68

Обзор повестки дня совета МСФО: проекты новых стандартов


Проект МСФО "Оценка обязательств в МСФО (IAS) 37", январь 2010 г. – ED 2010/1

Рассматриваемый проект Стандарта (Exposure Draft, далее – ED) является частью большого проекта СМСФО по пересмотру МСФО (IAS) 37 "Резервы, условные обязательства и условные активы". Первый ED по замене всего МСФО (IAS) 37 был опубликован в июне 2005 г. В нем содержалось несколько существенных нововведений:

– из 3 критериев признания резервов (наличие текущего обязательства, вероятность оттока ресурсов и надежная оценка суммы обязательства) ED 2005 г. предлагал оставить только первое и третье. Вероятность ("скорее да, чем нет", или на практике вероятность больше 50 %) больше не являлась необходимым условием признания обязательства;

– требование "наилучшей оценки" (best estimate) также было изъято из требований по оценке обязательств. Вместо этого требовалось учитывать обязательство в сумме, которую компания "рационально" заплатит за освобождение от обязательства.

Проект 2005 г. вызвал много критики, особенно в отношении руководства по оценке обязательств. В ответ СМСФО разработал отдельный ED, посвященный только оценке.

Расплывчатые требования "рациональной оценки" для "освобождения от обязательства" были конкретизированы следующим образом: "Сумма обязательства является наименьшим из:

– текущей (дисконтированной) стоимости ресурсов для выполнения обязательства;

– суммы, необходимой для аннулирования (cancellation) обязательства;

– суммы, необходимой для передачи (transfer) обязательства третьей стороне (ED 2010/1, 36B).

При невозможности аннулировать или передать обязательство, естественно, остается только вариант текущей стоимости. Он подробно рассмотрен в приложении В к проекту. По сравнению с действующими правилами основными изменениями являются:

– требование учета фактора риска – того, что реальные будущие оттоки не будут совпадать с ожидаемыми;

– требование рассчитывать в условиях неопределенности (т.е. множественных вероятностей разных исходов) вместо "наилучшей" (самой вероятной) оценки так называемую "ожидаемую сумму" (expected value), которая раскрывается как средневзвешенная оценка вероятностей оттоков денежных средств в ряду возможных сценариев (ED 2010/1, Appendix B, B1-B3).

Строго говоря, это требование означает, что компании будут признавать обязательства, даже если самая высокая вероятность оттока ресурсов меньше 50 %!!!

Естественно, комментарии к предлагаемым изменениям (принимались до 12 апреля 2010 г.) часто были резко критическими. При этом основные возражения касались требования признавать обязательства (резервы) по судебным искам, когда юристы не видят вероятности больше 50 %, что дело будет проиграно.

В ответ на критику в апреле 2010 г. СМСФО опубликовал специальный документ (Staff Paper) "Признание обязательств по судебным делам", в котором Совет продолжил отстаивать свою позицию. Основным аргументом, призванным успокоить бухгалтерское сообщество, является сохранение первого критерия признания обязательств – их "валидность" (validity), т.е. требование, чтобы они имели силу (в терминах проекта и действующего МСФО (IAS) 37 – были "текущими" (current) обязательствами). Совет МСФО настаивает, что, если иск имеет силу, вероятность проигрыша должна быть больше 50 %, а если он недействителен, то и критерии признания не соблюдаются.

Сейчас трудно сказать, сможет ли СМСФО до конца отстоять свою позицию. По плану работы Совета новый стандарт по обязательствам (или пересмотренный МСФО (IAS) 37) ожидается в I полугодии 2011 г.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Назад
Содержание: № 33 сентябрь 2010
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

4

ВОПРОС НЕДЕЛИ

6

Являются ли расходами по рекламе безвозмездно переданные материальные цен­ности при проведении рекламных акций?

6

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

7

Налоги

7

О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 87

7

Комментарий (Декларации по НДС и акцизам и инструкции по их заполнению приведены в соответствие с положениями Соглашения по косвенным налогам в таможенном союзе)

10

Об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности

14

Об установлении ставок акцизов на отдельные подакцизные товары

15

Бухгалтерский учет

18

О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2006 г. № 75

18

Комментарий (Уточнен бухгалтерский учет расходов на выполнение научно-исследовательских, опытно-кон­ст­рук­торских и опытно-технологических ра­бот и результатов научно-технической дея­тельности)

28

Об утверждении типовой формы справки об удержании алиментов и их размере и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства юстиции Рес­публики Беларусь

29

Тарифы и цены

31

О внесении дополнения и изменения в по­с­тановление Министерства экономики Рес­публики Беларусь от 28 мая 2008 г. № 114

31

Труд и социальная защита

32

О размерах государственных пособий семьям, воспитывающим детей

32

Комментарий (Размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей, изменены)

33

Об утверждении Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства тру­да Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

36

МНС РБ разъясняет

44

О взимании косвенных налогов в таможенном союзе

44

О форме заявлений в таможенном союзе

45

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

47

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

48

Амортизационные отчисления по основным средствам, приобретенным для новых подразделений организации, начисленные в период подготовки этих подразделений к открытию, при налогообложении прибыли не учитываются

48

ВОПРОС – ОТВЕТ

50

круглый стол

59

Сближение законодательства с МСФО: за и против введения механизма учета ликвидационной стоимости основных средств при их амортизации

59

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

63

Хозяйственные операции в корреспонденции счетов

63

Создаваемый резерв на оплату отпусков позволяет равномерно распределять затраты в течение отчетного года

63

РЕКЛАМА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

66

события. подробности

68

Обзор повестки дня совета МСФО: проекты новых стандартов

68

мнения специалистов

69

Исчисление и вычет НДС по предметам проката

69

У ВАС ПРОВЕРКА

71

Организация может быть проверена и без включения ее в координационный план контрольной (надзорной) деятельности

71

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

75

Разбираем практическую ситуацию

75

Отнесение на затраты, учитываемые при налогообложении, расходов по благоустройству территории

75

Реализация оборудования в 2010 году: исчисляем и корректируем налоги

76

статистическая информация

81

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 августа 2010 года*

81

Об индексе потребительских цен за июль 2010 года

82

Об индексе цен производителей промышленной продукции производственно-тех­ни­ческого назначения за июль 2010 года

82

Комментарий о порядке индексации доходов населения за июль 2010 года

82

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

83

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

83

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ

84

О рабочем времени в IV квартале 2010 года

84

налоговый КАЛЕНДАРЬ

87

Календарь уплаты налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на сентябрь 2010 года

87

ПРИГЛАШАЕМ НА РАБОТУ

92

РЕКЛАМА

93

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

95

Курсы валют за период с 14 по 28 августа 2010 года

95

Курсы валют за период с 31 августа по 3 сентября 2010 года

96