AA

Ведение бухгалтерского учета представительствами иностранных организаций: есть много нерешенных вопросов

В статье рассмотрены некоторые установленные Законом РБ от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – Закон № 57-З) новшества в ведении учета на территории Республики Беларусь представительствами иностранных организаций, а также оставшиеся не решенными на настоящий момент проблемы при ведении бухгалтерского учета и отчетности данными структурными подразделениями.

Представительство иностранной организации не является юридическим лицом

Иностранные организации вправе заниматься на территории Республики Беларусь различного рода деятельностью, не запрещенной законодательством. Но для ее осуществления они обязаны открыть в Беларуси представительство.

Понятие "представительство иностранной организации" дано в ст. 51-1 Гражданского кодекса РБ (далее – ГК). Представительством иностранной организации (далее – представительство) является ее обособленное подразделение, расположенное на территории Республики Беларусь, осуществляющее защиту и представительство интересов иностранной организации и иные не противоречащие законодательству функции (п. 1 ст. 51-1 ГК).

Представительство считается созданным на территории Республики Беларусь с момента получения разрешения на его открытие в установленном законодательством порядке (п. 2 ст. 51-1 ГК).

Порядок открытия и функционирования представительств установлен в Положении о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 22.07.1997 № 929 (далее – Положение).

Представительство является не юридическим лицом, а структурным подразделением иностранной организации, которая зарегистрирована на территории зарубежного государства и должна подчиняться юрисдикции своего государства, включая вопросы ведения бухгалтерского учета. С другой стороны, представительство ведет деятельность в Беларуси, и его деятельность должно регулировать белорусское законодательство, включая вопросы ведения бухгалтерского учета на территории Республики Беларусь.

Добавляет сложностей в ведение бухгалтерского учета и налоговый статус представительства в Беларуси.

Цели открытия представительства

Цели открытия представительства у иностранных организаций могут быть различными. В зависимости от них и характера своей деятельности в Беларуси заре­гистрированное в МИДе структурное подразделение – представительство для налоговых целей может быть признано либо представительством, либо постоянным представительством.

Если деятельность структурного подразделения носит предпринимательский характер и направлена на получение прибыли из источников в Беларуси, то налоговый статус (или тип) у таких представительств именуется "постоянное представительство".

Если же деятельность направлена на изучение потребности в услугах (работах) и (или) рынков сбыта товаров, поиск потенциальных партнеров, информационной и рекламной поддержки, других схожих целей, то присваивается статус "представительство".

Учетная политика – необходимость или обязанность?

В настоящее время при работе на территории Республики Беларусь представительства руководствуются Законом РБ от 18.10.1994 №  3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – Закон № 3321-XII), что следует из ст. 1 названного Закона.

С 1 января 2014 г. вступает в силу Закон №  57-З, в котором содержится много новшеств, затрагивающих в т.ч. ведение бухгалтерского учета представительствами.

На сегодняшний день отсутствуют законодательные акты, освобождающие представительства от ведения бухгалтерского учета на территории Республики Беларусь. Не предусматривает такого освобождения и Закон №  57-З.

Вопросы организации и ведения бухгалтерского учета определяет учетная политика организации.

В печати не раз поднимался вопрос: надо ли представительствам создавать документ на территории Республики Беларусь, регулирующий учетную политику в таких представительствах?

Ответ однозначный – обязательно. Такое правило действует сейчас, будет оно применяться и после 1 января 2014 г.

В настоящее время представительства, находящиеся на территории Республики Беларусь, могут формировать свою учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения этих организаций, если данные правила не противоречат международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности, а также законодательству РБ (ст. 6 Закона №  3321-XII).

В Законе №  57-З аналогичной нормы нет, однако в ст. 1 установлено, что к организациям отнесены в т.ч. юридические лица РБ, их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, представительства иностранных и международных организаций.

Поэтому с 2014 г. при ведении бухгалтерского учета на территории Республики Беларусь представительство обязано формировать учетную политику исходя исключительно из нормативных правовых актов, действующих в Беларуси.

Отметим, что согласно Закону №  3321-XII учетная политика организации должна включать в себя:

– описание принятых методов и способов ведения бухгалтерского учета;

– план счетов бухгалтерского учета;

– применяемые организацией самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы при отсутствии утвержденных в соответствии с указанным Законом типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации;

– применяемые организацией регистры бухгалтерского учета.

Состав учетной политики в Законе №  57-З дополнен положениями о том, что она включает в себя:

– применяемые организацией виды учетной оценки;

– применяемую организацией форму бухгалтерского учета;

– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации (ст. 9 Закона № 57-З).

Отметим, что в сравнении с действующим Законом № 3321-XII с 2014 г. будет применяться несколько видов учетной оценки для учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации (ст. 12 Закона № 57-З). Порядок их применения установлен и (или) будет устанавливаться нормативными правовыми актами РБ.

При этом оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации, применяемая в бухгалтерском учете и отчетности, может отличаться от оценок, применяемых для других целей.

Какой документ будет регулировать ведение бухгалтерского учета в представительстве: приказ, положение или иной локальный акт, – определяет иностранная организация.

Организационные вопросы ведения учета в представительстве

Руководителя (главу) представительства, который действует на основании доверенности, назначает юридическое лицо (часть третья п. 3 ст. 51 ГК).

Полномочия руководителя обособленного подразделения могут указываться в учредительных документах юридического лица и в положении об обособленном подразделении, но документом, определяющим объем полномочий, является доверенность (п. 11 постановления Пленума ВХС РБ от 16.12.1999 №  16 "О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров").

С 2014 г. Закон №  57-З предоставляет право руководителю организации в зависимости от объема учетной работы:

– создавать структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

– возлагать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности на главного бухгалтера;

– передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

Этот вопрос вправе решать руководитель представительства, если он будет наделен соответствующими полномочиями. В ином случае решение должен принимать руководитель иностранной организации.

Хранение бухгалтерских документов

Составной частью ведения бухгалтерского учета является ведение соответствующих регистров.

Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение установленных законодательством сроков (ст. 16 Закона №  3321-XII, ст. 18 Закона №  57-З).

Отметим, что плательщики обязаны обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения (подп. 1.11 п. 1 ст. 22 Налогового кодекса РБ).

Из этого следует, что в офисе представительства, на складах, в иных местах осуществления деятельности иностранной организации в Беларуси должны находиться первичные бухгалтерские документы, отражающие суть хозяйственных операций представительства, а в офисе представительства должны находиться и храниться также регистры бухгалтерского и налогового учета, иная бухгалтерская и налоговая отчетность.

Бухгалтерский учет активов, обязательств и хозяйственных операций в представительствах следует вести в белорусских рублях. Иных возможностей для представительств не установлено. Документирование активов, обязательств и хозяйственных операций, ведение регистров бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности осуществляются на русском или белорусском языке (ст. 8 Закона № 3321-XII). Первичные учетные документы, составленные на иных языках (кроме русского и белорусского), должны иметь подстрочный перевод на русский или белорусский язык (ст. 9 Закона № 3321-XII).

В п. 3 ст. 9 Закона №  57-З оговорено, что оформление первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и составление отчетности организация осуществляет на белорусском или русском языке. Но норму об обязанности перевода документов, составленных на иностранном языке, данный Закон не содержит.

Напомним, что порядок составления и применения первичных учетных документов закреплен Указом Президента РБ от 15.03.2011 №  114 "О некоторых вопросах применения первичных учетных документов".

Состав отчетности: много нерешенных вопросов

По мнению автора, для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через представительство (постоянное представительство), вопрос о составе бухгалтерской отчетности не нашел достаточного отражения в нормативных правовых актах РБ, включая законы №  3321-XII и №  57-З.

Понятно, что представительство для своей головной организации должно формировать бухгалтерскую отчетность в соответствии с нормами, установленными законодательством государства, в котором эта иностранная организация зарегистрирована, и с требованиями, предъявляемыми головной организацией. Организации (за исключением организаций, финансируемых из бюджета) представляют годовую бухгалтерскую отчетность учредителям (участникам) организации или собственникам ее имущества в соответствии с ее учредительными документами (ст. 14 Закона №  3321-XII).

Но каким образом представительствам следует формировать бухгалтерскую отчетность в Республике Беларусь?

Дело в том, что для коммерческих и некоммерческих организаций в Республике Беларусь предусмотрены различные составы отчетности.

Бухгалтерская отчетность организаций (за исключением организаций, финансируемых из бюджета, а также некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, за исключением выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг) (далее – отчетность коммерческих организаций) состоит из:

– бухгалтерского баланса;

– отчета о прибылях и убытках;

– отчета об изменении капитала;

– отчета о движении денежных средств;

– приложений, предусмотренных нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности;

– пояснительной записки (ст. 13 Закона №  3321-XII).

Некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие, за исключением выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, представляют бухгалтерскую отчетность по итогам отчетного года в упрощенном составе:

– бухгалтерский баланс;

– отчет о прибылях и убытках;

– отчет о целевом использовании полученных средств.
 
Примечание. Годовая отчетность за 2013 г. составляется, представляется и публикуется в соответствии с законодательством РБ о бухгалтерском учете и отчетности, действующим до 1 января 2014 г. (Закон №  57-З). В связи с этим состав годовой и промежуточной отчетности, представляемой согласно Закону №  57-З, в статье не рассматривается.
 
Есть представительства, которые в Беларуси не ведут предпринимательскую деятельность, однако они, как правило, являются представительствами коммерческих организаций. Возникает вопрос: какой состав бухгалтерской отчетности к ним применим – как для коммерческой или как для некоммерческой организации?

По мнению автора, структурное подразделение иностранной организации в Беларуси (и представительство, и постоянное представительство) не может составить отчет об изменении капитала. В этом случае состав отчетности коммерческой организации будет неполный. Возникают вопросы: может ли быть применена какая-либо ответственность к представительству? какой государственный орган может ее применить?

Возможна ситуация, когда для представительства, осуществляющего предпринимательскую деятельность в Беларуси, головная организация предоставляет денежные средства на определенные цели (целевое финансирование). Для коммерческих организаций отчетность о целевом использовании полученных средств не предусмотрена (Закон №  3321-XII).

Структурное подразделение иностранной организации, не занимающееся предпринимательской деятельностью в Беларуси, которое содержит головная организация за счет целевого финансирования, вряд ли может составить годовой баланс и уж совершенно точно не может составить отчет о прибылях и убытках.

Что такое "отдельный баланс"?

Для обобщения информации о расчетах, в т.ч. по передаче имущества, с филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями организации, имеющими отдельные балансы, предназначен счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты" (п. 61 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 №  50 (далее – Инструкция №  50)).

Но такое понятие, как "отдельный баланс", ни налоговым, ни гражданским законодательством, ни Законом №  3321-XII не определено.

В частности, методические основы формирования бухгалтерской отчетности, оптимальный объем показателей, подлежащих раскрытию в каждой из форм бухгалтерской отчетности, требования к содержанию пояснительной записки и порядок представления бухгалтерской отчетности пользователям установлены Инструкцией о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.10.2011 №  111. Однако указанный документ не содержит понятия "отдельный баланс".

В то же время наличие отдельного баланса является определяющим не только для бухгалтерского, но и для налогового учета.

Насколько правомерно использовать счет 79 для отражения операций в бухгалтерском учете представительств, если нет нормативно закрепленного понятия "отдельный баланс" для филиалов и представительств?

Как видим, вопросов на практике возникает немало, поэтому надеемся, что в нормативных правовых актах, разрабатываемых в настоящее время, ответы на них появятся.

 
Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup