Оплата труда в строительстве и порядок ее включения в акты сдачи-приемки выполненных работ

Ольга Клименкова, аудитор
Ситуация

Организация, осуществляющая строительно-монтажные работы, включает в акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2 (далее – акты сдачи-приемки выполненных работ) заработную плату и премии согласно ресурсно-сметным расчетам и нормам.
Организация применяет повременно-премиальную форму оплаты труда. Фактический фонд заработной платы (далее – ФЗП) за определенный отчетный период (месяц, квартал, год) может превышать сумму ФЗП, указанную в актах сдачи-приемки выполненных работ.

Существуют ли ограничения по отнесению ФЗП по организации на затраты, учитываемые при налогообложении, в размерах, включенных в акт сдачи-приемки выполненных работ за определенный отчетный период (месяц, квартал, год)?

В акты сдачи-приемки выполненных работ выплаты стимулирующего характера включают в размере процентной нормы затрат

Напомним, что основой для составления акта приемки выполненных строительно-монтажных работ формы С-2 (форма акта утверждена постановлением Минстройархитектуры РБ от 29.04.2011 № 13), который применяют при приемке заказчиком (генподрядчиком) выполненных подрядчиком (субподрядчиком) строительно-монтажных работ по объектам, служит разработанная и утвержденная в установленном законодательством порядке сметная документация (в частности, локальные сметные расчеты, ресурсно-сметные расчеты и т.д., к показателям которых применяют соответствующие индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ).
Ценообразование в строительстве и порядок расчета фонда заработной платы, включаемой в акты выполненных работ по ресурсно-сметным нормам, используемым для составления актов сдачи-приемки выполненных работ, не подчиняется трудовому законодательству РБ, а именно Трудовому кодексу РБ (далее – ТК РБ). Так, в актах сдачи-приемки выполненных работ выплаты стимулирующего характера рассчитывают на основе размера процентной нормы затрат.

Сумма фонда заработной платы, отражаемаяв актах сдачи-приемки выполненных работ, – это та сумма, которую возмещает заказчик

Порядок расчетов за выполненные работы определяется в соответствии с законодательством и договором строительного подряда (государственным контрактом).

Размер процентной нормы затрат по выплате надбавок стимулирующего характера, включаемый в акты сдачи-приемки выполненных работ, определяется соотношением суммы фактических выплат стимулирующего характера рабочим, занятым на строительно-монтажных работах, по подрядной организации за отчетный период к сметной заработной плате рабочих-строителей и машинистов, учитывающей повышения, связанные с переводом на контрактную форму найма, с введением прогрессивно возрастающих расценок и повышенных тарифных ставок рабочих за увеличение производства продукции в текущих ценах за этот же отчетный период. При этом размер надбавок стимулирующего характера к заработной плате рабочих-строителей и машинистов, включаемый в акты сдачи-приемки выполненных работ, не должен превышать 80 %, а при выполнении организацией по итогам предыдущего года установленного уровня рентабельности реализованной продукции, товаров (работ, услуг) – 100 %.

Затраты, связанные с выплатами стимулирующего характера инженерно-техническим и линейным работникам, включают в акты сдачи-приемки выполненных работ в размере 10,6 % от сметной величины накладных расходов.

В соответствии с полученным (согласно расчету подрядчика) размером процентной нормы выплат стимулирующего характера (или принятых в размере 30 % без подтверждения фактическими данными) в акте сдачи-приемки выполненных работ отражают конкретный размер надбавок в базисных ценах на 1 января 2006 г. с индексацией в текущий уровень цен индексом изменения стоимости заработной платы (подп. 7.3 п. 7 Методических указаний по определению стоимости строительства в текущем уровне цен, расчету и применению индексов цен в строительстве, утвержденных приказом Минстройархитектуры РБ от 29.12.2007 № 444, далее – Методические указания № 444).

ФЗП, отраженный в бухгалтерском учете, определяют с учетом норм ТК РБ: системы и размеры оплаты труда работников, в т.ч. и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливает наниматель на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора(ст. 63 ТК РБ).

Кроме того, подп. 2.8.2 п. 2 Методических рекомендаций по планированию и учету затрат на производство строительно-монтажных работ, утвержденных приказом Минстройархитектуры РБ от 11.01.2000 № 3 (далее – Методические рекомендации № 3), определено, что в себестоимость строительно-монтажных работ в составе основных затрат включают по элементу "Расходы на оплату труда" и отражают:

– выплаты заработной платы за фактически выполненную работу исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятыми в строительной организации формами и системами оплаты труда;

– выплаты по системам премирования рабочих, руководителей, специалистов и служащих за производственные результаты в размерах, предусмотренных действующим законодательством, за экономию строительных материалов, топливно-энергетических ресурсов, надбавки за профессиональное мастерство, за высокие достижения в труде и т.д.;

– другие виды выплат, включаемые в соответствии с установленным порядком в фонд оплаты труда (за исключением расходов по оплате труда, финансируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении строительнойорганизации, других целевых поступлений), в т.ч. оплату труда квалифицированных рабочих, не освобожденных от основной работы, по обучению учеников; доплаты бригадирам за руководство бригадой; оплату простоев не по вине работника; оплату работы, признанной браком не по вине работника.

Также затраты по статье "Основная заработная плата рабочих" определяют по проектной потребности в затратах труда рабочих, тарифов, ставок, поощрительных выплат в соответствии с принятой в организации системой оплаты труда, гарантированных законодательством минимума заработной платы, льгот и компенсаций, финансовых возможностей организации, с учетом установленного порядка налогового регулирования средств на оплату труда, других действующих норм и законодательных актов по вопросам труда и заработной платы (подп. 3.9 п. 3 Методических рекомендаций № 3).

Вопросы возмещения затрат на оплату труда по актам выполненных работ также подробно разъяснены Минстройархитектуры РБ в письме от 09.11.2010 № 04-4-02/3767.

Затраты, учитываемые при налогообложении

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 130 Налогового кодекса РБ, далее – НК).

При налогообложении не учитывают только выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, носящие характер социальных льгот, дополнительно предоставляемых по решению нанимателя и (или) трудового коллектива сверх льгот, предусмотренных законодательством, в т.ч. вознаграждения по итогам работы за год (подп. 1.3 п. 1 ст. 131 НК).

Таким образом, выплаты сотрудникам организации в части заработной платы в соответствии с системами оплаты труда и трудовым законодательством включают в затраты, учитываемые при исчислении налога на прибыль, если они связаны с производством и реализацией работ. При этом заработная плата начислена в соответствии с Положением об оплате труда, ТК РБ, исходя из тарифных ставок (окладов) по результатам труда, а также с учетом действующей на предприятии премиальной системы.

Исключение составляет ограничение по стимулирующим выплатам в 2010–2011 гг. Норматив, установленный подп. 1.1 и 1.2 п. 1 Декрета Президента РБ от 23.01.2009 № 2 "О стимулировании работников организаций отраслей экономики" (далее – Декрет № 2) (не выше 80 % либо 100 %), является предельным для организаций при отнесении ими сумм стимулирующих выплат на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) и включаемых в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании (далее – затраты), и должен отслеживаться ежемесячно независимо от периодичности их выплаты (напоминаем, что с 1 июня 2011 г. Декрет № 2 утратил силу).

Таким образом, сумма ФЗП, отражаемая в актах сдачи-приемки выполненных работ, – это та сумма, которую возмещает заказчик.

Если ФЗП превышает фонд заработной платы из актов сдачи-приемки выполненных работ, то весь ФЗП следует относить на себестоимость и затраты, учитываемые при налогообложении, с учетом ограничения, установленного подп. 1.1 и 1.2 п. 1 Декрета № 2 (до 1 июня 2011 г.), а прибыль организация должна получать за счет экономии других статей акта сдачи-приемки выполненных работ (накладные, плановые и т.д.).

Необходимо учитывать следующее: если сумма ФЗП, отражаемая в актах сдачи-приемки выполненных работ, окажется больше начисленного ФЗП с учетом всех премий, включаемого в себестоимость работ и затраты, учитываемые при налогообложении, то данный факт будет свидетельствовать о завышении объемов строительно-монтажных работ и будет расценен негативно контролирующими органами и органами государственного контроля.

Выплаты стимулирующего характера, включенные в акты выполненных работ: необходимо подтверждение

Заработную плату и премии, включаемые в акты сдачи-приемки выполненных работ, необходимо подтверждать специальными расчетами.

Так, затраты по выплатам стимулирующего характера в размере 30 % включают в стоимость выполненных работ без подтверждения отчетными данными подрядной организации при условии выполнения календарных графиков производства работ (ежемесячно, ежеквартально, нарастающим итогом, по генподряду в целом и (или) по отдельным субподрядным организациям), что должно быть предусмотрено в договорах строительного подряда или дополнительных соглашениях к ним.

Если фактические данные по выплатам стимулирующего характера превышают 30 %, то эти выплаты включают в акт выполненных работ по фактическим данным подрядной организации за отчетный период (год, полугодие, квартал, месяц). Периодичность подтверждения размера выплат стимулирующего характера устанавливают договором строительного подряда (государственным контрактом) (подп. 7.3. п. 7 Методических указаний № 444).
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Назад
Содержание: № 27 июль 2011
Содержание

колонка главного редактора

НОВОСТИ

6

ДЕЖУРНАЯ ЧАСТЬ

8

вопрос недели

9

В чем экономический смысл принятия законодательного акта, меняющего ставку налога с 20 % на 10 % "задним" числом?

9

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КОММЕНТАРИИ

10

Государственное регулирование

10

О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1

10

Комментарий (Государственная ре­гистрация и ликвидация организаций: с 1 сен­тября будут действовать новые правила)

24

Тарифы и цены

29

О порядке регулирования тарифов на платные медицинские услуги

29

Об утверждении Инструкции о порядке регулирования тарифов на платные медицинские услуги и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь

34

Комментарий (Тарифы на платные медицинские услуги: с 5 июля существенных изменений не произошло)

38

Труд и социальная защита

40

О признании утратившими силу постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 60 и подпункта 1.6 пункта 1 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июня 2010 г. № 88

40

Строительство

41

Об установлении формы дефектного акта

41

ИМНС РБ по г. Минску разъясняет

43

Комментарий (Составляем дефектный акт формы С-1 по новой форме)

43

О налоге на недвижимость

47

Комментарии

48

С 13 июля начисление процентов по таможенным платежам надо производить с учетом новой ставки рефинансирования

48

Подоходный налог: налогообложение доходов, получаемых физическими лицами от налоговых агентов в виде материальной помощи и подарков

52

С 27 июня операции по реализации нефтепродуктов, которые в последующем будут поставлены за пределы Республики Беларусь, освобождены от НДС и акцизов

56

ОБЗОР ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

58

ВОПРОС – ОТВЕТ

60

СОВЕТЫ ОПЫТНОГО БУХГАЛТЕРА

69

Расходы на оплату проезда, услуг гостиниц физических лиц, не являющихся работниками организации, не учитывают при налогообложении прибыли

69

ПРАКТИКУМ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

71

Положение о командировании работников организации негосударственной фор­мы собственности: что необходимо учесть при его разработке

71

мнения специалистов

77

Оплата труда в строительстве и порядок ее включения в акты сдачи-приемки выполненных работ

77

типичные нарушения

80

При начислении пособий по временной нетрудоспособности такие нарушения организации допускают чаще всего

80

СПРАВОЧНИК БУХГАЛТЕРА

84

Аудиовизуальное произведение – всегда ли нематериальный актив?

84

Валютная задолженность оплачена белорусскими рублями: отражение в учете и налогообложение 

87

статистическая информация

91

Коэффициенты изменения стоимости видов (групп) основных средств по состоянию на 1 июля 2011 года

91

Об индексе потребительских цен за июнь 2011 года

92

О размере минимальной заработной платы за июнь 2011 года

92

Комментарий о порядке индексации доходов населения за июнь 2011 года

92

возвращаясь к напечатанному

93

Как определить доплату до МЗП с учетом индексации

93

приглашаем на работу

95

РЕКЛАМА

95

БАНКОВСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

96

Курсы валют за период с 9 по 15 июля 2011 года

96