В чем экономический смысл принятия законодательного акта, меняющего ставку налога с 20 % на 10 % "задним" числом?

Указом Президента РБ от 27.06.2011 № 273 (далее – Указ № 273) перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяют ставку НДС в размере 10 %, дополнен одной позицией – молочные пасты. Данная норма распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2011 г. Прошло почти полгода, как эту группу товаров реализовывали с применением ставки НДС в размере 20 %. Уже сданы налоговая и бухгалтерская отчетность, и бухгалтеры хотят знать:

В чем экономический смысл принятия законодательного акта, меняющего ставку налога с 20 % на 10 % "задним" числом?

Специалист МНС:
– Декреты Президента и законы, устанавливающие ответственность за несоблюдение налогового законодательства, не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан. Указы и распоряжения Президента, решения местных Советов депутатов, отменяющие налоги, сборы (пошлины), понижающие налоговые ставки, устанавливающие налоговые льготы, устраняющие обязанности плательщиков (иных обязанных лиц), иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Приведенная норма определена в ст. 3 Общей части Налогового кодекса РБ, и налоговые органы должны соблюдать требования налогового законодательства.

Специалист Минэкономики:
– Основная цель государственной политики поддержки предпринимательства – создание наиболее благоприятных условий для его развития.

Некоторыми условиями достижения поставленной цели являются снижение налоговой нагрузки и изменение законодательства, регулирующего экономическую деятельность. Именно на это направлена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденная Указом Президента РБ от 11.04.2011 № 136. Поэтому снижение налоговой ставки по отдельной товарной позиции (в данном случае – молочные пасты) следует рассматривать как один из шагов по снижению налоговой нагрузки.

Директор аудиторской компании:
– В сложившейся ситуации организациям можно посоветовать следующее. Учитывая, что принятый законодательный акт распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2011 г., и понижение налоговой ставки по НДС с 20 % до 10 % направлено на снижение налоговой нагрузки,  возможно поступить следующим образом:

– оставить все без изменений и не проводить уточненные расчеты по налогам (и это не будет нарушением);

– составить акты сверок с поставщиками и на их основании сделать уточненные расчеты по НДС.

Выбор варианта – право налогоплательщика.

Лариса Алексеевна, главный бухгалтер торговой организации:
– В торговом зале нашего предприятия представлен широкий ассортимент продовольственной группы товаров, включая группу товаров "молоко и молокопродукты". Документооборот первичных документов достаточно большой – более 100 приходных накладных в день. На протяжении почти полугода товарная позиция "молочная паста" реализовывалась с применением ставки НДС 20 %.

Уменьшение налоговой ставки НДС до 10 % не вызвало восторга у нас, ведь товар уже реализован и полученная выручка включена в объект налогообложения при исчислении НДС. Поэтому пересчитывать ничего не будем, так как трудозатраты превзойдут сумму налога, излишне перечисленного в бюджет.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 27 июль 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

вопрос недели

9

В чем экономический смысл принятия законодательного акта, меняющего ставку налога с 20 % на 10 % "задним" числом?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Государственное регулирование

10

О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1

10

Комментарий (Государственная ре­гистрация и ликвидация организаций: с 1 сен­тября будут действовать новые правила)

24

Тарифы и цены

29

О порядке регулирования тарифов на платные медицинские услуги

29

Об утверждении Инструкции о порядке регулирования тарифов на платные медицинские услуги и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь

34

Комментарий (Тарифы на платные медицинские услуги: с 5 июля существенных изменений не произошло)

38

Труд и социальная защита

40

О признании утратившими силу постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 60 и подпункта 1.6 пункта 1 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июня 2010 г. № 88

40

Строительство

41

Об установлении формы дефектного акта

41

ИМНС РБ по г. Минску разъясняет

43

Комментарий (Составляем дефектный акт формы С-1 по новой форме)

43

О налоге на недвижимость

47

Комментарии

48

С 13 июля начисление процентов по таможенным платежам надо производить с учетом новой ставки рефинансирования

48

Подоходный налог: налогообложение доходов, получаемых физическими лицами от налоговых агентов в виде материальной помощи и подарков

52

С 27 июня операции по реализации нефтепродуктов, которые в последующем будут поставлены за пределы Республики Беларусь, освобождены от НДС и акцизов

56

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

58

ВОПРОС – ОТВЕТ

60

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

69

Расходы на оплату проезда, услуг гостиниц физических лиц, не являющихся работниками организации, не учитывают при налогообложении прибыли

69

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

71

Положение о командировании работников организации негосударственной фор­мы собственности: что необходимо учесть при его разработке

71

мнения специалистов

77

Оплата труда в строительстве и порядок ее включения в акты сдачи-приемки выполненных работ

77

типичные нарушения

80

При начислении пособий по временной нетрудоспособности такие нарушения организации допускают чаще всего

80

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

84

Аудиовизуальное произведение – всегда ли нематериальный актив?

84

Валютная задолженность оплачена белорусскими рублями: отражение в учете и налогообложение 

87

статистическая информация

91

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 июля 2011 года

91

Об индексе потребительских цен за июнь 2011 года

92

О размере минимальной заработной платы за июнь 2011 года

92

Комментарий о порядке индексации доходов населения за июнь 2011 года

92

возвращаясь к напечатанному

93

Как определить доплату до МЗП с учетом индексации

93

приглашаем на работу

95

РЕКЛАМА

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 9 по 15 июля 2011 года

96