Как избежать ошибок, применяя особый порядок налогообложения при осуществлении деятельности в сельской местности

Ирина Петрович, аудитор

При осуществлении предпринимательской деятельности в сельской местности законодательно разрешено применять особый порядок налогообложения субъектам хозяйствования, находящимся (проживающим) не только в сельских населенных пунктах, но и в любой сельской местности. На какие льготы вправе рассчитывать организации и как избежать ошибок при их применении, рассмотрим на практических ситуациях.

Ситуация 1. Льгота по отчислениям в инновационный фонд применима, если работы выполнены в сельской местности для организаций, обоснованно применяющих особый порядок налогообложения

Суть нарушения

Строительная фирма (исполнитель) в ноябре – декабре в 2009 г. выполняла монтажные работы для организации (заказчик), расположенной в сельской местности, которая осуществляла несколько направлений деятельности, включая торгово-посредническую.

По выполненным работам строительная фирма не производила отчисления в инновационный фонд, так как заказчик был расположен в сельской местности и необоснованно применял особый порядок налогообложения.
 
Комментарий контролирующих органов

Налоговая ошибка строительной организации в 2009 г. состояла в том, что не делать отчисления в инновационный фонд от себестоимости выполненных работ в сельской местности можно было только при условии, что эти работы выполнены для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на применение особого порядка. В данной ситуации заказчик не вправе был применять особый порядок налогообложения, поскольку он осуществлял торгово-посредническую деятельность.

Обоснование нарушения

Организации, расположенные в сельских населенных пунктах, при осуществлении в сельской местности деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) могут применять особый порядок налогообложения, уплаты обязательных платежей в бюджет, выдачи специальных разрешений (лицензий). Это установлено подп. 1.1 п. 1 Декрета Президента РБ от 20.12.2007 № 9 "О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности" (в ред., действовавшей до 1 января 2010 г. (далее – Декрет № 9)). В то же время предусмотрено, что организации не вправе применять особый порядок при осуществлении торговой посреднической деятельности. В данном случае особый порядок, установленный Декретом № 9, при осуществлении торговой посреднической деятельности не применялся независимо от доли такой деятельности в общем объеме выручки.

Другие организации, осуществляющие деятельность в области строительства, имели право не производить с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2010 г. отчисления в инновационные фонды от себестоимости строительных, в т.ч. ремонтно-строительных, а также специальных и монтажных работ, выполненных в сельской местности для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на применение особого порядка (подп. 1.2 п. 1 Декрета № 9). Таким образом, до 1 января 2010 г. строительные организации, выполнявшие строительные работы для организаций, осуществляющих торговую посредническую деятельность, а следовательно, не имеющих право применять особый порядок, установленный Декретом № 9, не вправе были применять вышеназванную льготу по отчислениям в инновационные фонды.

Советы эксперта на сегодняшний день

Следует учитывать, что с 1 января 2010 г. в Декрет № 9 были внесены изменения и дополнения, согласно которым особый порядок налогообложения не распространяется на торговую посредническую деятельность по осуществлению оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства.

Другие организации, осуществляющие деятельность в области строительства, не производят с 1 января по 31 декабря 2010 г. отчисления в инновационные фонды от себестоимости строительных, в т.ч. ремонтно-строительных, специальных и монтажных работ, выполненных в сельской местности для организаций и индивидуальных предпринимателей, находящихся (проживающих) в сельской местности. При этом не имеет значения, применяют ли эти субъекты хозяйствования особый порядок.

Рассмотрим на условных данных отражение в бухгалтерском учете налоговых платежей в приведенной ситуации (см. табл. 1).
 
 
В табл. 2 приведены исправительные записи, которые необходимо отразить после проверки.
 
 
Ситуация 2. Применение особого порядка налогообложения возможно в части деятельности, осуществляемой в сельской местности

Суть нарушения

Совместное предприятие (СП) в течение 2010 г. переместило часть производственных цехов из г. Минска на территорию сельской местности. Одновременно часть производственных структурных подразделений продолжала функционировать и приносить доходы от хозяйственной деятельности в г. Минске.

На протяжении 2010 г. СП применяло особый льготный порядок налогообложения по всей деятельности, осуществляемой в течение года как в сельской местности, так и в г. Минске, не ведя раздельного учета выручки.
 
Комментарий контролирующих органов

В данном случае СП неправомерно применяло льготный порядок налогообложения в части прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) в г. Минске, несмотря на то, что особый порядок налогообложения распространялся на деятельность, осуществляемую только в сельской местности.

Обоснование нарушения

Организации, филиалы, представительства, иные обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, при осуществлении в сельской местности деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) вправе применять особый порядок налогообложения, уплаты обязательных платежей в бюджет, выдачи специальных разрешений (лицензий).

При одновременном осуществлении деятельности в сельской местности и за ее пределами организации вправе применять особый порядок при условии ведения раздельного учета выручки, полученной от этих видов деятельности (подп. 1.1 п. 1 Декрета № 9).
 
Советы эксперта на сегодняшний день

Организации, имеющие право на применение особого порядка налогообложения, с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г.:

– освобождены от уплаты налога на прибыль в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) ими в сельской местности (за исключением прибыли и доходов, полученных от торговой посреднической деятельности), а также налога на недвижимость со стоимости объектов, расположенных в сельской местности;

– уплачивают государственную пошлину за выдачу специального разрешения (лицензии) вразмерах 50 % от установленного законодательством размера за его выдачу;

– освобождены от уплаты государственной пошлины за внесение изменений и (или) дополнений в специальное разрешение (лицензию).
 
Обратите внимание: организации, находящиеся в сельской местности и осуществляющие деятельность в сельской местности, не вправе применять особый порядок:

– при производстве подакцизных товаров;

– производстве и (или) реализации ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;

– осуществлении лотерейной, туристической (за исключением агроэкотуризма, международного въездного и внутреннего туризма, экскурсионного обслуживания), риэлтерской, страховой, банковской деятельности, профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности в сфере игорного бизнеса, деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр, а также в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы.
 
Рассмотрим на условных данных отражение в бухгалтерском учете налоговых платежей в приведенной ситуации (см. табл. 3).
 
 
В табл. 4 приведены исправительные записи, которые необходимо отразить после проверки.
 
 
Ситуация 3. При осуществлении деятельности по сдаче объектов в аренду не может быть применен особый порядок налогообложения

Суть нарушения

Организация, расположенная в сельской местности, на протяжении 2009 г. осуществляла единственный вид деятельности – сдавала в аренду недвижимое имущество. По данному виду деятельности она применяла особый порядок налогообложения.
 
Комментарий контролирующих органов

Организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность по сдаче в аренду расположенного в сельских населенных пунктах недвижимого имущества как единственный вид деятельности, не имела права применять особый порядок налогообложения, установленный Декретом № 9.
 
Обоснование нарушения

Договор аренды имущества (в т.ч. недвижимого) необходимо относить к договорам, направленным на передачу имущества в пользование за плату. Экономический смысл (цель) такого договора состоит именно в передаче имущества в пользование в отличие от договоров на оказание услуг, которые предполагают совершение действий или деятельности, направленных на получение нематериального результата.

Под услугой следует понимать деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (ст. 30 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).

Сдача внаем собственного недвижимого имущества как предпринимательская деятельность осуществлялась посредством заключения договоров аренды недвижимого имущества.

По разъяснению Белорусской торговопромышленной палаты (БелТПП) от 13.07.2009 № 1.08-04/1835, выданные в отдельных случаях областными унитарными предприятиями БелТПП сертификаты подтверждают не то, что деятельность по сдаче имущества в аренду является услугой, а то, что при ее осуществлении субъект хозяйствования выполняет требования Положения об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.12.2001 № 1817.

Вывод о том, что сдача имущества в аренду не является оказанием услуг, подтвержден также заключением Конституционного Суда РБ от 07.02.2002 № З-137/2002. Исходя из этого организации с местом нахождения и осуществления на соответствующей территории предпринимательской деятельности по сдаче в аренду недвижимого имущества не вправе применять освобождение от налогообложения по Декрету № 9. Для аргументации приведенных выводов по данной ситуации следует руководствоваться письмом МНС РБ от 28.07.2009 № 2-2-26/2913.
 
Советы эксперта на сегодняшний день

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (ст. 1 Гражданского кодекса РБ).

Валовой прибылью для белорусских организаций необходимо признавать сумму прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов (п. 2 ст. 126 НК).

В состав внереализационных доходов следует включать доходы от операций по сдаче в аренду (финансовую аренду (лизинг)) имущества (подп. 3.15 п. 3 ст. 128 НК).

Таким образом, как гражданское, так и налоговое законодательство разграничивает прибыль, полученную от пользования имуществом, и прибыль от реализации товаров (работ, услуг).

Исходя из изложенного, а также с учетом того, что в целях исчисления налога на прибыль доходы от сдачи имущества в аренду являются внереализационными, на прибыль, полученную в результате заключения договоров аренды имущества, принадлежащего организации, не распространяется особый порядок, установленный Декретом № 9.
 
Исправительные записи по результатам проверки аналогичны бухгалтерским записям, отраженным в ситуации 2.

Меры ответственности

По всем приведенным ситуациям ответственность субъектов хозяйствования за неуплату или неполную уплату сумм налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности (за исключением выявленных в результате камеральных проверок), регулирует ст. 13.6 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП). Размер налагаемых штрафных санкций зависит от соотношения размера выявленной недоплаты налога к общей сумме налогов, исчисляемой плательщиком. Размер применяемых штрафных санкций за допущенные нарушения, совершенные по неосторожности, представлен в табл. 5.
 
 
Неуплата или неполная уплата плательщиком суммы налога, сбора (пошлины) влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 БВ (п. 1 ст. 13.6 КоАП).

Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица умышленно, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 60 БВ на основании п. 7 ст. 13.6 КоАП.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 38 октябрь 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

Как по экспортным договорам комиссии обеспечить завершение внешнеторговой операции, если товары будут реализованы в течение нескольких лет?

8

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

9

Бухгалтерский учет

9

О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. № 360

9

Комментарий (Применение акта о передаче затрат по объектам инфраструктуры)

9

Труд и социальная защита

12

Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций

12

Страхование

13

О внесении изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. № 1294 и от 22 октября 2007 г. № 1380

13

Комментарий (Обособленные подразделения можно не регистрировать в качестве самостоятельных страхователей)

19

МНС РБ разъясняет

23

О затратах, учитываемых при налогообложении

23

О затратах, учитываемых при налогообложении

24

Комментарии

25

В организацию исполнения платежей с текущих счетов внесены изменения

25

Определение налоговой базы подоходного налога с физических лиц по операциям по реализации ценных бумаг

27

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА    

30

документальная ретроспектива

32

Об утверждении нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету

32

перечень документов, посвященных одному вопросу

41

Обеспечьте достоверный учет затрат и исчисление себестоимости продукции (работ, услуг)

41

ВОПРОС – ОТВЕТ

45

СПЕЦИАЛЬНАЯ РУБРИКА ЖУРНАЛА "ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР"

49

Налоговый кодекс: считаем налоги правильно

50

Обучение и подоходный налог: практика применения налоговых вычетов

50

Реализация автомобилей и исчисление НДС

55

Актуальные вопросы исчисления НДС в 2011 году на примере конкретных ситуаций

60

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

72

В командировке работник попал в ДТП. Какие выплаты следует произвести?

72

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

74

В 2011 году спонсоры организаций физкультуры и спорта не применяют повышающие коэффициенты к ставкам налога на недвижимость

74

Реклама аудиторских услуг

75

У ВАС ПРОВЕРКА

81

Проверьте правильность применения льготы по налогу на прибыль, которую направили на финансирование капитальных вложений

81

Финансирование капвложений: порядок применения льготы по налогу на прибыль за 2009–2011 годы

85

типичные нарушения

90

Как избежать ошибок, применяя особый порядок налогообложения при осуществлении деятельности в сельской местности

90

советы юриста

95

 Уступка права требования в процессе банкротства

95

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

99

Разбираем практическую ситуацию

99

Изъятие собственником имущества унитарного предприятия

99

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

103

Два метода уплаты налога на прибыль: игра в одни ворота?

103

статистическая информация

105

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 окттября 2011 года

105

Об индексе потребительских цен за сентябрь 2011 года

106

О порядке индексации доходов населения за сентябрь 2011 года

107

О размере минимальной заработной платы за сентябрь 2011 года

107

события. подробности

108

День бухгалтера

108

НДС: изменения в порядке исчисления и уплаты в 2012 году

109

приглашаем на работу

110

РЕКЛАМА

111

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

112

Курсы валют за период с 8 по 14 октября 2011 го­да

112