Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

С 4 февраля 2011 года юри­дические лица должны разрабатывать Инструкцию по обращению с отходами производства по новым правилам

Александра Федоренчик, консультант управления обращения с отходами Минприроды РБ
Инструкции, разработанные, утвержденные и согласованные до 4 февраля 2011 г., действительны до конца срока своего действия

С 4 февраля т.г. всем вновь зарегистрированным организациям необходимо разрабатывать и утверждать Инструкцию по обращению с отходами производства (далее – Инструкция) в порядке, утвержденном постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 № 45 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами" (далее – постановление № 45). Данное правило распространяется и на организации, у которых в ближайшее время заканчивается срок действия инструкций, разработанных ранее.
Напомним, что до 4 февраля Инструкция разрабатывалась в соответствии с Правилами разработки, согласования и утверждения Инструкции по обращению с отходами производства, утвержденными постановлением Минприроды РБ от 28.11.2001 № 28 (далее – Правила № 28). С указанной даты Правила № 28 утратили силу (постановление Минприроды РБ от 22.10.2010 № 46).

Инструкцию должны иметь все организации и индивидуальные предприниматели (далее – организации), осуществляющие обращение с отходами. Обязанность по ее разработке, утверждению и согласованию предусмотрена ст. 18 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее – Закон).

Организация в Инструкции, в частности:

– устанавливает систему (порядок) обращения с отходами производства с учетом норм действующего законодательства.

Под обращением с отходами понимают деятельность, которая связана с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов;

– определяет места хранения отходов;

– устанавливает одну транспортную единицу, позволяющую многим организациям не уплачивать экологический налог за хранение отходов производства.

Вниманию читателей: с 4 августа 2010 г. согласование Инструкции следует производить в порядке, установленном постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2010 № 1104, утвердившим Положение о порядке согласования Инструкции по обращению с отходами (далее – постановление № 1104).

Постановлением № 45 были внесены некоторые изменения в порядок разработки и утверждения Инструкции, в т.ч. и в содержание разделов и приложений к ней.

Рассмотрим их.

Для организаций, имеющих обособленные подразделения, предусмотрено 2 варианта разработки Инструкции

Как мы уже ранее упоминали, инструкции разрабатывают и утверждают организации, осуществляющие обращение с отходами. Для организаций, у которых есть обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, предусмотрено 2 варианта разработки Инструкции.

Вариант I. Организация разрабатывает и утверждает одну Инструкцию в целом для всей организации

В этом случае Инструкция должна включать порядок обращения с отходами производства как для самого юридического лица, так и для его обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс и осуществляющих обращение с отходами.

Вариант II. Организация разрабатывает и утверждает отдельные инструкции для каждого своего обособленного подразделения

Этот вариант удобен в тех случаях, когда юридическое лицо и его филиалы (представительства) территориально разобщены либо различны перечни отходов производства, обращение с которыми осуществляют юридическое лицо и его обособленные подразделения (например, ввиду осуществления различных видов деятельности (производство каких-либо товаров, техническое обслуживание иремонт автомобилей, офисная деятельность и т.д.)).

Решение о том, какой вариант разработки Инструкции выбрать, принимает юридическое лицо.
 
Справочно:

Статья 51 Гражданского кодекса РБ

Обособленными подразделениями являются филиалы и представительства.

Представительство – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия.

Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в т.ч. функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в уставе создавшего их юридического лица.

Пункт 3 ст. 13 Налогового кодекса РБ (далее – НК)

Обособленным подразделением юридического лица Республики Беларусь признается филиал, представительство или иное подразделение:

которое имеет отдельный баланс;

которому для совершения операций юридическое лицо открыло банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам этого подразделения.

Такое подразделение, как правило, состоит на налоговом учете, исчисляет суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняет налоговые обязательства этого юридического лица, если иное не установлено НК либо Президентом РБ.

Пример

Предприятие осуществляет зачистку резервуаров, обслуживание очистных сооружений в различных областях (районах) республики. Такому юридическому лицу достаточно разработать одну Инструкцию, в которой будет прописан порядок обращения со всеми образующимися отходами, собственником которых оно является. Разрабатывать инструкции для каждого объекта, где проводятся работы, не нужно.

Арендаторы могут не разрабатывать Инструкцию, но это должно быть отражено в договоре аренды

Арендаторы могут не разрабатывать Инструкцию, если арендодатель разрешение вопросов по обращению с отходами (своими и арендаторов) возьмет на себя. Это обязательно должно быть зафиксировано в договоре аренды. То есть в договоре аренды необходимо четко указать, кто должен разрабатывать Инструкцию.

Собственники передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов (в т.ч. через уполномоченные ими лица) (далее – арендодатели) обязаны для производителей отходов (далее – арендаторы) создавать:

– места временного хранения отходов;

– иные условия для выполнения ими законодательства об обращении с отходами (ст. 4 Закона).

Часто на практике арендодатели оказывают услуги по сбору, временному хранению, вывозу на размещение отходов, образующихся при эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов, в т.ч. и отходов, образующихся у арендаторов.

Таким образом, инструкции должны иметь и арендаторы как производители отходов, и арендодатели, организующие сбор, хранение и вывоз отходов.

Однако, учитывая, что такие инструкции будут содержать порядок обращения с одними и теми же отходами производства, по новым правилам разрешено разработать одну Инструкцию арендодателя, которая включит порядок обращения с отходами арендатора.

Примером арендных отношений, когда целесообразно разработать одну Инструкцию арендодателя, включающую в себя требования по обращению с отходами арендатора, может служить аренда офисных помещений, торговых мест на крупных торговых объектах и т.п.

Арендодатель должен ознакомить арендаторов с Инструкцией, а обязанность арендаторов – исполнение всех требований по обращению с отходами, установленными этой Инструкцией.

Инструкцию надо согласовывать только с территориальными органами Минприроды РБ

Как и прежде, Инструкцию разрабатывают сроком на 5 лет (норма постановления № 1104) и утверждают у руководителя организации.

Изменились требования к оформлению Инструкции. В соответствии с новыми правилами она должна быть пронумерована, прошнурована, заверена подписью руководителя юридического лица и скреплена печатью (в Правилах № 28 такие требования отсутствовали).

Напомним, что изменился алгоритм действия по согласованию Инструкции. Ранее на согласование представлялся проект Инструкции, и только после согласования она утверждалась приказом руководителя организации (Правила № 28). Сейчас на согласование представляется уже утвержденная Инструкция. Это установлено постановлением № 45, а также требованиями по представлению документов согласно перечню административных процедур, осуществляемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2007 № 1379 (далее – Перечень).
 
Справочно: в соответствии с Перечнем для согласования Инструкции в согласующий орган представляют заявление, написанное в свободной форме, и саму Инструкцию.

Кроме того, важным изменением в законодательстве об обращении с отходами является исключение требования обязательного согласования Инструкции с территориальными органами Минздрава РБ, а в некоторых случаях – и с территориальными органами МЧС и Минжилкомхоза РБ.

Инструкцию необходимо согласовывать только с территориальными органами Минприроды РБ. Данная процедура бесплатная.

Структура новой формы Инструкции и требования по ее разработке изменились

Инструкция включает в себя титульный лист и обязательные разделы и приложения. Однако в случае необходимости организации, разрабатывающие Инструкцию, вправе включить в нее дополнительные разделы и приложения.

Сравним перечень разделов и приложений Инструкции, обязательных в соответствии с постановлением № 45, с требованиями по содержанию Инструкции согласно Правилам № 28 (см. таблицу).
 
 
Как видно из таблицы, произошли следующие изменения.

1. Правилами № 28 не был предусмотрен раздел, включающий общую информацию об организации. В связи с этим возникали вопросы о том, необходимо ли представлять подобную информацию и если да, то в какой раздел ее включать. Постановление № 45 предусматривает обязательный отдельный раздел "Общие сведения", в котором организации должны указать:

– наименование юридического лица;

– место нахождения;

– дату государственной регистрации;

– место осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами производства.

Требование об указании этой информации связано с тем, что в некоторых случаях фактическое место осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами, не совпадает с юридическим адресом организации.

2. Переименован раздел об ответственных за организацию обращения с отходами производства.

3. В Инструкции также отсутствует требование об описании системы производственного (ведомственного) контроля за обращением с отходами. Это связано с тем, что законодательством предусмотрена разработка отдельной инструкции об организации производственного контроля в области охраны окружающей среды, которая включает в себя в т.ч. и контроль за обращением с отходами (постановление Минприроды РБ от 17.03.2004 № 4).

Все вопросы, касающиеся осуществления производственного контроля, были исключены и из других разделов Инструкции.

4. Из раздела "Образование отходов производства" исключено требование об описании порядка разработки паспорта опасности отхода, так как действующее законодательство не предусматривает разработку такого документа. Паспортизация отходов была отменена постановлением Госстандарта и Минприроды РБ от 31.01.2008 № 5/8.

5. Содержание раздела "Учет отходов производства" в постановлении № 45 было расширено. Теперь он должен содержать не только описание порядка ведения учета, но и следующую информацию:

– количество книг учета отходов;

– места ведения книг учета отходов;

– срок внесения записей в книги учета отходов;

– способы определения количества отходов (взвешивание или замер);

– дату внесения сведений в книгу общего учета.

Указание количества и мест ведения книг учета связано с тем, что первичный учет может осуществляться или в рамках структурной единицы организации, или по видам отходов.
Книга учета отходов и книга общего учета отходов должны вестись по формам учетной документации в области охраны окружающей среды ПОД-9 и ПОД-10, утвержденным постановлением Минприроды РБ от 02.06.2009 № 33.

6. В постановлении № 45 вопросы, касающиеся сбора и хранения отходов производства, выделены в отдельный раздел "Сбор и хранение отходов производства".

В описании системы сбора необходимо делать акцент на разделение отходов по видам, что является одним из основных требований Закона.

Разделение отходов на виды должно происходить в зависимости:

– от агрегатного состояния (твердые, жидкие);

– степени опасности (опасные, неопасные) и класса опасности опасных отходов (с I по IV класс опасности);

– возможности использования отходов в качестве вторичных материальных ресурсов (ст. 15 Закона).

Смешивание отходов разных видов возможно только в соответствии с техническими нормативными правовыми актами.

Наименования и виды отходов представлены в Классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, который утвержден постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85 (далее – Классификатор отходов).

Хранение отходов допускают только в санкционированных местах хранения отходов. При временном хранении в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, такие места указывают в инструкциях (ст. 25 Закона).

Таким образом, если место временного хранения не указано в Инструкции, то хранение отходов осуществляют с нарушением природоохранного законодательства. Это влечет за собой наложение штрафных санкций.

Здесь же необходимо указывать допустимое количество накопления отходов производства исходя из мощности объекта хранения отходов, места временного хранения отходов. Хранение отходов в пределах этого количества в указанных в инструкции местах является санкционированным хранением.

Превышение допустимого количества накопления отходов производства при временном хранении не допускается (ст. 25 Закона).

7. Требования по содержанию раздела "Использование и обезвреживание отходов производства" были дополнены необходимостью описания порядка передачи отходов производства на использование и (или) обезвреживание.

8. Раздел Инструкции "Размещение отходов", предусмотренный Правилами № 28, был разделен на 2 раздела.

Вопросы, отражающие порядок хранения отходов, были включены в раздел "Сбор и хранение отходов производства", описанные выше, а вопросызахоронения отходов выделены в отдельный раздел "Захоронение отходов производства".

Как и прежде, раздел должен содержать перечень отходов, которые подлежат захоронению.

Справочно: в соответствии с Законом под размещением понимают хранение и захоронение отходов.

9. Требования к содержанию раздела "Перевозка отходов производства" не изменились.

Инструкция, как и ранее, должна содержать 4 приложения

Требования к разработке приложений к Инструкции также изменились.

Наименования и коды образующихся отходов производства следует указывать согласно Классификатору отходов.

Классификатор отходов содержит информацию о степени опасности отходов и классе опасности опасных отходов (ст. 16 Закона). Если же в Классификаторе отходов такая информация отсутствует, то их установление должен обеспечить производитель (собственник) отходов производства. В этом случае в приложении "Образующиеся отходы производства" указывайте опасные свойства, необходимые для установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства таких отходов.

Установление степени опасности и класса опасности опасных отходов следует осуществлять в соответствии с Инструкцией, утвержденной постановлением Минприроды, Минздрава и МЧС РБ от 17.01.2008 № 3/13/2 (далее – постановление № 3/13/2).

Приложение "Образующиеся отходы производства" дополнено требованием указать:
 

– сведения о необходимости регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки) и сделок об отчуждении опасных отходов другому юридическому или физическому лицу, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами;

– цель такой передачи или отчуждения*;
__________________________
* Перечень опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему обращение с отходами, подлежат регистрации, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 23.10.2009 № 1391.

– перечень источников образования отходов производства*.
__________________________
* Под источником образования отходов производства понимается технологическое оборудование, технологический процесс, структурное подразделение (участок, цех и др.) и иной объект, в котором происходит образование отходов производства (согласно постановлению Минприроды РБ от 29.02.2008 № 17 "Об утверждении Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства").

В приложении "Карта-схема источников образования отходов производства" к Инструкции должны быть схематично указаны источники образования отходов производства.

В приложении "Карта-схема хранения отходов производства" должны быть указаны места временного хранения отходов. Юридическим лицам, осуществляющим эксплуатацию объектов хранения отходов, на карте-схеме следует указывать также и такие объекты.

Одним из важных приложений Инструкции является "Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения". Именно в этом приложении следует указывать допустимое количество накопления отходов производства, необходимое для перевозки транспортным средством на объекты хранения, захоронения, обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов (так называемая одна транспортная единица), которое является основанием для освобождения от уплаты экологического налога за хранение отходов (например, 3 т) (ст. 205 Особенной части НК РБ).
 
Вниманию читателей: ранее Правила № 28 также содержали требование по отражению максимального количества отходов, накапливаемых для хранения. Сейчас это количество указывают в разделе "Сбор и хранение отходов производства" как допустимое количество накопления отходов производства.

Обращаем внимание, что хранение отходов свыше одной транспортной единицы в местах временного хранения отходов в пределах допустимого количества накопления отходов производства является санкционированным, но у природопользователя возникает обязанность по уплате экологического налога за хранение отходов производства.
 
Расчет-обоснование количества отходов производства для временного хранения также должен содержать:

– обоснование расчета допустимого количества накопления отходов производства, необходимого для перевозки;

– периодичность вывоза отходов производства;

– обоснование установления такой периодичности.

Нарушение периодичности вывоза отходов производства не допускается (ст. 25 Закона).

Определены дополнительные требования по содержанию разделов Инструкции для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов по использованию отходов, объектов хранения, захоронения или обезвреживания отходов

Организации, которые осуществляют эксплуатацию объектов по использованию отходов и (или) объектов обезвреживания отходов, дополнительно указывают количество накопления отходов, предназначенных к использованию и (или) обезвреживанию, соответствующее технологическому регламенту таких объектов. Это количество отходов также не облагают экологическим налогом за хранение отходов производства.

Новые правила по разработке Инструкции также предъявляют ряд требований к содержанию разделов Инструкции для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов по использованию отходов, объектов хранения, захоронения или обезвреживания отходов (далее – объекты):

– краткая характеристика объектов;

– перечень отходов, которые могут использоваться, обезвреживаться, храниться или захораниваться на таких объектах в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;

– перечень отходов, принимаемых от сторонних организаций для хранения, использования, обезвреживания или захоронения.

Напоминаем, что в соответствии с Законом объекты, введенные в эксплуатацию, подлежат регистрации в реестре объектов по использованию отходов, реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов соответственно. Регистрацию следует осуществлять в порядке, установленном постановлением № 1104.

В Инструкцию нельзя вносить изменения и дополнения

Порядок внесения изменений и дополнений в Инструкцию законодательством об административных процедурах не предусмотрен. Таким образом, при необходимости внести какие-либо изменения и дополнения организации должны разработать, утвердить и согласовать новую Инструкцию.

Постановлением № 45 установлены:

– исчерпывающий перечень случаев, когда необходимо разработать новую Инструкцию;

– срок для разработки, утверждения и подачи на согласование новой Инструкции (один месяц).

Новую Инструкцию не надо разрабатывать при изменении степени и класса опасности опасных отходов производства, если эти изменения не влекут изменение порядка обращения с такими отходами производства, который определен в Инструкции.

Изменение степени и класса опасности отходов может наступить, если:

– организация провела процедуру по исследованию опасных свойств отходов согласно постановлению № 3/13/2 и получила соответствующее заключение о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства;

– вступила в силу новая редакция Классификатора отходов, дополненная новыми сведениями о степени и классе опасности отходов.

Если новые сведения о степени и классе опасности отходов не влияют на порядок обращения с отходами, который установлен в Инструкции (например, изменение условий хранения отходов как при временном хранении, так и на объекте хранения отходов; не возникает запрет на захоронение отходов при повышении класса опасности и др.), то организации могут пользоваться данными Классификатора отходов и соответствующих заключений о степени и классе опасности отходов производства.

Изменения, касающиеся степени и класса опасности отходов, должны быть внесены в новую Инструкцию, если ее разработка необходима в связи:

– с наступлением случаев, предусмотренных постановлением № 45;

– истечением срока действия Инструкции.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.