AA

При расчете экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов учтите новации законодательства по лимитам 

Плательщики вправе исчислять сумму экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налогов (п. 3 ст. 208, п. 3 ст. 214 Налогового кодекса РБ; далее – НК). Некоторые административные процедуры в области природопользования были упрощены в 2013 г. рядом законодательных актов. В частности, была упразднена, как отдельная, процедура установления лимитов на природопользование. Рассмотрим наиболее важные изменения в данной сфере, касающиеся плательщиков указанных налогов.

Лимиты указываются в соответствующих разрешениях

16 марта 2013 г. вступили в силу изменения и дополнения, внесенные Законом РБ от 12.12.2012 № 6-З (далее – Закон № 6-З) в следующие законы:

от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее – Закон № 271-З).

Законом № 6-З из него исключена компетенция:

Совета Министров – определять порядок разработки, согласования и установления лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства (подп. 1.6 п. 1 ст. 7);

местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов – утверждать собственникам отходов производства по согласованию с территориальными органами Минприроды лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства (подп. 2.2 п. 2 ст. 12).

Изложен в новой редакции п. 2 ст. 25 Закона № 271-З. Теперь лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства и иные условия по обращению с отходами производства устанавливаются в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, выдаваемых Минприроды или его территориальными органами;

от 16.12.2008 № 2-З "Об охране атмосферного воздуха"  (далее – Закон № 2-З).

В соответствии с новой редакцией п. 3 ст. 33 Закона № 2-З в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексном природоохранном разрешении устанавливаются:

нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

условия осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Таким образом, с 16 марта 2013 г. лимиты на природопользование:

– представляют собой установленные природопользователям на определенный период времени объемы предельного использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, хранения и захоронения отходов и иных видов вредного воздействия наокружающую среду (ст. 27 Закона № 2-З, в ред. Закона № 6-З);

– указываются в соответствующих разрешениях (ст. 25 Закона № 271-З и ст. 33 Закона № 2-З, в ред. Закона № 6-З).

С 8 августа 2013 г. не применяется 10-кратная ставка налога за добычу (изъятие) природных ресурсов

8 августа 2013 г. вступили в силу некоторые изменения и дополнения, внесенные Законом РБ от 02.05.2013 № 19-З в Кодекс РБ о недрах.

Главное изменение – с указанной даты не устанавливаются лимиты добычи (изъятия) полезных ископаемых и подземных вод в соответствии с Кодексом о недрах, поскольку из него исключены:

– компетенция Совета Министров по утверждению лимитов добычи полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод) (подп. 1.3 п. 1 ст. 10 Кодекса о недрах изложен в новой редакции);

– компетенция Минприроды по разработке и внесению на утверждение в Совет Министров предложений об установлении лимитов добычи полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод) (подп. 1.13 п. 1 ст. 11 Кодекса о недрах исключен);

– компетенция местных Советов депутатов по утверждению лимитов добычи общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод (подп. 1.2 п. 1 ст. 13 Кодекса о недрах исключен).

Соответствующие изменения внесены и в ряд других статей Кодекса о недрах. В частности, из ст. 16 Кодекса исключен подп. 2.6 п. 2, определявший обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование недрами, соблюдать установленные лимиты добычи полезных ископаемых.

Таким образом, с 8 августа 2013 г. отсутствует основание для применения в отношении плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых и подземных вод, повышенной ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, предусмотренной п. 3 ст. 213 НК.

Напомним, что налог за добычу (изъятие) природных ресурсов взимают в 10-кратном размере установленной ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов:

– за превышение установленных лимитов (объемов) добычи (изъятия) природных ресурсов;

– добычу (изъятие) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством лимитов (объемов).

Исключение составляют изъятия виноградной улитки, личинок хирономид, зеленой лягушки (прудовой, съедобной, озерной), гадюки обыкновенной (п. 3 ст. 213 НК).

Внесены изменения и дополнения в ряд постановлений Правительства и Минприроды

Внесены изменения и дополнения в постановления Совета Министров РБ, регламентировавшие:

порядок установления лимитов на природопользование (постановления от 29.11.2010 № 1739, от 17.02.2012 № 156).

Отметим, что из постановления Совета Министров № 1739 не исключены нормы по установлению лимитов водопользования, поскольку это определено ст. 8 Водного кодекса РБ. А в соответствии со ст. 9 этого кодекса в компетенцию местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в области использования и охраны вод входит утверждение лимитов водопользования в пределах своих полномочий. В 2014 г. запланировано принятие новой редакции Водного кодекса, в котором предусматривается исключение установления лимитов;

административные процедуры (постановления от 07.03.2013 № 161 и от 07.08.2013 № 690).
 
Справочно: Инструкция о порядке разработки лимитов добычи полезных ископаемых, утвержденная постановлением Минприроды РБ от 31.12.2010 № 61 (постановление от 07.08.2013 № 45), утратила силу.

Документы, определяющие объемы добычи полезных ископаемых

После отмены лимитов документом, определяющим объемы добычи полезных ископаемых, является ежегодный план развития горных работ, который разрабатывается в соответствии с проектной документацией (п. 1 ст. 55 Кодекса о недрах).

Его разрабатывает и утверждает недропользователь, осуществляющий разработку месторождения полезных ископаемых, по согласованию с Минприроды.
 
Важно! При добыче полезных ископаемых подземным способом ежегодный план должен:

– быть согласован также с МЧС;

– содержать данные о планируемых объемах добычи полезных ископаемых, мероприятия по обеспечению планируемого объема добычи полезных ископаемых, а также рациональному, комплексному использованию запасов полезных ископаемых (пп. 2 и 3 ст. 55 Кодекса о недрах).
 
При этом отметим, что ежегодный план развития горных работ не разрабатывается при добыче общераспространенных полезных ископаемых на глубину до 5 м в границах предоставленных земельных участков для целей, не связанных с извлечением доходов, без предоставления горного отвода и установления нормативов в области использования и охраны недр, осуществляемой в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 17 Кодекса о недрах.

Землепользователи могут осуществлять добычу имеющихся на земельном участке общераспространенных полезных ископаемых на глубину более 5 м на основании акта, удостоверяющего горный отвод (п. 2 ст. 17 Кодекса о недрах). Данный акт оформляет местный исполнительный и распорядительный орган, руководствуясь требованиями ст. 33 и 35 Кодекса о недрах.
 
Справочно: процедура внесения изменений в ежегодный план развития горных работ и срок представления на согласование таких планов не определены Кодексом о недрах и Единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 (далее – Единый перечень № 156). Установлен лишь срок действия документа – в течение 1 года, на который составлен план.
 
Особенности разработки месторождений подземных вод изложены в ст. 58 Кодекса о недрах.

Так, эксплуатацию буровых скважин и иных сооружений в недрах, предназначенных для забора подземных вод (за исключением случая, предусмотренного подп. 1.4 п. 1 ст. 17 Кодекса о недрах), осуществляют на основании:

– проектной документации на строительство буровых скважин и иных сооружений в недрах, предназначенных для забора подземных вод;

– разрешения на специальное водопользование (п. 21 ст. 58 Кодекса о недрах).

Порядок выдачи разрешения на специальное водопользование определен постановлением Совета Министров РБ от 07.05.1999 № 669 "Об утверждении Положений по вопросам выдачи разрешений на специальное водопользование и предоставления водных объектов в обособленное водопользование".

Разрешения на специальное водопользование выдают территориальные органы Минприроды на основании ходатайств, предоставляемых водопользователями в орган выдачи разрешений, в соответствии с административной процедурой, предусмотренной подп. 6.34 п. 6 Единого перечня № 156.
 
Справочно: постановлением Минприроды РБ от 09.07.2010 № 31:

1) установлены формы ходатайств водопользователей о разрешении на специальное водопользование:

– для промышленных, коммунальных и других несельскохозяйственных объектов (приложение 1 к постановлению);

– сельскохозяйственных объектов (приложение 2 к постановлению);

– мелиоративных объектов (приложение 3 к постановлению);

2) утверждена Инструкция о порядке оформления и регистрации разрешений на специальное водопользование.
 
Важно! В разрешении указываются объемы добычи (изъятия) воды, ее использования.

Данные, которые организации должны применять при исчислении налога исходя из установленных годовых лимитов

Организациям при уплате экологического налога в соответствии с п. 3 ст. 208 НК для исключения ошибок при определении лимитов необходимо руководствоваться указанными в разрешениях:

– количеством отходов производства, подлежащих хранению, захоронению (указаны в гр. 7 (тонн/год) приложения 1 "Перечень и количество отходов производства, разрешенных к хранению на объектах хранения отходов" и приложения 2 "Перечень и количество отходов производства, разрешенных к захоронению на объектах захоронения отходов", прилагаемых к разрешению на хранение и захоронение отходов производства, оформленному согласно приложению 3 к постановлению Минприроды РБ от 22.10.2010 № 44);

– объемами добычи (изъятия) воды исбросов сточных вод (тыс. м3/год), указанными в гр. 3, подп. 2.1–2.4 п. 2, подп. 8.1–8.2 п. 8, пп. 9, 11 разд. 5 разрешения на специальное водопользование, оформленного согласно приложению 1 к Инструкции о порядке оформления и регистрации разрешений на специальное водопользование, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 09.07.2010 № 31;

– нормативами выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (тонн в год) (указаны в графе "Временный норматив допустимых выбросов (т/год)" или "Норматив допустимых выбросов" (т/год) в соответствии со сроком, указанным в графе "Срок действия временного норматива допустимых выбросов" приложения 2 к разрешению на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, оформленного согласно приложению 2 к Положению о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 21.05.2009 № 664.
 
Важно! Организациям при уплате налога за добычу (изъятие) полезных ископаемых исходя из установленных годовых лимитов следует руководствоваться:

– до 8 августа 2013 г. – значениями лимитов добычи полезных ископаемых, указанных в решениях соответствующих местных Советов депутатов;

– после 8 августа 2013 г. – величинами фактических объемов добычи (изъятия) полезных ископаемых.
 
В настоящее время подготовлена редакция Налогового кодекса, учитывающая указанные изменения законодательства.
 
Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup