Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

С 6 марта за недобросовестную конкуренцию наказывать будут строже

 (Комментарий к Указу Президента РБ от 27.02.2012 № 114)

Татьяна Чухлей, заместитель начальника управления подготовки и экспертизы проектов законодательных актов КГК РБ

27 февраля т.г. Президент подписал Указ № 114 "О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля" (далее – Указ № 114), который вступил в силу с 6 марта 2012 г. Указ № 114 направлен на усиление государственного антимонопольного регулирования и контроля в целях стабилизации ценовой ситуации в республике.

Указ № 114 предусматривает особый порядок назначения внеплановых проверок по вопросам соблюдения организациями антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании
 
Общие требования к порядку назначения плановых и внеплановых проверок определены Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510).
До принятия Указа № 114 внеплановые проверки по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства и законодательства о ценообразовании могли быть назначены только при наличии оснований, определенных Указом № 510. Такими основаниями являлись:
1) наличие у контролирующего органа информации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении антимонопольного законодательства либо законодательства о ценообразовании.
В этом случае проверка могла быть назначена министром экономики или одним из уполномоченных им заместителей.
Сведения о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства могли быть получены из поступившего в Минэкономики обращения юридического или физического лица, представлены Департаментом ценовой политики Минэкономики, облисполкомами, Мингорисполкомом, другими государственными органами (организациями) либо установлены Минэкономики в процессе выполнения своих функций, например в ходе осуществления мониторинга.
Для принятия решения о назначении проверки по данному основанию требуется, чтобы соответствующие нарушения (факты) были подтверждены документально либо необходимость назначения внеплановой проверки была обоснована во внутреннем (служебном) документе, содержащем указание на такие нарушения или факты. Если у заявителя отсутствуют документы, подтверждающие нарушения или факты возникновения угрозы причинения вреда либо его непосредственного причинения, то проверка может быть назначена только в том случае, если заявитель представит письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов. Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановых проверок (абз. 2 части второй подп. 9.1 п. 9 Указа № 510);
2) при наличии одного из следующих обстоятельств:
– поручения органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам);
– необходимости получения доказательств по делу об административном правонарушении в рамках* начатого административного процесса.
__________________________
* Уполномоченные должностные лица Департамента ценовой политики Минэкономики, облисполкомов и Мингорисполкома имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.24–11.26, 12.4, 12.6 и 12.9 Кодекса РБ об административных правонарушениях.
Административный процесс считается начатым с момента составления протокола об административном правонарушении; составления протокола о процессуальном действии, вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса либо вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с частями 1–31 ст. 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении не составляется;
– заявления проверяемого субъекта.
В этих случаях внеплановая проверка могла быть назначена министром экономики, директором Департамента ценовой политики Минэкономики, руководителем структурного подразделения облисполкома (Мингорисполкома), на которое возложены функции антимонопольного и ценового регулирования, или их уполномоченными заместителями.
 
Важно! Указ № 510 запрещает назначать внеплановые проверки по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, со дня государственной регистрации которых не прошло 2 года.
С 6 марта данное ограничение по указанным вопросам не действует в целях реализации норм Указа № 114, т.е. назначение внеплановых проверок разрешено независимо от наличия оснований, предусмотренных законодательными актами о контрольной (надзорной) деятельности.
 
В частности, такие внеплановые проверки могут быть назначены при наличии у контролирующего (антимонопольного) органа какой-либо информации о возможных нарушениях антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании, допущенных субъектом, в отношении которого принимается решение о проведении проверки, независимо от источника получения этой информации (включая анонимные заявления) и (или) при отсутствии ее документального подтверждения.
 
Справочно: за последние несколько лет в антимонопольный орган (на республиканском и местном уровнях) поступило более 800 обращений субъектов предпринимательской деятельности по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства.
 
Право назначать внеплановые проверки соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании независимо от наличия оснований, предусмотренных Указом № 510, предоставлено руководителям Департамента ценовой политики Минэкономики, облисполкомов и Мингорисполкома.
Руководитель организации – это физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в т.ч. выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 252 Трудового кодекса РБ).
Таким образом, назначать проверки согласно подп. 1.1 п. 1 Указа № 114 имеют право:
– директор Департамента ценовой политики Минэкономики;
– председатели областных и Минского городского исполкомов.
Данное право не может быть делегировано иным должностным лицам Департамента и облисполкомов (Мингорисполкома).
Решение о назначении такой проверки может быть принято до начала административного процесса. Наличие поручения правоохранительного органа для ее назначения также не требуется.
 
Важно! Указанные проверки могут проводиться в т.ч. в форме внеплановых оперативных тематических проверок* (с учетом определенной в подп. 1.1 п. 1 Указа № 114 цели – "для оперативного выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании"). Внеплановые оперативные тематические проверки являются формой проверок, наиболее оптимально отвечающей решению поставленных перед Департаментом ценовой политики задач, поскольку позволяют одновременно изучить уровень и формирование цен у значительного круга субъектов, осуществляющих, например, розничную торговлю и (или) реализующих определенные группы (виды) товаров (работ, услуг).
__________________________
* Внеплановая оперативная тематическая проверка проводится при наличии необходимости оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности.
Административную ответственность за нарушения антимонопольного законодательства будут нести не только должностные лица, но и организации
Указ № 114 усилил и ввел новую административную ответственность:
1) за злоупотребление доминирующим положением.
К злоупотреблениям доминирующим положением на товарном рынке относят следующие действия, если они имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей:
– создание препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;
– изъятие товаров из обращения, ограничение производства, имеющие целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятие иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;
– установление (поддержание) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;
– заключение и (или) исполнение договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом;
– заключение соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных условий;
– заключение соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;
– применение к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в т.ч. включение в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
– согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
– иные действия (бездействие), приводящие к указанным результатам.
 
Справочно: вышеуказанные действия определены ст. 5 Закона РБ от 10.12.1992 № 2034-ХII "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" (далее – Закон № 2034-XII).
Пример 1
Фирма "А", являясь монополистом по товару (комплектующие к сельхозтехнике), установила ограничения по отгрузке производимого ею товара в зависимости от объемов (стоимости) приобретения. Такие действия вызвали возможность создания дефицита соответствующего товара в сервисных центрах, что негативно сказалось бы на деятельности сельхозорганизаций, эксплуатирующих соответствующую технику.
Такие действия влекут административную ответственность за злоупотребление доминирующим положением.
Пример 2
Предприятие "Б" установило различное по уровню изменение цен на свою продукцию для предприятий, входящих в то же объединение, что и оно, и для не входящих в это объединение.
Такие действия влекут административную ответственность за злоупотребление доминирующим положением;
 
2) за недобросовестную конкуренцию.
Недобросовестной конкуренцией признают:
– все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов, в т.ч.:
незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхождения товара на товарах, их упаковке, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных изданиях и иной документации;
введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота или их товаров;
незаконное копирование внешнего вида товара другого хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей (узлов, деталей) обусловлено исключительно их техническим применением;
введение в гражданский оборот товаров другого хозяйствующего субъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара, если иное не предусмотрено договором, заключенным между хозяйствующими субъектами;
ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента, в т.ч. в результате распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц:
в средствах массовой информации, рекламных и иных изданиях, через любые электронные средства массовой информации и иными способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможностях, товарах конкурента;
в любой форме и любыми способами заявлений, которые содержат информацию, порочащую деловую репутацию хозяйствующего субъекта либо его учредителя (участника, собственника имущества) или работника, и могут подорвать доверие к хозяйствующему субъекту как производителю товаров (работ, услуг).
Пример 3
Предприятие "Н" распространяло через сайт в сети Интернет информацию, порочащую деловую репутацию, подрывающую доверие клиентов фирмы "О", оказывающей те же услуги, что и предприятие "Н".
Такие действия влекут административную ответственность за недобросовестную конкуренцию;
 
указания или утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в т.ч. осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки;
другие действия при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие требованиям актов законодательства о конкуренции, в т.ч.:
призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектам, иные действия или угроза действием со стороны хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц в целях бойкотирования или препятствования предпринимательской деятельности конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить;
распространение хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами ложных заявлений и сведений о собственном товаре в целях сокрытия несоответствия его своему назначению или предъявляемым к нему требованиям в отношении качества, потребительских и иных свойств;
действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на препятствование формированию деловых связей конкурента, на их нарушение или расторжение, в т.ч. в целях вступления в деловые отношения с его деловым партнером;
действия хозяйствующего субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на внутреннюю дезорганизацию предпринимательской деятельности конкурента и (или) его делового партнера, в т.ч. на получение, использование, разглашение, склонение к разглашению информации, составляющей коммерческую тайну конкурента, без его согласия либо предоставление работникам конкурента различных имущественных и иных благ с целью склонения этих работников к невыполнению трудовых обязанностей или переходу на предполагающую такие блага работу.
Выручку для определения размера штрафа за указанные нарушения исчисляют за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации данного товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
 
Справочно: вышеуказанные признаки недобросовестной конкуренции определены ст. 6 и 14-2 Закона № 2034-ХII;
 
3) за уклонение должностного лица государственного органа, иной государственной организации, выполняющей отдельные функции республиканского органа государственного управления, должностного лица другого юридического лица от исполнения предписаний, иных законных требований антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации.
Антимонопольные органы (Минэкономики, структурные подразделения облисполкомов, Мингорисполкома, осуществляющие функции антимонопольного регулирования и контроля), могут выносить обязательные для исполнения юридическими лицами, государственными органами, их должностными лицами предписания (решения) о прекращении действий (бездействия), нарушающих антимонопольное законодательство, об отмене (изменении) принятых ими правовых актов, не соответствующих этому законодательству и (или) приводящих к ограничению конкуренции, в т.ч.:
– о прекращении действия введенных запретов и (или) ограничений в отношении реализации товаров (работ, услуг) в Республике Беларусь, иных ограничений прав и законных интересов юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, на приобретение и (или) реализацию товаров (работ, услуг);
– об отмене решений по наделению коммерческих и некоммерческих организаций полномочиями, которые могут привести к ограничению конкуренции.
Кроме того, антимонопольные органы могут заключать с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, соглашения (вносить изменения и дополнения в них), в которых определяются обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц, а также пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги)*.
__________________________
* Порядок заключения и форма такого соглашения определены постановлением Минпреда РБ от 07.07.2000 № 13 "Об утверждении Положения о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках".
В течение срока действия соглашения юридическое лицо, занимающее доминирующее положение на товарных рынках, освобождается от обязанности формирования (применения) регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), предусмотренной для юридических лиц, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. При этом подлежат исполнению нормы актов законодательства о ценообразовании, обязательные к исполнению иными юридическими лицами, не включенными в данный реестр.
В случае нарушения таким юридическим лицом обязательных условий соглашения антимонопольный орган в течение 3 рабочих дней направляет ему уведомление о расторжении данного соглашения и через 30 дней с даты расторжения это юридическое лицо обязано применять регулируемые цены (тарифы) на товары (работы, услуги) в соответствии с законодательством (см. Указ Президента РБ от 13.10.2009 № 499 "О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции").
Органы, имеющие право составлять административные протоколы и рассматривать дела о данных правонарушениях
Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Указом № 114, будут уполномоченные должностные лица органов Комитета госконтроля, Департамента ценовой политики Минэкономики, облисполкомов и Мингорисполкома.
Рассматривают дела о таких правонарушениях:
органы Комитета госконтроля – в случае составления протоколов уполномоченными должностными лицами этих органов;
Департамент ценовой политики Минэкономики – в случае составления протоколов уполномоченными должностными лицами названного Департамента;
хозяйственные и районные (городские) суды – в случае составления протоколов уполномоченными должностными лицами облисполкомов и Мингорисполкома.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.