AA

Особенности финансирования расходов по строительству и ремонту объектов за счет средств бюджета в 2013 году

В настоящее время возросшие объемы строительства, как промышленного, так и жилищного, требуют от строительных организаций – подрядчиков и организаций-заказчиков знания особенностей бухгалтерского и налогового учета, специфики документального оформления в строительных организациях. На этой неделе редакция журнала получила комментарий, в котором разъяснены вопросы, касающиеся специфики отражения расходов по строительству и ремонту объектов за счет средств бюджета в 2013 г.

Специфика финансирования расходов государственного заказчика по строительству новых, расширению, реконструкции, реставрации действующих объектов, ремонту зданий и сооружений, иных объектов, а также выполнению строительных, монтажных, специальных и иных работ за счет средств бюджета состоит в первую очередь в том, что оплата расходов происходит через счета органов государственного казначейства и направлена на усиление контроля за целевым использованием бюджетных средств. Конкретные обязанности заказчика при выполнении строительных работ должны быть определены при заключении государственного контракта на выполнение подрядных работ, заключаемого в соответствии с Гражданским кодексом РБ (далее – ГК), Правилами заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила № 1450).
 
Справочно: перечень основных видов работ, выполняемых при капитальном и текущих ремонтах, модернизации зданий и сооружений и реставрации материальных недвижимых историко-культурных ценностей, содержится в техническом кодексе установившейся практики "Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию" (ТКП 45-1.04-206-2010 (02250)), утвержденном приказом Минстройархитектуры РБ от 15.07.2010 № 267.

Оплата расходов по строительству объектов

За счет средств бюджета оплату расходов по строительству осуществляют органы казначейства на основании представленного заказчиком платежного поручения, а также справки о стоимости выполненных работ и затратах, а для объектов, строительство которых ведется по договорным (контрактным) ценам, – акта сдачи-приемки выполненных работ с указанием даты его подписания. На основании представленных в органы казначейства заказчиком соответствующих документов оплачиваются расходы:

– по отводу земельных участков и освоению строительных площадок;

– проектно-изыскательским работам;

– строительным работам;

– поставкам материалов, конструкций, инвентаря, оборудования, осуществляемым заказчиком;

– содержанию службы заказчика (технический надзор) строящегося объекта;

– другим видам расходов, предусмотренных сметой строительства.

Вышеприведенный порядок расчетов определен в п. 4 Инструкции о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 17.12.2001 № 120 (далее – Инструкция № 120).

Оплата строительных работ

Денежные средства из бюджета на текущий (расчетный) счет подрядчика перечисляются при представлении заказчиком в органы казначейства следующих документов:

1) выписки из инвестиционной программы.

Инвестиционная программа на 2013 г. утверждена Указом Президента РБ от 14.03.2013 № 126 "Об утверждении Государственной инвестиционной программы на 2013 год". Она вступила в силу со дня его подписания и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2013 г.;

2) выписки из перечня объектов, подлежащих строительству в очередном финансовом году за счет средств бюджета г. Минска – при финансировании объекта засчет средств местного бюджета;

3) перечня строек и объектов, утвержденного соответствующим министерством, ведомством и согласованного с Минэкономики при финансировании объекта за счет средств инновационного фонда;

4) перечня объектов, подлежащих строительству, реконструкции и техническому переоснащению, утвержденного соответствующим министерством, ведомством – при финансировании за счет средств иных целевых источников, фондов;

5) разрешения уполномоченного органа на право производства работ.

При заключении заказчиком нескольких прямых договоров строительного подряда по одному объекту наименование каждого подрядчика необходимо внести в разрешение государственного строительного надзора (далее – ГСН).

Для получения разрешения органов ГСН заказчику, застройщику в орган ГСН необходимо представить следующие документы:

– заявление заказчика, застройщика с указанием сведений о регистрации в инспекции МНС;

– копию решения местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении строительства объекта;

– копию положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации (кроме случаев, когда государственная экспертиза по проектной документации не является обязательной);

– копию приказа (распоряжения) заказчика, застройщика об утверждении проектной документации;

– копию договора строительного подряда в случае заключения такого договора.

Перечень объектов строительства, для которых не требуется получение разрешения органов государственного строительного надзора на производство строительно-монтажных работ, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 19.10.2006 № 1387;

6) заключения государственной экспертизы по проектно-сметной документации либо иного документа, подтверждающего, что проектно-сметная документация не подлежит государственной экспертизе.

По результатам проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации) должно быть составлено заключение государственной экспертизы, порядок оформления которого устанавливает Госкомитет по стандартизации (п. 7 Положения о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, обоснований инвестирования в строительство, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 08.10.2008 № 1476; далее –Положение № 1476). Перечень проектной документации, не требующей обязательной государственной экспертизы, приведен в приложении 1 к Положению № 1476.
 
Справочно: заключение государственной экспертизы по градостроительному проекту, обоснованию инвестирования в строительство, архитектурному, строительному проекту, выделяемым в них этапам работ, очередям строительства, пусковым комплексам и сметам (сметной документации) действует со дня его регистрации в органе государственной экспертизы, подготовившем заключение.

Срок действия заключения государственной экспертизы по проектной документации ограничивается проектной продолжительностью строительства объекта, увеличенной на 1 год. Органам государственной экспертизы предоставлено право продлевать срок действия заключений государственной экспертизы при наличии обоснований заказчиков, застройщиков.
При внесении изменений и дополнений в утвержденную проектную документацию, в связи с обнаруженными недостатками в проектной документации или недостоверными исходными данными, представленными заказчиком, застройщиком, повторная государственная экспертиза должны проводиться за счет лица, по чьей вине возникла необходимость внесения изменений и дополнений (п. 8 Положения № 1476).
 
Обоснование инвестирования в строительство, в установленном порядке прошедшее государственную экспертизу, является утверждаемой стадией проектной документации на строительство объекта и основанием для открытия финансирования и проведения торгов по выбору подрядчика на такое строительство (подп. 1.3 п. 1 Указа Президента РБ от 16.11.2006 № 676 "О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования");

7) договора строительного подряда на весь период строительства.

Договор строительного подряда должен содержать следующие обязательные условия:

– наименование сторон, их местонахождение в соответствии с учредительными документами, расчетные счета в обслуживающих банках, учетные номера плательщика, номера свидетельств о государственной регистрации, номера и сроки действия лицензий подрядчика, учетный номер налоговой инспекции;

– предмет договора (наименование и местонахождение объекта, виды (этапы) строительных работ, подлежащих выполнению, и их объемы);

– указание на выполнение строительных работ собственными силами подрядчика либо с привлечением субподрядчиков;

– сроки (месяц и год) начала и завершения строительства объекта (выполнения строительных работ). По согласованию сторон могут быть предусмотрены также сроки начала и завершения отдельных видов (этапов) строительных работ (промежуточные сроки);

– договорная (контрактная) цена или способ ее определения;

– порядок и сроки представления проектной документации, ее содержание и состав, количество представляемых экземпляров;

– порядок расчетов за выполненные строительные работы;

– источники и объемы финансирования по каждому из источников, в т.ч. с выделением суммы обязательств на текущий финансовый год;

– ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств;

– обязанности заказчика и подрядчика при исполнении договора.

Приведенные требования по заключению договора перечислены в гл. 2 Правил № 1450 и п. 3 Инструкции № 120.

В государственном контракте необходимо указать его источник финансирования, а также выделить объем финансирования и объем выполнения работ (в текущих и базисных ценах) на год, если срок выполнения работ длится более года. Заключение трехсторонних договоров на выполнение подрядных работ для государственных нужд законодательством РБ не предусмотрено (ст. 718 и 719 ГК).

Закупка материалов и оборудования по объекту должна быть целевой.

Если договором строительного подряда обязанности по поставке материалов, конструкций, инвентаря, оборудования возложены на заказчика, оплатить такие поставки должны органы казначейства по представленному заказчиком платежному поручению и договору поставки в порядке, установленном Инструкцией о порядке оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2000 № 66. В договорах поставки необходимо указать наименование объекта, для которого производится закупка материалов, оборудования.

С 1 января 2013 г. закупку оборудования в рамках строительной деятельности (после разработки и утверждения проектно-сметной документации) следует осуществлять с учетом норм постановления Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235 "Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов" (далее – Положение № 235) и Закона РБ от 13.07.2012 № 419-З "О государствен-ных закупках товаров (работ, услуг)" (далее –Закон № 419-З).
 
Справочно: в настоящее время договоры (контракты), которые заключены по старым нормативным актам и которые не приводились в соответствии с требованиями новых нормативных актов, исполняются по старым требованиям. В случае приведения ранее заключенных договоров (контрактов) к новым требованиям контракт и все приложения к нему должны быть составлены по новым формам. Цена контракта является текущей и неизменной в случае его заключения по объектам, архитектурно-планировочное задание на проектирование которых получено после 1 января 2012 г., с учетом требований Указа Президента РБ от 11.08.2011 № 361 "О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесения изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь" и постановления Совета Министров РБ от 18.11.2011 № 1553 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361", которым утверждено Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в т.ч. этапов работ по строительству) (далее – Положение № 1553).
 
Продолжительность строительства должна быть определена условиями подрядных торгов.

Выбор подрядчика на строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, закупки товаров и услуг за счет указанных средств при строительстве объектов следует осуществлять, руководствуясь нормами Закона № 419-З.

При необходимости проведения подрядных торгов представление тендерной документации является неотъемлемой частью договора.

Проведение подрядных торгов является обязательным при размещении заказов на строительство объектов, в т.ч. их ремонт, реконструкцию, реставрацию и благоустройство объектов, финансируемых за счет:

– средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков РБ под гарантии Правительства – при стоимости строительства объекта 3 000 базовых величин (БВ) и более;

– иных источников, за исключением объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, – при стоимости строительства объекта 50 000 БВ и более. Данное требование оговорено в п. 3 Положения № 235.

Условие обязательного проведения подрядных торгов на строительство объектов предполагает, что эти торги также проводятся при размещении необходимых для этих объектов заказов:

– оказание инженерных услуг стоимостью 3 000 БВ и более;

– поставку строительных материалов, изделий, конструкций, инвентаря и оборудования стоимостью 3 000 БВ и более, за исключением товаров, производимых организациями Республики Беларусь по утвержденному перечню;

– выполнение отдельных видов (комплексов, этапов) строительных, монтажных, специальных и иных работ.

Проведение торгов не является обязательным.

При заключении отдельных договоров отсутствует необходимость проведения подрядных торгов. К числу таких договоров относятся следующие:

– на строительство, осуществляемое в целях ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций либо их предупреждения (при наличии заключения уполномоченного органа);

– на строительство жилых домов;

– на строительство объектов в сельскохозяйственных организациях, агрогородках и иных населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек;

– субподряда, заключаемые генеральным подрядчиком для выполнения отдельных видов проектно-изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг);

– на поставку товаров, используемых при строительстве объектов, производимых организациями РБ, по перечню таких товаров, утверждаемому Советом Министров РБ;

– если подрядные торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися из-за отсутствия необходимого количества претендентов.

Приведенное условие оговорено в п. 1 Указа Президента РБ от 07.02.2005 № 58 "О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь".

В случае привлечения к комплексному управлению инвестиционным проектом инженерной организации, выполняющей функции заказчика и генерального подрядчика (без выполнения строительно-монтажных работ собственными силами), эта организация должна разместить заказ на строительство объекта в целом или на его этапы, виды работ путем проведения подрядных торгов по объекту в целом (п. 5 Положения № 235).

Если строительство объектов заказчик (застройщик) производит собственными силами (имеющимися в его составе строительными подразделениями) без заключения договора строительного подряда или государственного контракта, то привлечение подрядных организаций для выполнения проектно-изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ, а также приобретения товаров, оказания услуг должно осуществляться с учетом требований, предусмотренных в п. 3 Положения № 235.

Если проведение подрядных торгов или переговоров при размещении заказов, необходимых для строительства объектов, не является обязательным, инвестор (застройщик, заказчик), подрядчик вправе назначить и провести их в порядке, предусмотренном Положением № 235.

Сроки строительства объекта (выполнения строительных работ), устанавливаемые в договоре, не должны превышать продолжительности строительства, определенной документацией и условиями подрядных торгов (п. 17 Правил № 1450).

В исключительных случаях изменение (продление) продолжительности строительства объектов, финансируемых с привлечением средств республиканского бюджета, производится по согласованию с Минстройархитектуры и Минэкономики (за исключением объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента или Правительства).

При строительстве объектов за счет иных источников, включая объекты жилищного строительства, изменение сроков строительства должно проводиться по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами.

Порядок и сроки представления обоснований, необходимых для установления новых сроков ввода объектов в эксплуатацию, финансируемых за счет республиканского бюджета, определены в п. 17 Правил № 1450, а за счет средств местного бюджета – согласно порядку переноса сроков строительства, размещенному на сайте Мингорисполкома.
 
Важно! При хозяйственном способе строительства в случае привлечения сторонних организаций для выполнения специальных строительных или монтажно-технологических работ по прямым договорам подряда в органы казначейства представляются указанные договоры;
 
8) графика платежей.

Период выполнения работ, указанный в графике платежей, должен соответствовать периоду, указанному в договоре строительного подряда. График платежей должен быть составлен по форме соответствующей приложению 3 к Положению № 235 либо приложению 3 к Положению № 1553. График платежей разрабатывается на текущий год с разбивкой по месяцам и источникам финансирования. В случае потребности в целевых авансах в графике указывают сумму аванса, месяц его предоставления и срок освоения (п. 8 Инструкции № 120).

В случае отсутствия строительных и ремонтных работ на объектах, оплата работ по которым осуществляется за счет нескольких источников, составляется единый график платежей. Предоставление подрядчику авансов, в т.ч. разовых (целевых), и оплата выполненных работ предусматриваются в нем пропорционально доле каждого источника в общем объеме финансирования (включая собственные средства и банковские кредиты) (см. п. 13-2 Инструкции № 120).

Замена плановых значений в графике платежей по графе "Стоимость подрядных работ по графику" на фактические не допускается. Это требование Минстройархитектуры РБ (письмо от 05.12.2007 № 04-2-02/3204);

9) протокола согласования договорной (контрактной) цены (в случае выполнения подрядных работ по договорным (контрактным) ценам.

При изменении стоимости контракта необходимо составлять новый протокол договорной (контрактной) цены, отражающий общую цену контракта, а не дополнительную ее часть. Протокол согласования договорной (контрактной) цены на строительство должен быть составлен по форме, предусмотренной в приложении 4 к Положению № 235 либо приложении 4 к Положению № 1553.

Вышеперечисленные требования по проведению расчетов за счет средств бюджета приведены в п. 8 Инструкции № 120.
 
Важно! Авансы на выполнение строительных работ подлежат перечислению в размере, не превышающем 50 % стоимости работ, планируемых к выполнению в расчетном месяце, в случае если такая форма расчетов предусмотрена договором. Кроме авансов на выполнение строительных работ договором подряда могут предусматриваться также разовые (целевые) авансы на приобретение нестандартных строительных конструкций и изделий, материальных ресурсов, поставка которых зависит от сезонности выполнения работ, а также на закупки по внешнеторговым контрактам (п. 82 Инструкции № 120);
 
10) справки о стоимости выполненных работ и затратах (форма С-3).

Форма данного первичного документа утверждена постановлением Минстройархитектуры РБ от 17.10.2011 № 48 "Об установлении формы дефектного акта на гарантийный ремонт, справки о стоимости выполненных работ и затратах и утверждении Инструкции о порядке заполнения и применения дефектного акта на гарантийный ремонт". Для объектов, строительство которых осуществляется по договорным (контрактным) ценам, форма справки о стоимости выполненных работ (этапов) приведена в приложении 5 к Положению № 235.

Оплата работ по капитальному и текущему ремонту

Оплата работ по капитальному и текущему ремонту со счетов органов казначейства на текущий (расчетный) счет подрядчика осуществляется посредством перечисления денежных средств. Основанием для перечисления средств за выполненные работы являются справка о стоимости выполненных работ и затратах, а для объектов, строительство которых осуществляется по договорным (контрактным) ценам, – акт сдачи-приемки выполненных работ с указанием даты его подписания, а также:

– при выполнении работ по капитальному ремонту:

список объектов;

заключение государственной вневедомственной экспертизы по проектно-сметной документации;

договор строительного подряда;

разрешение уполномоченного органа на право производства работ;

график платежей;

протокол согласования договорной (контрактной) цены (в случае выполнения работ по договорным (контрактным) ценам);

– при выполнении работ по текущему ремонту:

смета (дефектный акт);

договор строительного подряда;

график платежей;

протокол согласования договорной (контрактной) цены (в случае выполнения работ по договорным (контрактным) ценам).
 
Важно! При выполнении работ по капитальному и текущему ремонту хозяйственным способом список объектов и договор подряда не представляются.

Особенности исполнения договоров строительного подряда в г. Минске

В 2013 г. при заключении договоров на выполнение строительных работ на территории г. Минска необходимо учитывать следующее:

во-первых, регистрации в финансовом управлении Минского городского исполнительного комитета подлежат договоры:

а) по капитальному ремонту объектов непроизводственной сферы независимо от суммы;

б) на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по объектам, подлежащим строительству за счет средств бюджета г. Минска на сумму, превышающую 120,0 млн. руб.;

во-вторых, регистрации в финансовых отделах администраций районов г. Минска подлежат договоры:

а) по капитальному и текущему ремонту объектов непроизводственной сферы, приобретению непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования, закупаемых организациями непроизводственной сферы независимо от суммы;

б) по капитальному ремонту жилищного фонда, находящегося на обслуживании организаций жилищно-коммунального хозяйства г. Минска, за счет всех источников финансирования (бюджетные средства, отчисления населения и арендаторов на капитальный ремонт и иные) независимо от суммы.

Приведенные условия по заключению договоров определены решением Мингорисполкома от 25.01.2012 № 215.
 
Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup