, в т.ч. содержащих следующую информацию:
– об инвестициях (акциях) в компаниях Республики Казахстан и зарубежных странах;
– данные о взаимосвязанности сторон;
– источник информации по рыночным ценам, используемый при заключении сделок;
– метод, предлагаемый для определения рыночной цены;
– о стратегии бизнеса, включая маркетинговую политику (товарная, сбытовая, ценовая, а также политика продвижения товара на рынке), методологию ценообразования, в т.ч. информацию, касающуюся факторов, которые влияют на установление цены, репутацию на рынке.
Согласно законодательству в соглашении отражаются метод определения рыночной цены, источник информации, применяемый для определения рыночной цены, срок представления информации о применяемых ценах в период действия соглашения и другие условия.
Максимальный срок такого соглашения составляет 3 года.
 
Материал подготовлен специалистами бюро налогового консультирования ИП "Делойт и Туш", 
ул. Короля, 51, Минск, 220004, Беларусь
тел. +375 (017) 200 03 53, ф. +375 (017) 200 04 14 
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.