Уплата отчислений в инновационные фонды: практика 2012 года

Иван Данилов, экономист

В законодательстве, регулирующем вопросы расчета отчислений  в инновационные фонды, есть много нюансов. На практике они вызывают у бухгалтеров определенные затруднения. Надеемся, что опубликованная статья поможет решить многие из них.

Ситуация 1
Минский горисполком в апреле 2012 г. выставил на продажу через аукцион городское коммунальное унитарное предприятие (КУП) как имущественный комплекс. В ходе аукциона это предприятие было приобретено негосударственным обществом с ограниченной ответственностью и преобразовано в частное унитарное предприятие (ЧУП).
При этом инвестор (ООО) обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности 10 апреля 2012 г. Им было получено свидетельство от 16.04.2012 о том, что произведена государственная регистрация перехода права собственности на предприятие от г. Минска к ООО. ЧУП было зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 30 апреля 2012 г. и является правопреемником всех прав и обязанностей КУП.

Должно ли ЧУП продолжать уплачивать отчисления в инновационный фонд Мингорисполкома и если нет, то с какой даты?
 
Не должно с мая 2012 г.

В 2012 г. уплату отчислений в инновационные фонды организации производят в соответствии с Положением о порядке формирования и использования средств инновационных фондов, утвержденным Указом Президента РБ от 07.12.2009 № 596"О некоторых вопросах формирования и использования средств инновационных фондов" (далее – соответственно Положение № 596 и Указ № 596).

Инновационные фонды формируют республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству за счет отчислений от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) находящихся в их подчинении (входящих в их состав) организаций, хозяйственных обществ, не входящих в состав подчиненных Правительству организаций, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности.

Областные и Минский городской исполкомы формируют инновационные фонды за счет отчислений от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) находящихся в коммунальной собственности организаций, зарегистрированных на территории соответствующей области, г. Минска, а также хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности. Такие нормы прописаны в п. 3 Положения № 596.

Областным и Минскому городскому Советам депутатов рекомендовано установить порядок формирования и использования средств инновационных фондов, формируемых областными и Минским городским исполкомами, аналогичный порядку, определенному в Указе № 596 (п. 4 Указа № 596).

Решением Мингорсовета от 16.12.2009 № 263 утверждена Инструкция о порядке формирования и использования средств инновационного фонда Минского городского исполнительного комитета (далее – Инструкция № 263).

Инновационный фонд Мингорисполкома формируется в размере не более 0,25 % от себестоимости продукции (работ, услуг) находящихся в коммунальной собственности организаций, зарегистрированных на территории г. Минска, а также хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности (п. 2 Инструкции № 263).

Поскольку на 1 января 2012 г. организация являлась коммунальным унитарным предприятием, она признавалась плательщиком отчислений в инновационный фонд Мингорисполкома в 2012 г. Вместе с тем следует учитывать, что организации, не находящиеся в коммунальной собственности г. Минска, отчисления в инновационный фонд производить не должны.

Остается решить вопрос о том, с какой даты организация может прекратить в 2012 г. уплачивать отчисления в инновационные фонд. Отметим, что в нормативных правовых актах республиканских и местных органов управления данный вопрос не разъяснен.

Под себестоимостью продукции, товаров (работ, услуг) в целях исчисления отчислений в инновационные фонды понимают себестоимость реализованной продукции, товаров (работ, услуг) за каждый истекший квартал и (или) сумму издержек обращения реализованных в каждом истекшем квартале товаров без учета отчислений в инновационные фонды (п. 6. Положения № 596).

Определение размера отчислений в инновационные фонды, подлежащих уплате, производят ежеквартально по установленным распорядителями средств инновационных фондов нормативам. Уплата отчислений в инновационные фонды является обязательной и осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 8 Положения № 596).

Аналогичные нормы содержатся в пп. 5 и 6 Инструкции № 263.

Организации, принимающие участие в формировании инновационных фондов, отражают информацию об исчисленных суммах отчислений, за исключением сумм отчислений из прибыли, в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд в сроки, установленные законодательством для налога на прибыль (часть шестая п. 8 Положения № 596).

Форма налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд и порядок ее заполнения утверждены постановлением МНС РБ от 15.11.2010 № 82 (приложение 3).

Налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль по итогам истекшего налогового периода (календарного года) плательщики представляют в налоговые инспекции не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения (п. 2 ст. 143 Налогового кодекса РБ).

Организации, осуществляющие отчисления в инновационный фонд, представляют до 1 февраля года, следующего за отчетным, в Мингорисполком расчеты по исчислению средств этого фонда (п. 15 Инструкции № 263).

Таким образом, в приведенной ситуации организация до 1 февраля 2013 г. должна представить в Мингорисполком расчет по исчислению средств в инновационный фонд за 2012 г. и в налоговую инспекцию по месту постановки на учет не позднее 20 марта 2013 г. налоговую декларацию (расчет) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд за 2012 г.

В связи с тем что отчисления в инновационные фонды организации исчисляют и уплачивают ежеквартально, некоторые плательщики считают, что в приведенной ситуации организация должна уплатить отчисления в инновационный фонд Мингорисполкома за I и II кварталы 2012 г. и может не уплачивать эти отчисления за III–IV кварталы 2012 г.

Напомним, что в апреле 2012 г. КУП как имущественный комплекс перешло из собственности г. Минска в частную собственность, поэтому с мая 2012 г. данное предприятие может не уплачивать отчисления в инновационный фонд Мингорисполкома, т.е. в 2012 г. ЧУП должно уплатить отчисления в этот инновационный фонд последний раз не позднее 25 июля 2012 г. за апрель 2012 г.
 
Ситуация 2

В открытом акционерном обществе 50 % акций находится в коммунальной собственности Могилевской области, а остальные 50 % акций – в собственности членов трудового коллектива общества. В июне 2012 г. по решению Могилевского облисполкома был проведен конкурс по продаже пакета акций, находящихся в коммунальной собственности. По итогам конкурса акции были приобретены белорусской организацией негосударственной формы собственности.

Должно ли ОАО в 2012 г. продолжать уплачивать отчисления в инновационный фонд Могилевского облисполкома, если с июня 2012 г. в коммунальной собственности Могилевской области отсутствуют акции этого общества?
 
Должно.

Основные нормативные документы, которыми должны руководствоваться организации при формировании инновационных фондов, приведены в ситуации 1.

Напомним, что областные и Минский городской исполкомы формируют инновационные фонды за счет отчислений от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) находящихся в коммунальной собственности организаций, зарегистрированных на территории соответствующей области, г. Минска, а также хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности (п. 3 Положения № 596).

В п. 3-1 Положения № 596 подробно описан порядок уплаты отчислений в инновационные фонды хозяйственными обществами.
 
Справочно: хозяйственными обществами признают коммерческие организации с разделенным на доли (акции) учредителей (участников) уставным фондом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности (п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса РБ).

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью.

Хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, производят отчисления в инновационные фонды государственных органов (организаций), уполномоченных управлять указанными акциями (долями в уставных фондах), пропорционально доле государственной собственности. При этом хозяйственные общества производят отчисления в инновационный фонд государственного органа (организации), который уполномочен управлять наибольшим количеством акций (долей в уставном фонде).

Если государственные органы (организации) уполномочены управлять одинаковым количеством акций (долей в уставном фонде) хозяйственного общества, принадлежащих Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, то общество должно производить отчисления в инновационный фонд областного (Минского городского) исполкома, на территории которого оно зарегистрировано.

Количество акций (размер долей в уставном фонде), находящихся в управлении государственных органов (организаций), определяется ежегодно на 1 января.

В п. 3-1 Положения № 596 также предусмотрено, что если областной (Минский городской) исполнительный комитет не формирует инновационный фонд, указанное хозяйственное общество отчисления в инновационный фонд может не уплачивать. Обращаем внимание, что в 2012 г. эта норма Положения № 596 не действует, так как все облисполкомы и Минский горисполком формируют инновационные фонды.
 
Решением Могилевского облсовета от 23.12.2009 № 17-6 утверждена Инструкция о порядке формирования и использования средств инновационного фонда Могилевского областного исполнительного комитета (далее – Инструкция № 17-6).

Инновационный фонд Могилевский облсовет формирует за счет отчислений в размере не более 0,25 % от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг):

– организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности Могилевской области, зарегистрированных на территории Могилевской области;

– хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности Могилевской области.

Такой порядок изложен в п. 3 Инструкции № 17-6.

В Инструкции № 17-6 отмечено, что количество акций (размер долей в уставном фонде), принадлежащих Могилевской области и (или) административно-территориальным единицам Могилевской области и Республике Беларусь и (или) иным административно-территориальным единицам, определяется ежегодно на 1 января.

Так как на 1 января 2012 г. 50 % акций ОАО находилось в собственности Могилевской области, то это ОАО должно уплачивать отчисления в инновационный фонд Могилевского облисполкома весь 2012 г. исходя из доли государственной собственности в размере 50 % несмотря на то, что в июне 2012 г. в собственности Могилевской области осталось только 5 % акций ОАО.
 
Ситуация 3

Открытое акционерное общество расположено на территории Витебской области. 60 % акций ОАО находится в республиканской собственности. При этом 30 % этих акций уполномочен управлять Минпром, а еще 30 % акций – Минсельхозпрод. Остальные 40 % акций находятся в собственности сотрудников ОАО.

В инновационный фонд какого министерства ОАО должно производить отчисления в 2012 г.?
 
В инновационный фонд Витебского облисполкома.

Хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, производят отчисления в инновационный фонд государственного органа (организации), который уполномочен управлять наибольшим количеством акций (долей в уставном фонде). При этом отчисления производятся пропорционально доле государственной собственности.

Если государственные органы (организации) уполномочены управлять одинаковым количеством акций (долей в уставном фонде) хозяйственного общества, принадлежащих Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, отчисления производятся в инновационный фонд областного (Минского городского) исполнительного комитета, на территории которого данное хозяйственное общество зарегистрировано.

Приведенные выше нормы содержит п. 3-1 Положения № 596.

В изложенной ситуации 2 министерства уполномочены управлять одинаковыми пакетами акций, находящихся в республиканской собственности. Следовательно, ни одному из министерств ОАО не будет производить отчислений в инновационный фонд. ОАО находится на территории Витебской области.

Инструкция о порядке формирования и использования средств инновационного фонда Витебского областного исполнительного комитета утверждена решением Витебского облсовета от 18.12.2009 № 194 (далее – Инструкция № 194). В ней сказано, что инновационный фонд формируется Витебским облисполкомом за счет отчислений в размере не более 0,25 % от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг), находящихся в коммунальной собственности организаций, зарегистрированных на территории Витебской области, а также хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в коммунальной собственности.

Как видим, в Инструкции № 194 не сказано, что инновационный фонд Витебского облисполкома может формироваться за счет отчислений хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в республиканской собственности.

Однако в п. 3-1 Инструкции № 194 сделано уточнение о том, что хозяйственные общества, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, производят отчисления в инновационный фонд пропорционально доле государственной собственности на условиях, предусмотренных частями первой и второй п. 3-1 Положения № 596 (приведены в ситуации 2).

В изложенной ситуации ОАО, 60 % акций которого находится в республиканской собственности, должно уплачивать отчисления в инновационный фонд, формируемый Витебским облисполкомом.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 31 август 2012
Содержание

колонка главного редактора

3

НОВОСТИ

6

ВОПРОС НЕДЕЛИ

8

В каком порядке следует отражать в бухгалтерском учете стоимость основных средств, безвозмездно полученных при передаче в пределах одного собственника?

8

ГЛАВНОЕ НА БУХГАЛТЕРСКОМ ПОРТАЛЕ GB.BY

9

Правильность оформления листков нетрудоспособности

10

Кассовые операции в белорусских рублях: новые правила с 24 июля 2012 года

14

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

18

Налоги

18

Об установлении ставок акцизов на отдельные подакцизные товары

18

Комментарий (C 1 августа 2012 г.  увеличились ставки акцизов на ряд подакцизных товаров)

19

Об утверждении Положения о порядке определения организациями суммы превышения налога на прибыль по итогам 2012 года 

20

Бухгалтерский учет

22

Комментарий (Определен порядок освобождения от уплаты налога на прибыль для организаций, реализующих инновационную продукцию)

22

О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2011 г. № 1610 

24

Государственное регулирование

36

О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь

36

Внешнеэкономическая деятельность

48

О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Рес­публики Беларусь от 22 апреля 2009 г. № 52

48

Комментарий (В порядке продления сроков проведения внешнеторговых операций произошли изменения)

50

Лицензирование и сертификация

53

О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2004 г. № 714 

53

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА    

54

перечень документов, посвященных одному вопросу

56

Производственная практика сту­дентов и учащихся

56

ВОПРОС – ОТВЕТ

60

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

70

Организации – плательщики арендной платы за земельные участки, занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, должны с учетом норм Указа № 312 пересчитать арендную плату

70

мнения специалистов

76

Специфичные формы занятости: особенности найма и налогообложения

76

события. подробности

81

В исчислении налога на недвижимость в 2013 го­ду планируются новации

81

Все проверки органов финансовых расследований результативны

82

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

84

Уплата отчислений в инновационные фонды: практика 2012 года

84

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

88

Оплату листка по временной нетрудоспособности в размере 80 % можно не исключать из расчета сумм отпускных

88

статистическая информация

91

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 августа 2012 года

91

Об индексе потребительских цен за июль 2012 года

92

Об индексе цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения за июль 2012 года

92

О размере минимальной заработной платы за июль 2012 года

92

О порядке индексации доходов населения за июль 2012 года

93

О размере удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы

93

приглашаем на работу

94

РЕКЛАМА

95

БУХГАЛТЕРУ НА ЗАМЕТКУ

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 4 по 10 августа 2012 го­да

96