Реализация автомобилей и исчисление НДС

Наталья Нехай, экономист
Налоговая база: разница между ценой реализации и ценой приобретения

Налоговую базу для расчета НДС при реализации юридическими лицами транспортных средств, приобретенных у физических и (или) юридических лиц, в т.ч. за пределами Республики Беларусь, организации определяют какразницу между ценой реализации и ценой приобретения (подп. 1.2 п. 1 Указа Президента РБ от 24.11.2005 № 546 "О некоторых вопросах налогообложения транспортных средств" (в ред. Указа Президента РБ от 04.04.2011 № 130, далее – Указ № 546). Цену реализации и цену приобретения определяют с учетом НДС. Данным положением надо руководствоваться также при реализации транспортных средств с территории свободных складов. Приведенную норму применяют с 1 мая 2011 г.

При изменении порядка исчисления НДС (изменении состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, момента фактической реализации, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок исчисления нужно использовать в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с момента изменения порядка исчисления НДС (п. 10 ст. 103 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).

Таким образом, вышеизложенное положение следовало применять в отношении автомобилей, отгруженных с 1 мая 2011 г.

До этой даты данный принцип определения налоговой базы организации также применяли. Однако он распространялся на реализацию автомобилей только по перечню, утвержденному Указом № 546. Кроме того, вышеупомянутый порядок распространялся не на все операции по реализации автомобилей: налоговую базу в виде указанной разницы юридические лица определяли при реализации только ввезенных ими на таможенную территорию Республики Беларусь транспортных средств. То есть указанный порядок применяли плательщики, являющиеся импортерами автомобилей из государств, с которыми имеются таможенное оформление и таможенный контроль, и при реализации транспортных средств с территории свободных складов.

Ранее налоговую базу рассчитывали в особом порядке только при реализации автомобилей, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь

Указ № 546 в его первоначальной редакции вступил в силу в декабре 2005 г. Его применяли только в отношении автомобилей, ввезенных без взимания таможенного НДС. Таким образом, Указ № 546 не распространялся на реализацию автомобилей, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь до момента его вступления в силу, с уплатой "ввозного" НДС.

Нынешняя редакция подп. 1.2 п. 1 Указа № 546 не делает таких ограничений. Так, по автомобилям, ввезенным на таможенную территорию Республики Беларусь до декабря 2005 г. с уплатой "ввозного" НДС, налоговую базу нужно определять как разницу между ценой реализации с НДС и ценой приобретения с НДС. Следовательно, если автомобиль, ввезенный до декабря 2005 г., реализует с 1 мая 2011 г. импортер, то налоговую базу надо определять как разницу между ценой реализации с учетом НДС и ценой приобретения с учетом таможенного НДС. Последующие продавцы такого автомобиля налоговую базу должны определять как разницу между ценой реализации с НДС и ценой приобретения с НДС, уплаченным (предъявленным) при приобретении.

Аналогичный принцип применяют при реализации с 1 мая 2011 г. автомобилей, ввезенных до 1 мая 2011 г. из Российской Федерации. Налоговую базу по этим автомобилям импортер определяет как разницу между ценой реализации автомобиля с НДС и ценой приобретения с учетом НДС, уплаченного налоговым органам при ввозе автомобиля из Российской Федерации. Соответственно последующие продавцы такого автомобиля налоговую базу определяют как разницу между ценой реализации с НДС и ценой приобретения с НДС, уплаченным (предъявленным) при приобретении.
 
Важно! При реализации основных средств по цене ниже остаточной стоимости налоговой базой в 2011 г. является цена реализации основного средства (п. 3 ст. 97 НК).

В таблице на примере конкретных ситуаций рассмотрен порядок определения налоговой базы при реализации автомобилей в условиях действия Указа № 546.
 
 
 
Особенности определения цены приобретения автомобилей

Особенности определения цены приоб-ретения товаров изложены в письме МНС РБ от 09.02.2010 № 2-1-9/124. В нем сказано: налоговую базу нужно определять исходя из цены приобретения, указанной в договоре купли-продажи (в товарно-транспортных или товарных накладных и иных первичных учетных документах), согласно которому был приобретен товар. Следовательно, стоимость транспортных расходов, не включенных продавцом в цену товаров, и таможенная пошлина не формировали цену приобретения в целях налогообложения.

Однако в письме МНС РБ от 05.02.2009 № 2-1-9/78 в отношении реализации автомобилей в условиях Указа № 546 дан иной ответ: "…цена приобретения в соответствии с Указом определяется с учетом НДС, которая при отсутствии освобождения должна была быть исчислена от таможенной стоимости с учетом таможенной пошлины, и освобождение от НДС при ввозе транспортных средств применяется исходя из налоговой базы, в которую включается и таможенная пошлина, то таможенная пошлина включается в цену приобретения для определения налоговой базы в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа" (в письме сделана ссылка на Указ № 546. – Прим. ред.).

Учитывая изложенное, цену приобретения автомобиля для определения налоговой базы в виде разницы между ценой реализации с НДС и ценой приобретения с НДС следует формировать с учетом таможенной пошлины.

Особенности исчисления НДС при реализации автомобилей, ввезенных из Российской Федерации до 1 июля 2010 г.

Обратимся к письму Минфина от 16.05.2011 № 05-1-17/460 и МНС РБ от 16.05.2011 № 2-1-9/10261 "О налогообложении". В нем разъяснено, что в случае реализации с 1 мая 2011 г. транспортных средств, ранее ввезенных с территории Российской Федерации с уплатой НДС, цену приобретения определяют с учетом налога, уплаченного при ввозе. Аналогичный порядок определения налоговой базы применяют и при последующей реализации транспортных средств.

Налоговую базу следует определять на дату принятия на учет ввезенных товаров как сумму стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров, и подлежащих уплате акцизов (в т.ч. если акцизы уплачивают таможенным органам, а такое возможно в случае ввоза товаров, подлежащих маркировке акцизными марками) (Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, применявшееся с 1 января 2005 г. до 1 июля 2010 г.).

Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар.

При определении стоимости приобретенных товаров (продуктов переработки) в цену сделки включают следующие расходы (если такие расходы не были включены в цену сделки):

– оплаченные или подлежащие оплате расходы по доставке товара, в т.ч. расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров без учета суммы НДС, предъявленной плательщиком налога в Республике Беларусь;

– страховую сумму;

– стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;

– стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

Таким образом, сумма НДС при ввозе автомобиля из Российской Федерации до 1 июля 2010 г. могла быть исчислена не только от цены приобретения автомобиля, указанной в контракте, но и от приобретенных расходов на доставку автомобиля, страховой суммы. Вместе с тем в вышеназванном письме Минфина и МНС не сказано, что "ввозной" налог, принимаемый для определения налоговой базы в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения, должен состоять только из налога, непосредственно уплаченного от контрактной стоимости. Поэтому для расчета налоговой базы при реализации автомобиля с 1 мая 2011 г. принимают всю сумму исчисленного НДС.

Пример 1

Автомобиль ввезен из Российской Федерации и принят на учет в марте 2010 г. Его контрактная цена – 40 000 тыс. руб., оплаченные расходы на доставку автомобиля автовозом – 2 000 тыс. руб., страховая сумма – 1 000 тыс. руб. Исчислен НДС при ввозе автомобиля: (40 000 + + 2 000 + 1 000) × 20 / 100 = 8 600 тыс. руб. Автомобиль реализован в мае 2011 г. за 50 000 тыс. руб. НДС равен 233,333 тыс. руб. ((50 000 – (40 000 + 8 600)) × 20 / 120).

Реализация автомобилей на экспорт с 1 мая 2011 г.

Как указывалось выше, налоговую базу для расчета НДС при реализации юридическими лицами транспортных средств, приобретенных у физических и (или) юридических лиц, в т.ч. за пределами Республики Беларусь, определяют как разницу между ценой реализации и ценой приобретения этих транспортных средств (подп. 1.2 п. 1 Указа № 546). При этом не указано, что в таком порядке определяют налоговую базу только при реализации автомобилей на территории Республики Беларусь.

Следовательно, по автомобилям, перечисленным в перечне к Указу № 546, отгруженным с 1 мая 2011 г. на экспорт по цене выше цены приобретения с НДС, при наличии подтверждающих экспорт документов, указанных в ст. 102 НК, в стр. 7 налоговой декларации по НДС отражают налоговую базу, определяемую как разница между ценой реализации и ценой приобретения с НДС. Такая налоговая база участвует при распределении налоговых вычетов по удельному весу. При отсутствии подтверждающих экспорт документов по истечении 180-дневного срока с момента отгрузки автомобиля на экспорт налоговую базу отражают в стр. 2 налоговой декларации и исчисляют НДС по ставке 20 % (20 / 120).

Вычет "входного" НДС по автомобилям, реализуемым в условиях Указа № 546

Некоторые бухгалтеры считают, что вычет "входного" НДС по автомобилям, по которым налоговую базу определяют в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения, производить нельзя, ошибочно руководствуясь подп. 19.8 п. 19 ст. 107 НК. Согласно этому подпункту не подлежат вычету суммы налога, уплаченные (подлежащие уплате) покупателем при приобретении и (или) ввозе товаров, налоговую базу при реализации которых определяют в соответствии с п. 3 ст. 98 НК. В свою очередь, в п. 3 ст. 98 НК разъяснено следующее: налоговую базу НДС при реализации по регулируемым розничным ценам с учетом НДС приобретенных (ввезенных) товаров (за исключением товаров, исчисление НДС по которым производится в соответствии с п. 9 ст. 103 НК) определяют как разницу между ценой реализации и ценой приобретения этих товаров. Цены приобретения и реализации устанавливают с учетом НДС.

Приведенные положения распространяются также на реализацию приобретенных ценных бумаг, многооборотной тары и путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения.

Однако п. 3 ст. 98 НК не регулирует порядок определения налоговой базы при реализации автомобилей. Он установлен Указом № 546. Следовательно, нормы подп. 19.8 п. 19 ст. 107 НК не применяют и по автомобилям, реализуемым в 2011 г. с учетом положений Указа № 546. Как до 1 мая 2011 г., так и после этой даты "входной" налог организации принимают к вычету.

Норма об отсутствии права на вычет НДС имелась в законодательстве до 2007 г.

Пример 2

Автомобиль приобретен у резидента РБ в августе 2009 г. Сумма "входного" НДС по нему принята к вычету. Автомобиль реализован в мае 2011 г. Сумму НДС, принятую к вычету, восстанавливать не следует.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 38 октябрь 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Как по экспортным договорам комиссии обеспечить завершение внешнеторговой операции, если товары будут реализованы в течение нескольких лет?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Бухгалтерский учет

9

О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. № 360

9

Комментарий (Применение акта о передаче затрат по объектам инфраструктуры)

9

Труд и социальная защита

12

Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций

12

Страхование

13

О внесении изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. № 1294 и от 22 октября 2007 г. № 1380

13

Комментарий (Обособленные подразделения можно не регистрировать в качестве самостоятельных страхователей)

19

МНС РБ разъясняет

23

О затратах, учитываемых при налогообложении

23

О затратах, учитываемых при налогообложении

24

Комментарии

25

В организацию исполнения платежей с текущих счетов внесены изменения

25

Определение налоговой базы подоходного налога с физических лиц по операциям по реализации ценных бумаг

27

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА    

30

документальная ретроспектива

32

Об утверждении нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету

32

перечень документов, посвященных одному вопросу

41

Обеспечьте достоверный учет затрат и исчисление себестоимости продукции (работ, услуг)

41

ВОПРОС – ОТВЕТ

45

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

49

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Обучение и подоходный налог: практика применения налоговых вычетов

50

Реализация автомобилей и исчисление НДС

55

Актуальные вопросы исчисления НДС в 2011 году на примере конкретных ситуаций

60

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

72

В командировке работник попал в ДТП. Какие выплаты следует произвести?

72

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

74

В 2011 году спонсоры организаций физкультуры и спорта не применяют повышающие коэффициенты к ставкам налога на недвижимость

74

Реклама аудиторских услуг

75

У ВАС ПРОВЕРКА

81

Проверьте правильность применения льготы по налогу на прибыль, которую направили на финансирование капитальных вложений

81

Финансирование капвложений: порядок применения льготы по налогу на прибыль за 2009–2011 годы

85

типичные нарушения

90

Как избежать ошибок, применяя особый порядок налогообложения при осуществлении деятельности в сельской местности

90

советы юриста

95

 Уступка права требования в процессе банкротства

95

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

99

Разбираем практическую ситуацию

99

Изъятие собственником имущества унитарного предприятия

99

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

103

Два метода уплаты налога на прибыль: игра в одни ворота?

103

статистическая информация

105

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 окттября 2011 года

105

Об индексе потребительских цен за сентябрь 2011 года

106

О порядке индексации доходов населения за сентябрь 2011 года

107

О размере минимальной заработной платы за сентябрь 2011 года

107

события. подробности

108

День бухгалтера

108

НДС: изменения в порядке исчисления и уплаты в 2012 году

109

приглашаем на работу

110

РЕКЛАМА

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 8 по 14 октября 2011 го­да

112