Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Комментарий (Усовершенствован порядок расчета норм расхода топлива)

Владимир Сузанский, аудитор

Нормы расхода топлива, рассчитанные в установленном порядке, предназначены для использования при учете и контроле расходования топлива механическими транспортными средствами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь (п. 2 Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141 (далее – Инструкция № 141)). Таким образом, норма расхода топлива – показатель, применяемый не только для целей бухгалтерского учета, но и для организации взаимоотношений между нанимателем и работником по поводу сохранности ТМЦ (топлива).
Комментируемым постановлением в Инструкцию № 141 внесены изменения и дополнения, которые вступили в силу с 26 июля 2011 г. Рассмотрим их.

 

Организации вправе самостоятельно корректировать установленные нормы и разрабатывать свои

 

Инструкция № 141 дополнена положением о том, что при эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, норму расхода топлива устанавливают руководители организаций или индивидуальные предприниматели (п. 2 Инструкции № 141).
Таким образом, при осуществлении международных перевозок организации могут самостоятельно предусмотреть норму расхода топлива, в т.ч. и в порядке, отличном от регламентированного Инструкцией № 141.
В связи с этим и во избежание разночтений п. 3 Инструкции № 141 дополнен определением международных автомобильных перевозок. Если автомобиль используется в организации для осуществления как международных, так и внутриреспубликанских перевозок, то при осуществлении международных перевозок можно применять норму расхода топлива, установленную организацией самостоятельно, а при осуществлении внутриреспубликанских перевозок – разработанную в соответствии с Инструкцией № 141.
Дополнениями, внесенными в п. 6 Инструкции № 141, руководителю организации предоставлено право понижать нормы расхода топлива, определенные Минтрансом. Ранее такого права у него не было, что зачастую вызывало конфликтные ситуации между руководством организаций и водителями.
Реконструирована процедура установления норм
Пункт 6 Инструкции № 141 рассматривает процедуру определения линейных норм расхода топлива. Известно, что нормы расхода топлива на модели (модификации) механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования устанавливает Минтранс в качестве рекомендуемых. В течение года они проходят эксплуатационную проверку в организациях, эксплуатирующих соответствующие механические транспортные средства, машины, механизмы и оборудование. По истечении указанного срока нормы расхода топлива при необходимости корректируются с учетом результатов эксплуатационной проверки и устанавливаются Минтрансом как обязательные для применения. Данную процедуру конкретизируют Методические рекомендации о порядке разработки и утверждения норм расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, утвержденные постановлением Минтранса РБ от 21.02.2006 № 8. Ранее в Инструкции № 141 было указано, что такой порядок предусмотрен для новых моделей (модификаций) механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования. Слово "новые" было исключено, так как нормы расхода топлива должны разрабатываться не только на новые модели, т.е. не бывшие в эксплуатации, но и на уже эксплуатируемые модели, нормы расхода топлива на которые ранее разработаны не были. Таким образом, слово "новые" ранее понималось не в контексте эксплуатации автомобиля, а в связи с наличием либо отсутствием разработанной нормы расхода топлива.
Ранее п. 7 Инструкции № 141 предусматривал, что в случае отсутствия установленной линейной нормы расхода топлива до ее утверждения учет расхода топлива при эксплуатации автомобиля в Республике Беларусь производят по временной норме на срок не более 6 месяцев. При этом временная норма расхода топлива – объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, соответствующий контрольному расходу топлива, установленному организацией (заводом) – изготовителем для данного механического транспортного средства, машины, механизма, оборудования в инструкции по эксплуатации (п. 3 Инструкции № 141). На практике нередко возникал вопрос: как поступить, если отсутствует информация о контрольном расходе топлива, представляемая организацией (заводом) – изготовителем? Изменения, внесенные в Инструкцию № 141, разрешили этот вопрос. Теперь в случае отсутствия нормы контрольного расхода топлива, определенной заводом-изготовителем, временную норму расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования руководитель организации или индивидуальный предприниматель устанавливает самостоятельно.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.