Законна ли проверка? Разбирался суд

Валентина Коноплева, главный специалист ГПУ ВХС

Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ) предусматривает, в частности, основания для признания проверки незаконной. Такими основаниями являются невнесение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок (при ее представлении), а также нарушение этим должностным лицом установленного порядка назначения проверки, в т.ч. ее необоснованное назначение (п. 22 Указа).
Автор статьи на примерах из судебной практики рассматривает, как может применяться данное основание на практике.

 

Органы статистики имеют право на проверки

Суть спора

В отчетных данных о вводе жилья были выявлены сведения о необоснованно включенных в отчет жилых домах, не законченных строительством (заказчик – ООО). Руководителем Белстата была назначена внеплановая тематическая проверка достоверности первичных статистических данных ООО по форме "Отчет о вводе в действие объектов, основных средств и использовании инвестиций в основной капитал". На основании поручения Белстата должностным лицом территориального статистического управления было вынесено предписание на проведение внеплановой тематической проверки. В акте по результатам проверки отражено, что запись о проведении проверки занесена в книгу учета проверок.

ООО, не согласившись с назначением проверки, обратилось в вышестоящий контролирующий орган с заявлением о признании ее незаконной. Поскольку решением вышестоящего органа было отказано в признании проверки незаконной, ООО подало заявление в хозяйственный суд в соответствии с п. 22 Указа.

В своем заявлении ООО ссылалось на то, что проверка проведена органами государственной статистики в нарушение их компетенции, а также при отсутствии оснований для внеплановой проверки. В связи с этим, по мнению заявителя, проверка была назначена необоснованно.

Решение суда

Хозяйственный суд решением по делу отказал в удовлетворении требования, заявленного ООО, о признании незаконными действий должностных лиц территориального статистического управления, выразившихся в нарушении установленного порядка назначения внеплановой тематической проверки.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что проверка обоснованно была назначена контролирующим (надзорным) органом по вопросам, отнесенным к его компетенции, в соответствии с подп. 9.1 п. 9 Указа. В этом пункте определено, что внеплановые проверки назначают руководитель контролирующего (надзорного) органа и один из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа при наличии информации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства.

Суд признал, что выявленные сведения о необоснованном включении заявителем в отчет не законченных строительством жилых домов являются достаточным основанием для назначения внеплановой проверки.

Так, Белстат, территориальные органы государственной статистики являются контролирующими (надзорными) органами в сфере контроля за соблюдением порядка представления данных централизованной государственной статистической отчетности (п. 4 Перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом).
Кассационная коллегия признала, что оснований для изменения или отмены решения по делу не имеется.

Книга проверок должна быть оформлена в соответствии с законодательством

Суть спора

Была проведена внеплановая тематическая оперативная налоговая проверка хозяйственной деятельности ЧУП. Проверка проводилась одновременно в помещениях офиса, склада и торгового объекта ЧУП с использованием метода контрольной закупки. После завершения контрольной закупки работниками налоговой инспекции были предъявлены служебные удостоверения и предписание, с которым под роспись ознакомились директор ЧУП, бухгалтер и продавцы торгового объекта. В книги учета проверок (ревизий) по месту нахождения ЧУП и по месту нахождения торгового объекта ЧУП проверяющими внесены записи о проведении проверки. Однако в книгу учета проверок (ревизий) по торговому объекту ЧУП не были внесены сведения о руководителе проверки.

В связи с тем что запись о проведении проверки в книге учета проверок по месту нахождения торгового объекта не содержала сведений о руководителе проверки, ЧУП обращалось в областную налоговую инспекцию и МНС с жалобами, которые оставлены без удовлетворения.

После этого ЧУП обратилось в хозяйственный суд с требованием о признании незаконными действий должностных лиц налоговой инспекции при проведении проверки, выразившихся в невнесении в книгу учета проверок на торговом объекте ЧУП всех необходимых сведений о проведении проверки.

Позиции судебных инстанций

Суд первой инстанции, признав, что должностные лица налоговой инспекции, непосредственно проводившие проверку на торговом объекте, не внесли в книгу учета проверок (ревизий) данного объекта все необходимые сведения, вынес решение об удовлетворении заявленного требования, признал действия должностных лиц налоговой инспекции незаконными.

Суд апелляционной инстанции решение по делу отменил и заявленные требования не удовлетворил, поскольку имеется надлежащая запись о проведении проверки в книге по месту нахождения ЧУП и должностным лицам ЧУП своевременно было предъявлено предписание на проведение проверки, в котором указаны все проверяющие. Следовательно, невнесение сведений о руководителе проверки в книгу по торговому объекту ЧУП не может служить достаточным основанием для признания действий проверяющих незаконными в соответствии с п. 22 Указа.

Поддерживая выводы апелляционной инстанции, Кассационная коллегия исходила из следующего.

Контролирующий (надзорный) орган обязан до проведения проверки внести сведения о ее проведении в книгу учета проверок (при представлении данной книги), а в случае проведения проверки с использованием метода контрольной закупки товарно-материальных ценностей эти сведения вносятся в указанную книгу после завершения такой закупки(п. 14 Указа).

Перед началом проведения проверки проверяющий (руководитель проверки) обязан предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления) (п. 33 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом).

Невнесение должностным лицом контролирующего органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок (при ее представлении) является основанием для признания проверки незаконной (п. 22 Указа).

Учитывая, что предписание на проведение проверки было выдано в отношении ЧУП, а не отдельного торгового объекта данного предприятия и с этим предписанием были ознакомлены должностные лица ЧУП, а также то, что в книгу учета проверок (ревизий) по месту нахождения ЧУП были внесены все необходимые сведения о проведении проверки, Кассационная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для признания действий должностных лиц налоговой инспекции незаконными.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 29 август 2011
Содержание

Колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

ВОПРОС НЕДЕЛИ

9

Как можно соблюсти приведенную норму Инструкции, если возникла необходимость использования личных денежных средств командированного работника в интересах нанимателя для ремонта автомобиля, приобретения образцов продукции на выставке и т.д.?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Бухгалтерский учет

10

О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования

10

Комментарий (Усовершенствован порядок расчета норм расхода топлива)

11

О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2008 г. № 950

13

О внесении изменения в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. № 36

13

Комментарий (И снова об отчислениях в инновационный фонд Минстройархитектуры)

14

Государственное регулирование

15

О вопросах создания и ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь

15

Комментарий (С 19 августа 2011 г. в электронный банк данных будут вносить информацию только по 6 наименованиям бланков)

26

Труд и социальная защита

31

О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь

31

МНС РБ разъясняет

35

О налоге на прибыль

35

О налоге на прибыль

36

О необходимости переоформления документов, подтверждающих безопасность продукции

37

Комментарии

38

По ввезенным на таможенную территорию Республики Беларусь до 27 июня молочным пастам можно вернуть часть НДС

38

Обязательная продажа по новым правилам

41

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

43

ВОПРОС – ОТВЕТ

45

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

57

Расчеты по импорту в условиях дефицита валютных средств

57

Неотделимые и отделимые улучшения арендованных основных средств

64

мнения специалистов

68

Отчисления в инновационные фонды: хотели как лучше, а получилось как всегда

68

типичные нарушения

70

Не допускайте нарушения правил ведения кассовых операций в белорусских рублях

70

судебная практика

75

Законна ли проверка? Разбирался суд

75

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

77

Организации при осуществлении платежей должны соблюдать очередность, установленную законодательством

77

Общая очередность платежей не распространяется на отдельные операции

82

СТАВИМ ПРОБЛЕМУ

85

Отчисления в Фонд социальной защиты населения от выплат непроизводственного характера в 2011 году: источник необходимо уточнить

85

статистическая информация

86

О номинальной начисленной средней заработной плате в Республике Беларусь

86

налоговый календарь

87

Календарь уплаты налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на август 2011 года

87

статистическая информация

90

Об индексах изменения стоимости строительной продукции

90

РЕКЛАМА

95

события. подробности

95

Контроль в системе Минтранса

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 23 по 29 июля 2011 года

96