Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Применяйте нормы Декрета № 6 правильно: рассмотрим актуальные вопросы

Глеб Ростоцкий, экономист

С 1 июля 2012 г. вступил в силу Декрет Президента РБ от 07.05.2012 № 6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности"* (далее – Декрет № 6). Он значительно расширил объем льгот, предоставляемых субъектам хозяйствования, осуществляющим свою деятельность в средних и малых городских поселениях, а также в сельской местности, по сравнению с декретами Президента РБ от 20.12.2007 № 9 "О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности" (далее – Декрет № 9) и от 28.01.2008 № 1 "О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)" (далее – Декрет № 1). Но в то же время нормы Декрета № 6 вызвали много вопросов, связанных с правильным применением его положений. Рассмотрим наиболее актуальные вопросы и дадим читателям соответствующие пояснения.

_________________________
 
* Гл. бухгалтер. – 2012. – № 21. – С. 14–40 (документ и 4 комментария); № 23. – С. 75–78; № 26. – С. 107–110.
 
Могут ли иностранные организации, открывшие на территории страны свое представительство и осуществляющие в ней предпринимательскую деятельность, применять льготы, предусмотренные Декретом № 6?
 
Нет.
Право на льготы по Декрету № 6 имеют только коммерческие организации РБ. Иностранные организации, осуществляющие в республике предпринимательскую деятельность, воспользоваться им не могут. Данное ограничение распространяется также на бюджетные и иные некоммерческие организации РБ.
Напомним, что иностранной организацией признают организацию, местом нахождения которой не является Республика Беларусь (п. 2 ст. 14 Налогового кодекса РБ (далее – НК)). Местом нахождения организации (за исключением простого товарищества) признается место ее государственной регистрации (п. 1 ст. 15 НК).
Отметим также, что до конца этого года продолжают действовать отдельные положения Декрета № 9, касающиеся предоставления льгот по налогу на прибыль, налогу на недвижимость и государственной пошлине. Поскольку в Декрете № 9 ограничения для некоммерческих и иностранных организаций отсутствуют, следовательно, указанные организации вправе до 31 декабря 2012 г. применять такие льготы.
 
Льготы, установленные Декретом № 1, распространялись исключительно на организации, зарегистрированные после 1 апреля 2008 г. С 1 июля вступил в силу Декрет № 6 и утратил силу Декрет № 1.
Имеет ли значение для применения льгот по Декрету № 6 дата государственной регистрации организации?
С 1 июля 2012 г. организации, зарегистрированные до 1 апреля 2008 г., могут воспользоваться льготами, установленными Декретом № 6. Однако при применении отдельных льгот необходимо учитывать "возраст" своей организации.
Так, от "возраста" организации зависят льготы по налогу на прибыль, налогу на недвижимость, отчислениям в инновационные фонды, обязательной продаже иностранной валюты. Их можно применять только до истечения 7 лет со дня государственной регистрации организации (льготы в отношении обособленных подразделений организаций, выделенных на отдельный баланс и имеющих счет в банке и в силу этого исполняющих их налоговые обязательства, – со дня принятия решения о создании обособленного подразделения). Например, если организация создана в 2007 г., то она может пользоваться такими льготами только до 2014 г., а если в 2004 г. и ранее, то нет.
Семилетнее ограничение не действует в отношении льгот, установленных подп. 1.3, 1.9 п. 1 Декрета № 6.
 
Организация применяла льготы, определенные Декретом № 1, до 1 июля 2012 г. В настоящее время принято решение о ее ликвидации.
Надо ли организации возмещать суммы налогов, не уплаченные в бюджет в результате применения налоговых льгот по Декрету № 1? Предусмотрена ли такая норма в Декрете № 6?
 
Нет.
Действительно, подобная мера предусматривалась в Декрете № 1: в случае ликвидации организации она была обязана уплатить "прольготированные" налог на прибыль и налогна недвижимость за квартал, в котором принято решение о ликвидации, и за 12 месяцев, непосредственно предшествовавших этому кварталу.
Однако с 1 июля 2012 г. Декрет № 1 утратил силу. Следовательно, у организации отсутствует обязанность по возмещению сумм налогов, не уплаченных на основании Декрета № 1.
Декрет № 6 (в отличие от Декрета № 1) такой обязанности не предусматривает. Поэтому возмещать суммы налогов, "прольготированных" начиная с 1 июля 2012 г. на основании Декрета № 6, не требуется.
 
Организация находится в крупном городе, на который специальный правовой режим, установленный Декретом № 6, не распространяется. Ее обособленное подразделение расположено на территории сельской местности.
Что имеет значение для применения организацией льгот по Декрету № 6 в отношении деятельности такого подразделения: дата государственной регистрации самой организации или дата создания подразделения?
 
Дата создания подразделения.
Для применения льгот по Декрету № 6 не важно, зарегистрирована ли организация и создано ли обособленное подразделение до 1 июля 2012 г. или после этой даты. Важно лишь, сколько времени истекло с момента создания подразделения. Если организация, находящаяся в крупном городе (Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк и Солигорск), создала за пределами указанных городов (т.е. в сельской местности, в малых и средних городских поселениях) свое обособленное подразделение, выделив его на отдельный баланс и открыв для совершения операций таким подразделением банковский счет с предоставлением должностным лицам подразделения права распоряжаться денежными средствами на счете (далее – подразделение с отдельным УНП), то она вправе применять льготы, предоставляемые подп. 1.2 п. 1 Декрета № 6 (и с обязательным учетом подп. 1.4 п. 1), в части деятельности подразделения с отдельным УНП, осуществляющего деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, в течение 7 календарных лет со дня принятия в установленном порядке решения о его создании.
 
Важно! Применить льготы можно только в отношении подразделений с отдельным УНП, решение о создании которых принято не позднее 31 декабря 2018 г. (подп. 1.7 п. 1 Декрета № 6).
 
Какой день следует считать днем создания обособленного подразделения организации с отдельным УНП? Имеет ли значение дата выделения подразделения на отдельный баланс, дата открытия ему счета или дата присвоения подразделению УНП?
Мы уже ранее упоминали, что дата создания подразделения с отдельным УНП важна для исчисления 7-летнего срока, установленного Декретом № 6, в течение которого можно применять льготы по деятельности такого подразделения, а также для применения подп. 1.7 п. 1 Декрета № 6, исключающего применение льгот в отношении деятельности подразделений, созданных после 31 декабря 2018 г.
К обособленным подразделениям юридического лица относят представительства и филиалы. Они не являются юридическими лицами, наделяются имуществом юридического лица, создавшего их, и действуют на основании утвержденных им положений о филиале или представительстве (ст. 51 Гражданского кодекса РБ).
Утверждению положения о подразделении предшествует принятие уполномоченным органом решения о его создании. Например, в хозяйственных обществах (ООО, ОДО, АО) такое решение принимается общим собранием участников общества, а если это предусмотрено уставом – советом директоров (при его отсутствии – исполнительным органом (руководителем общества)) (ст. 35 Закона РБ "О хозяйственных обществах").
Таким образом, ключевым в решении вопроса о дате создания обособленного подразделения является наличие принятого уполномоченным органом решения о его создании и утверждение положения о нем. Представляется правильным определять дату создания подразделения именно по дате утверждения положения о нем, кроме случаев, когда в решении о создании подразделения указана более поздняя дата (например, если положение о филиале утверждено 15 сентября 2011 г., а в решении о его создании предписано создать филиал с 1 января 2012 г., то датой его создания следует считать 1 января 2012 г.).
Дата назначения руководителя представительства или филиала и выдачи ему соответствующей доверенности на право действовать от имени юридического лица значения для решения вопроса о дате создания подразделения не имеет. Также не имеет такого значения дата внесения сведений о подразделении в устав создавшего его юридического лица, поскольку данное действие – это следствие создания подразделения (в уставе отражается уже свершившийся факт создания подразделения).
Обратим особое внимание, что дата создания подразделения с отдельным УНП определяется в изложенном выше порядке, т.е. дата выделения его на отдельный баланс и (или) дата открытия ему отдельного счета и тем более дата присвоения отдельного УНП значения не имеют. Если, к примеру, решение о создании подразделения принято и положение о нем утверждено в 2010 г., счет для совершения операций подразделением открыт в 2011 г., а на отдельный баланс оно выделено в 2012 г. (и соответственно в этом году поставлено на учет в налоговом органе с присвоением отдельного УНП), то 7-летний срок для применения льгот надлежит исчислять с 2010 г., а не с 2012 г.
 
Организация, находящаяся в малом городе, осуществляет несколько видов деятельности, в т.ч. и те, которые поименованы в абз. 6 и 11 подп. 1.8 п. 1 Декрета № 6 (риэлтерскую деятельность и реализацию ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней).
Сохраняется ли у нее право на применение льгот по Декрету № 6 в отношении видов деятельности, не попавших в данный "черный" список?
 
Да, кроме налога на недвижимость.
Полный перечень видов деятельности, на которые не распространяются льготы, определенные подп. 1.1–1.3 п. 1 Декрета № 6, указан в абз. 6–13 подп. 1.8 п. 1 Декрета № 6.
Он включает риэлтерскую деятельность; деятельность в сфере игорного бизнеса; лотерейную деятельность; деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр; производство и (или) реализацию подакцизных товаров; производство и (или) реализацию ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней; изготовление ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок; деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы.
Соответствующие "черные" списки видов деятельности, на которые не распространялись льготы, были установлены и в Декретах № 1 и 9. И при осуществлении таких видов деятельности организации полностью утрачивали право на предусмотренные в них льготы, в т.ч. и в части видов деятельности, не попавших в "черный" список.
В отличие от указанных декретов Декрет № 6 позволяет организациям, осуществляющим наряду с попавшими в "черный" список иные виды деятельности, применять предусмотренные в Декрете № 6 льготы (в т.ч. в отношении деятельности их обособленных подразделений) в части осуществления таких видов деятельности.
Но для применения льгот по налогу на недвижимость и по таможенным платежам установлены особые правила.
Так, согласно части четвертой подп. 1.4 п. 1 Декрета № 6 освобождение от налога на недвижимость не распространяется:
– на здания (сооружения), машино-места, расположенные вне территории средних, малых городских поселений, сельской местности;
– коммерческие организации, осуществляющие деятельность, включенную в "черный" список.
То есть коммерческие организации не вправе применить освобождение даже в отношении расположенных на "льготной" местности зданий (сооружений), машино-мест, не задействованных в такой деятельности или задействованных в ней частично.
Последнее ограничение касается и зданий (сооружений), машино-мест, находящихся на балансе обособленных подразделений с отдельным УНП, осуществляющих такую деятельность. То есть, если подразделение осуществляет различные виды деятельности, в т.ч. попавшие в "черный" список, то при исчислении налога на недвижимость по находящимся на его балансе объектам освобождение применить нельзя, включая и объекты, которые не используются при осуществлении видов деятельности из "черного" списка.
Что же касается предусмотренных в Декрете № 6 льгот по уплате таможенных платежей (ввозных таможенных пошлин и НДС, взимаемых таможенными органами), то здесь ситуация прямо противоположная: применять их могут любые коммерческие организации РБ независимо от осуществляемых видов деятельности, в т.ч. и при осуществлении деятельности, включенной в "черный" список. Не имеет значения и место осуществления деятельности (территория средних, малых городских поселений, сельской местности или крупные города). Достаточно лишь, чтобы организация была зарегистрирована с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
 
Справочно: подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6 предусмотрено освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь отдельных видов товаров (по установленному перечню) в качестве вклада в уставный фонд коммерческих организаций. Применить освобождение можно, если ввоз товаров осуществляется в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования уставного фонда, а суммарная стоимость товаров не превышает величину неденежного вклада, указанного в учредительных документах коммерческих организаций.
Перечень освобождаемых товаров существенно расширен по сравнению с декретами № 9 и № 1.
 
Организация зарегистрирована в сельской местности. Она осуществляет производственную деятельность и применяет упрощенную систему налогообложения (УСН).
Предусмотрены ли какие-либо ограничения в применении льгот по Декрету № 6 в отношении организаций, применяющих особый режим налогообложения ?
 
Предусмотрены.
Коммерческие организации (в т.ч. в части деятельности их обособленных подразделений), применяющие УСН, не вправе применять льготы по уплате налога на прибыль и налога на недвижимость, отчислений в инновационные фонды. Данное ограничение распространяется и на организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, и на организации, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и уплачивающие сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (подп. 1.6 п. 1 Декрета № 6).
Однако иные льготы (например, по уплате государственной пошлины и по обязательной продаже иностранной валюты, а также по уплате ввозных таможенных пошлин и НДС, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь отдельных видов товаров в качестве вклада в уставный фонд организации) могут быть применены такими организациями в полном объеме.
 
Справочно: Декретом № 6 предусматривается освобождение соответствующих организаций от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности, внесение в нее изменений и (или) дополнений, продление срока ее действия, а также от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами – нерезидентами и физическими лицами – нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в т.ч. от сдачи имущества в аренду. О льготах по уплате ввозных таможенных пошлин и НДС см. выше.
 
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.