Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Принимаем на работу иностранных граждан: оплата труда и налогообложение

Юлия Гатальская, экономист

Вопросы применения миграционного и трудового законодательства в части использования на территории Республики Беларусь труда иностранных граждан и лиц без гражданства традиционно относятся к числу не самых простых. Получить ответы на наиболее интересные и актуальные из них можно, ознакомившись с настоящей статьей.

Правовое положение иностранных граждан на территории Республики Беларусь
 
Нередко по роду своей деятельности белорусские организации привлекают для выполнения отдельных работ иностранных граждан. Это может быть продиктовано как особенностями осуществляемой производственной деятельности, так и желанием нанимателя привлечь "дешевую" рабочую силу.
Справочно: иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства (ст. 1 Закона РБ от 04.01.2010 № 105-З "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь"; далее – Закон № 105-З).
Правовое положение иностранцев на территории республики основывается на национальных законодательных актах, Конституции РБ, международных договорах. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в Законе № 105-З, то применяются правила международного договора (ст. 3 Закона № 105-З).
Иностранных граждан, находящихся на территории Республики Беларусь, можно разделить на следующие группы:
– временно пребывающие в Республике Беларусь;
– временно проживающие в Республике Беларусь;
– постоянно проживающие в Республике Беларусь.
Данная классификация предусмотрена ст. 11 Закона № 105-З.
 
Важно! Необходимость получения нанимателем – резидентом РБ разрешения на привлечение иностранных работников к трудовой деятельности зависит от условий нахождения иностранных граждан на территории Республики Беларусь.
Иностранные граждане, временно пребывающие в Республике Беларусь
Срок нахождения иностранного гражданина в Беларуси определен сроком действия выданной ему визы и не может превышать 90 суток в календарном году со дня первого въезда в Беларусь, если иное не определено Законом № 105-З и международными договорами (ст. 39 Закона № 105-З). Документом, подтверждающим статус временно пребывающего в Республике Беларусь иностранца, является виза и (или) миграционная карта.
 
Справочно: иностранец при въезде на территорию Республики Беларусь обязан заполнять миграционную карту, которую вместе с документом для выезда за границу он предъявляет сотруднику органа пограничной службы в пункте пропуска через Государственную границу РБ. Порядок заполнения миграционной карты приведен в Положении о порядке использования миграционной карты, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 03.02.2006 № 142. Могут быть установлены категории иностранцев, которые не заполняют миграционных карт при въезде и не предъявляют их при выезде из республики (ст. 29 Закона № 105-З).
 
Для отдельных категорий иностранных граждан предусмотрен безвизовый режим въезда в Республику Беларусь. Особенности нахождения в Беларуси таких иностранцев определяются в каждом конкретном случае нормами международного соглашения. Данным правом могут воспользоваться иностранные граждане при соблюдении следующих условий:
1) все категории граждан – при наличии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство:
– граждане Украины (Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом Министров Украины о безвизовых поездках граждан от 12.06.2009);
– граждане Азербайджана (Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о взаимных безвизовых поездках граждан от 15.05.2006);
– граждане Армении (Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан Республики Беларусь и граждан Республики Армения от 06.06.2002);
– граждане СНГ (Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников от 09.10.1992) (Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан);
2) граждане ЕврАзЭС при наличии документов, указанных в приложениях к Соглашению между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30.11.2000 и Протоколу к Соглашению от 24.03.2005.
Если условия нахождения иностранных граждан в международном соглашении не определены, то они должны зарегистрироваться на территории Республики Беларусь на срок, указанный в заявлении, но не более чем на 90 суток в году со дня первого въезда (часть седьмая ст. 41 Закона № 105-З).
 
Важно! Временно пребывающие иностранцы обязаны зарегистрироваться в органе внутренних дел по месту своего фактического пребывания или в гостинице в течение 5 суток со дня прибытия. В этот срок не входят выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, объявленные Президентом нерабочими (п. 10 Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 20.01.2006 № 73; далее – Правила № 73).
Иностранные граждане, временно проживающие в Республике Беларусь
Срок нахождения иностранцев, временно проживающих на территории Республики Беларусь, определяют исходя из срока действия выданного им разрешения на временное проживание. В большинстве случаев такое разрешение выдают на срок не более 1 года (ст. 48 Закона № 105-З).
Временно проживающий в Республике Беларусь иностранец обязан проживать на территории республики только по тому месту временного проживания, по которому ему выдано разрешение на временное проживание.
 
Важно! Иностранец обязан выехать до истечения срока действия разрешения на временное проживание, если на дату истечения указанного срока им не оформлено новое разрешение либо не получено разрешение на постоянное проживание.
Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь
Постоянно проживающие в Беларуси иностранцы вправе осуществлять трудовую и предпринимательскую деятельность наравне с гражданами страны в порядке, установленном законодательством, с учетом следующих ограничений:
– ограничение участия иностранных граждан в выборах и референдумах (ст. 19 Закона № 105-З);
– ограничение на занятие должностей, назначение на которые в соответствии с законодательством РБ связано с принадлежностью к гражданству РБ (ст. 20 Закона № 105-З).
 
Справочно: разрешение на постоянное проживание выдается иностранцам, которые:
– являются близкими родственниками граждан РБ, постоянно проживающих в Республике Беларусь;
– являются лицами, которым предоставлен статус беженца или убежище в Республике Беларусь;
– имеют право на воссоединение семьи;
– прожили на законных основаниях в Республике Беларусь последние 7 и более лет;
– имеют основания для приобретения гражданства РБ в порядке регистрации;
– состояли ранее в гражданстве РБ;
– являются работниками и специалистами, в которых нуждаются организации РБ;
– обладают исключительными способностями и талантом или имеют выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта;
– являются иностранными инвесторами, вложившими инвестиции в размере не менее 150 000 евро в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь;
– являются этническими белорусами или их кровными родственниками по прямой нисходящей линии: детьми, внуками, правнуками, родившимися за пределами современной территории Республики Беларусь.
Вышеприведенные нормы определены ст. 53 Закона № 105-З.
Иностранцам, постоянно проживающим на территории Беларуси, может быть предоставлен вид на жительство сроком на 2 года. По истечении этого срока вид на жительство для иностранцев трудоспособного возраста может быть продлен еще на 5 лет (пп. 11.10 и 11.11 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200).
При трудоустройстве иностранца необходимо получить специальное разрешение
Иностранные граждане, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, въехавшие на территорию республики с целью трудоустройства, могут осуществлять трудовую деятельность при условии получения специального разрешения и заключения трудового договора (часть вторая ст. 23 Закона РБ от 30.12.2010 № 225-З "О внешней трудовой миграции"; далее – Закон № 225-З).
 
Внимание! Специальное разрешение выдают иностранному гражданину, не имеющему разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, по ходатайству нанимателя – резидента РБ (ст. 29 Закона № 225-З). При найме на работу иностранного гражданина, не имеющего разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь несколькими нанимателями, он обязан получить специальное разрешение для работы у каждого из них.
 
В случае использования труда иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, в количестве, превышающем 10 человек, наниматель обязан получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (ст. 26 Закона № 225-З, п. 2 Инструкции о порядке выдачи разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, утвержденной постановлением МВД РБ от 07.07.2011 № 247; далее – Инструкция № 247).
Справочно: иностранному гражданину специальное разрешение выдает служба по гражданству и миграции по заявлению нанимателя либо его представителя. К этому заявлению должны быть приложены документы, предусмотренные подп. 16.7 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156. Решение о выдаче разрешения либо об отказе в его выдаче должно быть принято службой по гражданству и миграции в срок не более 15 дней. Основание для отказа в выдаче специального разрешения должно быть письменно направлено нанимателю в срок не позднее 5 дней со дня принятия решения об отказе в его выдаче (п. 11 Инструкции № 247).
Разрешение выдается на 1 год и впоследствии может быть продлено на аналогичный срок в том же порядке.
 
При трудоустройстве на территории Беларуси граждан Российской Федерации наличие специального разрешения не требуется, так как граждане Беларуси и России имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Их трудовую деятельность регулируют трудовой договор (контракт) и законодательство о труде (ст. 7 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан от 25.12.1998).
Отражение в налоговом учете расходов, связанных с трудоустройством иностранных граждан
Прием на работу иностранных граждан влечет за собой появление у организации дополнительных расходов, а именно:
– госпошлина за получение специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью иностранного гражданина;
– консульский сбор за визу для иностранных граждан, находящихся на территории Республики Беларусь;
– госпошлина за разрешение на временное проживание на территории Республики Беларусь иностранца;
– госпошлина за выдачу пропусков на право внеочередного въезда на территорию автодорожных пунктов пропуска через Государственную границу РБ;
– аренда жилья для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Республики Беларусь;
– прочие расходы.
При отнесении этих расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении, необходимо руководствоваться следующими нормами законодательства:
1) затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (ст. 130 Налогового кодекса РБ; далее – НК);
2) расходы по оплате организацией госпошлины за выдачу разрешения данному предприятию на право занятия трудовой деятельностью на территории Республики Беларусь иностранного гражданина как непосредственно связанные с предпринимательской деятельности организации включают в состав затрат, учитываемых при налогообложении (письмо ИМНС по г. Минску от 25.05.2011 № 2-2-9/3060 "О затратах, учитываемых при налогообложении");
3) не учитывают при налогообложении выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, носящие характер социальных льгот, дополнительно предоставляемых по решению нанимателя и (или) трудового коллектива сверх льгот, предусмотренных законодательством, в т.ч. оплату жилья и другие аналогичные выплаты и затраты (подп. 1.3 п. 1 ст. 131 НК);
4) расходы по обязательному медицинскому страхованию иностранных граждан, работников предприятия, госпошлины за разрешение на временное проживание на территории Республики Беларусь иностранного гражданина, госпошлины за визы для иностранных граждан, находящихся на территории Республики Беларусь, госпошлины за пропуск иностранного гражданина на въезд в пункты пропуска следует относить в состав расходов этих иностранных граждан и не учитывать в составе затрат, учитываемых при налогообложении.
Учтите особенности заключения трудового договора с иностранным гражданином
При заключении трудового договора с иностранным гражданином необходимо соблюдать как общеустановленные, так и специальные условия.
 
Справочно: в состав обязательных общеустановленных условий трудового договора включают:
– данные о работнике и нанимателе, заключивших трудовой договор;
– место работы с указанием подразделения, в которое принят работник;
– выполняемую трудовую функцию;
– основные права и обязанности работника и нанимателя;
– срок трудового договора (для срочных трудовых договоров);
– режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя);
– условия оплаты труда (п. 2 ст. 19 Трудового кодекса РБ).
В число специальных условий, которые необходимо предусмотреть в договоре между трудящимся-иммигрантом и нанимателем, включают:
– порядок, условия прекращения, изменения и продления трудового договора;
– условия переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания (ст. 32 Закона № 225-З).
 
Важно! Трудовой договор между трудящимся-иммигрантом и нанимателем – резидентом РБ необходимо заключать в письменной форме на русском и (или) белорусском языке, а также на родном или ином понятном для трудящегося-иммигранта языке. Срок действия трудового договора с трудящимся-иммигрантом не должен превышать срока специального разрешения. Наниматель обязан зарегистрировать в подразделении по гражданству и миграции трудовой договор с трудящимся-иммигрантом, заключенный на территории Республики Беларусь, в месячный срок со дня его заключения (абз. 4 части второй ст. 36 Закона № 225-З).
Порядок удержания подоходного налога
Плательщиками подоходного налога с физических лиц признаются физические лица, под которыми следует понимать граждан РБ, граждан либо подданных иностранного государства, лиц без гражданства (подданства) (п. 6 ст. 152 НК).
Организации, индивидуальные предприниматели, иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, постоянные представительства международных организаций в Республике Беларусь, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств в Республике Беларусь, являющиеся источником выплаты доходов плательщикам, признаются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать у плательщика и перечислить в бюджет подоходный налог (п. 1 ст. 175 НК). Исчисление налоговыми агентами подоходного налога необходимо производить по ставкам в размере 12 %, 9 % (п. 3 ст. 175 НК).
При определении налоговой базы необходимо учитывать все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме за каждый календарный месяц, как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 164–166 и 168 НК (п. 3 ст. 156 НК).
Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму подоходного налога непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате. Исключение составляет выплата доходов в виде оплаты труда за первую половину месяца и премий. Подоходный налог с этих сумм следует исчислять, удерживать и уплачивать в бюджет при осуществлении расчетов по оплате труда плательщиков в целом за месяц (п. 8 ст. 175 НК).
Объектом обложения подоходным налогом с физических лиц, непризнаваемых налоговыми резидентами РБ, являются доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь. Перечень доходов, полученных от источников в Республике Беларусь, приведен в ст. 154 НК. К ним в т.ч. относятся вознаграждения по трудовым договорам (п. 1 ст. 153 НК).
Справочно: суммы исчисленного и удержанного подоходного налога следует перечислять в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода и (или) дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога не позднее:
– дня, следующего за днем фактического получения плательщиком дохода, – для доходов, выплачиваемых в денежной форме;
– дня, следующего за днем фактического удержания исчисленных сумм налога, – для доходов, полученных плательщиком в натуральной форме (п. 9 ст. 175 НК).
Налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту постановки на учет сведения о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь гражданам (подданным) иностранных государств, лицам без гражданства (подданства). Сведения необходимо представить не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, и оформить в виде справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц по форме согласно приложению 3 к постановлению МНС РБ от 31.12.2010 № 100 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов с физических лиц" (п. 11 ст. 175 НК).
Доходы иностранных граждан, освобождаемые от удержания подоходного налога
Некоторые категории граждан иностранных государств освобождены от исчисления подоходного налога с физических лиц. К таковым относятся:
– главы, персонал дипломатических представительств иностранных государств, имеющих дипломатический ранг, члены их семей, если они не являются гражданами РБ, за исключением доходов, полученных от источников в Республике Беларусь, не связанных с дипломатической службой этих физических лиц;
– административно-технический персонал дипломатических представительств иностранных государств и члены их семей, проживающие вместе с ними, если они не являются гражданами РБ или не проживают в Республике Беларусь постоянно, за исключением доходов, полученных от источников в Республике Беларусь, не связанных с работой указанных физических лиц в этих представительствах;
– обслуживающий персонал дипломатических представительств иностранных государств, которые не являются гражданами РБ или не проживают в Республике Беларусь постоянно, полученные ими при работе в представительстве иностранного государства;
– консульские должностные лица и консульские служащие консульских учреждений иностранных государств, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, если они не являются гражданами РБ, за исключением доходов, полученных от источников в Республике Беларусь, не связанных со службой указанных физических лиц в таких консульских учреждениях;
– обслуживающий персонал консульских учреждений иностранных государств, которые не являются гражданами РБ или не проживают в Республике Беларусь постоянно, полученные ими при работе в таких консульских учреждениях;
– представители специальных миссий иностранных государств и членов дипломатического персонала таких миссий, за исключением доходов, полученных от источников в Республике Беларусь, не связанных со службой указанных физических лиц в таких специальных миссиях;
– сотрудники международных организаций и иные категории граждан (подданные) иностранных государств – в соответствии с нормами международных договоров Республики Беларусь.
Вышеприведенный порядок установлен ст. 161 НК.
Учтите особенности по отчислениям в ФСЗН и Белгосстрах
Иностранным гражданам и лицам без гражданства, работающим в Беларуси, предоставлено право участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию (ст. 7 Закона РБ от 31.01.1995 № 3563-XII "Об основах государственного социального страхования"). Работник-иностранец, желающий пользоваться действующей в Беларуси системой государственного социального страхования, должен подать работодателю заявление либо закрепить это право в заключенным с ним трудовом договоре (п. 6 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 16.01.2009 № 40). В заявлении либо в трудовом договоре должно быть четко изложено желание иностранного гражданина о форме социального страхования – полной либо частичной.
 
Важно! С выплат, производимых работникам – иностранным гражданам, не пожелавшим применять национальную систему социального страхования, страховые взносы и взносы на социальное, пенсионное и (или) профессиональное пенсионное страхование исчислять не следует. Эти работники не имеют права на выплаты, предусмотренные государственным социальным страхованием Республики Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории республики, и работающие в организациях на основании трудовых договоров (контрактов) независимо от их желания, подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 242, 243 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530).
 
Справочно: в целях исчисления страховых взносов в Белгосстрах под проживающими в Республике Беларусь работниками-иностранцами понимаются лишь иностранцы, которые постоянно либо временно проживают на территории Беларуси. Иностранцы, временно пребывающие в республике и работающие в организациях по трудовым договорам, страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не подлежат и страховые взносы за них организациями не уплачиваются.
 
Рассмотрим на условных примерах корреспонденцию счетов и налогообложение иностранных граждан, трудящихся на территории Республики Беларусь.
Пример 1
Между физическим лицом – гражданином Чехии, временно проживающим на территории Беларуси, и белорусской торговой организацией заключен трудовой договор. Данный работник изъявил желание участвовать в государственном социальном страховании. Он пожелал быть частично застрахованным, т.е. пользоваться только социальным страхованием. В отчетном месяце указанному работнику начислена заработная плата в сумме 5 000 000 руб.
 
 
Ответственность нанимателя за несоблюдение порядка трудоустройства иностранных граждан
Обязанность принимать меры по своевременной регистрации, получению разрешения на временное проживание и выезду иностранца по истечении установленного срока возложена на уполномоченных должностных лиц юридического лица или физических лиц, ходатайствовавших о въезде иностранца в Республику Беларусь, его пребывании или проживанию в республике (часть первая п. 26 Правил № 73). Невыполнение этой обязанности влечет ответственность в виде предупреждения либо штраф в размере до 20 базовых величин (БВ) (ч. 2 ст. 23.55 Кодекса РБ об административных правонарушениях; далее – КоАП).
При повторном нарушении в течение года после наложения административного взыскания штраф может составлять до 30 БВ (ч. 5 ст. 23.55 КоАП).
Если в отношении иностранного работника принято постановление о его депортации и это лицо уклоняется от добровольного выезда за пределы Беларуси, депортация осуществляется в принудительном порядке. Расходы, связанные с депортацией, производят за счет средств иностранца либо юридического лица, которое ходатайствовало о его въезде в Беларусь, пребывании или проживании на территории республики (ст. 69 Закона № 105-З). Если в течение 10 дней со дня вручения уведомления расходы по депортации не оплачены, депортация проводится за счет республиканского бюджета. В этом случае расходы по депортации могут быть взысканы с ходатайствовавшего лица в судебном порядке (пп. 19, 20 Положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 15.03.2007 № 333).
 
 
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.