83

Нужны ли организациям калькуляция, прейскурант и другие документы при ценообразовании?

Сергей Малышев, экономист

Еще в апреле текущего года отменена Инструкция о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденная постановлением Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 (далее – Инструкция № 183). В связи с этим организации окончательно получили свободу при принятии решений о порядке оформления цен. Но так ли просто обстоят дела в данной сфере? Попробуем разобраться на примере отдельных ситуаций.


Одной из основных целей внесенных в законодательство о ценообразовании изменений являлась необходимость упрощения порядка ценообразования.
В связи с отменой Инструкции № 183 организации вправе не применять в своей деятельности такие документы, как калькуляция, прейскурант, протокол согласования цен и др. Вместе с тем на практике возникают различные нестандартные ситуации в отдельных областях хозяйствования. Рассмотрим их.

В розничной торговле…

Отметим, что в соответствии с требованиями законодательства в области ценообразования составление калькуляций, прейскурантов и других документов в области ценообразования в розничной торговле не требуется.
Однако, несмотря на либерализацию, системный подход в этой сфере отсутствует. К примеру, согласно Закону РБ от 09.01.2002 № 90-З "О защите прав потребителей" информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену и условия оплаты товаров (работ, услуг) (подп. 2.5 п. 2 ст. 7).

Кроме того, установлено требование, предусматривающее доведение до сведения покупателя необходимой и достоверной информации о товарах и их изготовителях, обеспечивающей возможность правильного выбора товаров, в т.ч. об уровне цен на реализуемый товар (п. 15 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 07.04.2004 № 384).

В связи с этим возникает вопрос: чем можно подтвердить достоверную информацию об уровне цен на товары? Логичным представляется наличие в торговом объекте документа (возможно упрощенной формы), подтверждающего уровень цены на реализуемый товар. Обоснованием в этом случае может служить реестр цен или другой аналогичный документ. Конечно, указанный уровень цены должен быть перенесен на ярлык цен в торговом зале, который будет служить информацией для покупателя.

Таким образом, несмотря на отсутствие требований в законодательстве о ценообразовании, в организациях должен быть в наличии прейскурант цен или аналогичный ему документ.

У производителей…

У производителей также может возникнуть необходимость в наличии документов, содержащих единую информацию о ценах на предлагаемую к реализации продукцию (работы, услуги), которыми могут служить единый реестр или прейскурант цен. Это значительно упростит работу с потребителями при существовании большого ассортимента выпускаемой продукции.

В случае наличия реестра или прейскуранта цен производитель при предоставлении скидок или реализации продукции по ценам, отличным от установленных в названных документах, вынужден будет оформлять протокол согласования цен или согласовывать цены в договорах на поставку, оказание услуг, проведение работ.

Таким образом, наличие протокола согласования цен или согласования в соответствующем договоре обосновывается производственной необходимостью.

Необходимость калькуляции и экономического обоснования цен еще существует в ряде случаев

Внесенные в законодательство о ценообразовании изменения фактически отменили необходимость применения калькуляций и экономического обоснования цен.

Вместе с тем существуют нормативные правовые акты, которые содержат требования о наличии экономического обоснования цен. К примеру, таким исключением из правил является требование постановления Минэкономики РБ от 27.04.2011 № 65: изменение цен на социально значимые товары, предусмотренные приложениями 1–3 к названному постановлению, производят при наличии экономического обоснования.

Кроме того, возникают проблемы при поставках крупных партий товара, а также при поставках товаров, финансируемых за счет средств бюджета. В этих случаях заказчики просят предоставить если не экономическое обоснование цены, то калькуляцию по расчету отпускных цен. Поставщики в такой ситуации имеют небольшой выбор: либо представить требуемые покупателем документы, либо отказаться от сделки.

Вместе с тем полагаем, что необоснованное стремление покупателей получить ненужную для них информацию приводит к увеличению документооборота и административных издержек поставщика, которые в конечном итоге возмещают сами покупатели.

В данном случае можно рекомендовать покупателям исходить не из калькуляции по расчету отпускных цен на производство товара, а из конечной его цены и сопоставимости ее с ценами, сложившимися на рынке.

Необходимо ли положение о скидках?

В настоящее время законодательством не предусмотрено наличие положения о скидках. Вместе с тем в большинстве организаций действуют ранее разработанные положения о скидках. С одной стороны, это создает системность подхода при предоставлении скидок. С другой, по мнению автора, наличие положения о скидках в ряде случаев является сдерживающим фактором (например, при предоставлении индивидуальных скидок).

В условиях отмены обязательных норм предоставления скидок с цен, а также оптовых скидок между организациями-изготовителями и оптовой торговлей возможность предоставления скидок, по мнению автора, необходимо определять на взаимовыгодных условиях при заключении соответствующих договоров.

Выводы

Таким образом, в условиях некоторой неопределенности в сфере формирования и применения цен и тарифов наличие калькуляций, прейскурантов и других документов может быть обусловлено наличием косвенных норм законодательства, производственной необходимостью и требованиями контрагентов. При этом возникает закономерный вопрос: насколько обосновано стремление к сохранению большого документооборота и изживших себя формальных требований?
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 33 сентябрь 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Можно ли с 14 октября продолжить ведение старой книги кассира до ее использования?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Налоги

9

Об установлении ставок акцизов на отдельные подакцизные товары

9

Комментарий (С 1 сентября изменились ставки акцизов на алкоголь и табак)

11

О некоторых вопросах бытового обслуживания населения в сельской местности в 2011–2012 годах

13

Государственное регулирование

15

О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь

15

Комментарий (Новации ценообразования в строительстве)

16

Об утверждении Инструкции о порядке приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты, включенных в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции № 33/77/17)

19

события. подробности

28

Автоматизация государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования

28

Тарифы и цены

29

О внесении дополнения и изменения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 27 апреля 2011 г. № 65

29

Труд и социальная защита

30

О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 122 (Постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 12.08.2011 № 78)

30

Комментарий (Либерализация порядка оплаты труда руководителей завершена)

35

Комментарии

38

Согласование покупки иностранной валюты для медицинских целей

38

Правила оформления листка нетрудоспособности должны знать и врач, и бухгалтер

39

С 14 октября надо применять новые правила по использованию кассового оборудования

42

Установлен порядок определения сумм превышения налога на прибыль по итогам 2011 года высокоэффективных производств

45

С 1 апреля для получения освобождения от таможенного НДС ввезенный товар должен быть экспортирован

46

мнение эксперта

51

Реализация алкогольных напитков крепостью свыше 28 %: порядок исчисления и вычета НДС изменен

51

события. подробности

54

Сближение валютных курсов

54

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

55

перечень документов, посвященных одному вопросу

56

Учет иностранной валюты и обязательств, выраженных в иностранной валюте

56

К сведению читателей

62

ВОПРОС – ОТВЕТ

63

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

72

Внереализационные доходы: в от­дельных случаях нужно исчислить НДС

72

мнения специалистов

77

Использование автомобиля для нужд нанимателя: можно ли стоимость топлива учитывать в составе затрат?

77

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

80

Назначение пособий по временной нетрудоспособности: рассмотрим конкретную ситуацию

80

события. подробности

82

Санитарные меры в Таможенном союзе: о некоторых вопросах проведения экспертиз

82

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

83

Нужны ли организациям калькуляция, прейскурант и другие документы при ценообразовании?

83

Книжная лавка

85

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ

88

О рабочем времени в IV квартале 2011 года

88

события. подробности

90

Новации в исчислении налога на прибыль в 2012 году

90

"ДЕСЯТЫЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС НА ЗВАНИЕ "ЛУЧШИЙ ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР ГОДА"

91

Завершился II тур "Десятого республиканского конкурса на звание "Лучший главный бухгалтер года"

91

приглашаем на работу

94

РЕКЛАМА

94

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 3 по 9 сентября 2011 года

96