AA

Некоторые вопросы обращения с отработанными маслами как товаром 

Организации, осуществляющие производство и (или) ввоз определенных товаров, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств данных товаров (подп. 1.2 п. 1 Указа Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления"*; далее – Указ № 313).
__________________________
* Гл. бухгалтер. – 2012. – № 29. – С. 15–23.
Перечень товаров, которые подпадают под указанную обязанность, определен в приложении 1 к Указу № 313. Он содержит такую товарную позицию, как "масла смазочные, масла прочие" (коды ТН ВЭД ТС 2710 19 820 0–2710 19 880 0, 2710 19 980 0).
Данная товарная позиция производится на территории республики, а также импортируется в качестве товара или сырья. Когда у импортеров и производителей таких масел возникает обязанность, установленная Указом № 313?
Ответ на этот вопрос найдете в предлагаемом комментарии.

 

Масла смазочные и масла иные включены в приложение 1 к Указу № 313

Организации, осуществляющие производство и (или) ввоз смазочных и прочих масел, соответствующие кодам ТН ВЭД ТС 2710 19 820 0–2710 19 880 0, 2710 19 980 0, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств этих масел.

При этом указанные отходы должны быть отходами потребления, а не отходами производства.
 
Справочно: отходы потребления – это отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территории общего пользования населенных пунктов (ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами"; далее – Закон).
 
Отметим, что организациям при осуществлении сбора, обезвреживания и (или) использования отходов потребления в виде отработанных масел следует учитывать требования не только Указа № 313, но и иных нормативных документов, в частности:

Закона.

Отработанные масла по возможности использования относят ко вторичным материальным ресурсам.

Вторичные материальные ресурсы – это отходы, которые после их сбора могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторичного сырья и для их использования в Республике Беларусь имеются объекты по использованию (ст. 1 Закона).

Закон запрещает их захоронение и уничтожение при обезвреживании (п. 5 ст. 25, часть вторая п. 2 ст. 29 Закона соответственно).

Нарушение установленного законодательством порядка обращения с отработанными маслами является административным правонарушением (ст. 15.63 КоАП);

постановления Минприроды РБ от 09.12.2008 № 112 "Об утверждении формы сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и Инструкции о порядке его оформления";

– Технического регламента Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (ТР ТС 030/2012);

– технического кодекса установившейся практики ТКП 17.11-05-2012 (02120) "Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с отработанными нефтепродуктами", в котором установлены требования к порядку сбора, хранения, удаления отработанных масел;

– ТКП 17.11-01-2009 "Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила использования углеводородсодержащих отходов в качестве топлива" и т.д.

Указом № 313 предусмотрены 2 варианта выполнения обязанности по сбору, обезвреживанию и (или) использованию отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров

При выполнении обязанности по сбору, обезвреживанию и (или) использованию отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, организации вправе:

1) применять собственную систему сбора отработанных масел из отходов потребления (абз. 3 подп. 1.4.1 п. 1 Указа № 313).

Собственная система сбора отходов включает находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сеть стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам и самостоятельное или с привлечением иных лиц использование собранных отработанных масел.

Организации, применяющие собственную систему сбора отходов, должны обеспечить сбор, обезвреживание и (или) использование не менее 30 % отходов от общей массы масел, произведенных и реализованных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных этими организациями. Данное правило не распространяется на отходы производства.

Как видим, при рассмотрении собственной системы сбора отходов обязательным условием является сбор отработанных масел, относящихся по происхождению к отходам потребления.

Порядок организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, в т.ч. масел, определен Инструкцией о порядке организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 28.08.2012 № 398.
__________________________
* Гл. бухгалтер. – 2012. – № 38. – С. 14–16.

Подтверждением выполнения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров посредством применения собственной системы сбора являются данные бухгалтерского учета. Документами, подтверждающими сведения об объемах собранных, обезвреженных и (или) использованных отходов товаров, являются товарно-транспортные накладные, путевые листы, акты выполненных работ, приема-передачи отходов, иные документы, составленные в соответствии с требованиями законодательства.
 
Справочно: если организация ввозит масла, названные в приложении 1 к Указу № 313, в качестве сырья для производства товаров, также названных в этом приложении, то у организации возникает обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, только как у производителя – т.е. только в части произведенных товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313.

В данном случае обязанность, установленная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, в отношении ввозимых масел, названных в приложении 1 к Указу, не возникает.

Подтверждением использования в производстве ввезенных товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, являются данные бухгалтерского учета. Эта норма определена п. 4 Информации о порядке применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (на основании поручения Правительства РБ от 18.02.2013 № 203-45*) (далее – Информация);
__________________________
* Гл. бухгалтер. – 2013. – № 14. – С. 37–38.
 
2) заключить с государственным учреждением "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор) договоры об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (подп. 1.4.2 п. 1 Указа № 313).

Производители и импортеры масел, выбрав данный путь выполнения обязательств, должны вносить на текущий (расчетный) счет оператора плату за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отработанных масел в виде отходов потребления.

Такая плата вносится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за кварталом, на который приходится:

по произведенным маслам – дата их отгрузки согласно оформленным документам;

по ввозимым маслам – дата выпуска данных товаров в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны, таможенного склада, свободного склада либо дата принятия на учет указанных товаров, таможенное декларирование и выпуск которых в соответствии с законодательством не производятся (подп. 1.5 п. 1 Указа № 313).

Важно! Плата, подлежащая внесению на текущий (расчетный) счет оператора, не подлежит обложению НДС (п. 8 Информации).
 
Форма договора и размеры платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператораза организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров итары, утверждены постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708*.
__________________________
* Гл. бухгалтер. – 2012. – № 32. – С. 15–24.

Отметим, что при расчете платы, установленной в процентах от стоимости ввозимых товаров, следует использовать контрактную стоимость таких товаров без учета таможенных платежей и транспортных расходов, а для производимых товаров – себестоимость. Для масел размер платы равен 3 % контрактной стоимости ввозимых масел или себестоимости производимых.

Невыполнение производителями и поставщиками обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере платы, подлежащей уплате (подп. 1.10 п. 1 Указа № 313).
 
От редакции:

28 августа 2013 г. вступил в силу Закон РБ от 12.07.2013 № 64-З, который внес изменения и дополнения в КоАП и Процессуально-исполнительный кодекс РБ об административных правонарушениях.

С указанной даты ст. 15.63 "Нарушение законодательства об обращении с отходами" КоАП изложена в новой редакции. Она состоит из 2 частей, в первую из которых вошла норма подп. 1.10 п. 1 Указа № 313.

Так, невыполнение установленной законодательством об обращении с отходами обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в 2-кратном размере платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (п. 1 ст. 15.63 КоАП).

Нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин (БВ), на индивидуального предпринимателя – до 200 БВ, а на юридическое лицо – до 1 000 БВ (п. 2 ст. 15.63 КоАП).
 
Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup