Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Подоходный налог, земельный налог и налог на недвижимость: сравнительный анализ изменений, произошедших в порядке уплаты этих налогов в 2011 году по сравнению с 2010 годом

Елизавета Данилова, экономист

В 2011 г. порядок зачисления, распределения и механизм возврата доходов республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов утверждены постановлением Минфина РБ от 17.12.2010 № 153 (далее – постановление № 153). В 2010 г. такой порядок регулировало постановление Минфина РБ от 29.03.2010 № 35 (далее – постановление № 35).
Рассмотрим изменения, произошедшие в порядке уплаты подоходного налога, налогов на недвижимость и землю в 2011 г. по сравнению с 2010 г.

 

Подоходный налог

 

В 2011 г. порядок уплаты подоходного налога не претерпел по сравнению с прошлым годом существенных изменений. Изменилось только определение подразделения организации (см. табл. 1).
 
Мнение эксперта (МНС). Последние 2 года из-за нечетких формулировок, содержащихся в указанных инструкциях Минфина, у организаций постоянно возникает вопрос: в какой бюджет необходимо перечислять подоходный налог?
Например, что такое, по мнению министерства, "любые территориально обособленные подразделения, по месту нахождения которых оборудованы стационарные рабочие места" и "стационарные рабочие места"? Этого не знают не только организации, но и налоговые инспекции.
В результате налоговые инспекции при наличии информации о структурных подразделениях организации на практике требуют от таких организаций уплатить подоходный налог:
– в бюджет по месту постановки на налоговый учет организации;
– в бюджет по месту нахождения структурных подразделений.
Мнение эксперта (Аппарат Совета Министров РБ). Вначале рассмотрим определения обособленного подразделения и просто подразделения.
Обособленным подразделением юридического лица РБ признается подразделение:
– которое имеет отдельный баланс;
– которому для совершения операций юридическое лицо открыло банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам этого подразделения.
Такое подразделение, как правило, состоит на налоговом учете, исчисляет суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняет налоговые обязательства этого юридического лица, если иное не установлено Налоговым кодексом либо Президентом РБ (п. 3 ст. 13 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
К подразделениям организации, не состоящим на налоговом учете, относят любые территориально обособленные от нее подразделения, по месту нахождения которых оборудованы стационарные рабочие места (п. 23 Инструкции № 153).
Как видим, статусы обособленного подразделения и подразделения различны. Однако при решении вопроса о том, в какой бюджет необходимо перечислять исчисленные и удержанные с доходов физических лиц, работающих в этих подразделениях, суммы подоходного налога, статус учитывать не стоит. То есть для плательщика не важно, состоит подразделение организации на налоговом учете или нет. В обоих случаях подоходный налог, удержанный с доходов физических лиц, должен быть перечислен в бюджет по месту нахождения такого подразделения.
А вот кто должен выполнить налоговое обязательство, рассмотрим на примерах.
Пример 1
Организация состоит на налоговом учете в г. Минске и занимается ремонтом мобильных телефонов.
Ситуация 1
Организация имеет обособленное подразделение в г. Витебске, которое состоит на налоговом учете.
В этой ситуации подоходный налог, удержанный с доходов физических лиц, надо уплатить:
– по работникам, работающим на головном предприятии в г. Минске:
в бюджет г. Минска (по месту постановки на налоговый учет организации, перечисляет головное предриятие);
– по работникам, работающим в обособленном подразделении г. Витебска:
в бюджет г. Витебска (по месту постановки на налоговый учет обособленного подразделения, перечисляет обособленное подразделение).
Ситуация 2
Витебское обособленное подразделение имеет в г. Новополоцке, Полоцке, Глубоком подразделения (пункты по приему заказов). Эти подразделения не состоят на налоговом учете. Зарплата по всем работникам начисляется в обособленном подразделении г. Витебска. Сотрудникам, работающим в подразделениях в районных центрах, ее переводят на карт-счета.
В этой ситуации подоходный налог, удержанный с доходов физических лиц, надо уплатить:
– по работникам, работающим в обособленном подразделении г. Витебска:
в бюджет г. Витебска (по месту постановки на налоговый учет обособленного подразделения).
То есть в этой ситуации действуют нормы п. 3 ст. 13 НК. Обособленное подразделение само начисляет заработную плату и как налоговый агент должно исчислять, удерживать с нее подоходный налог и перечислять его в бюджет по месту своей постановки на учет;
– по работникам, работающим в подразделениях Витебской области:
в бюджеты г. Новополоцка, Полоцка и Глубокое (по месту нахождения подразделений, перечисляет Витебское обособленное подразделение).
Ситуация 3
Организация (г. Минск) имеет в своем составе подразделения (пункты по приему заказов), расположенные в областных центрах республики. То есть эти подразделения не выделены на отдельный баланс и не имеют счета в банке, соответственно не состоят на учете в налоговых органах. Заработная плата по всем работникам начисляется в головном предприятии в г. Минске, а сотрудникам, работающим в областных центрах, переводится на карт-счета.
В этой ситуации подоходный налог надо уплатить:
– по работникам, работающим в головном предприятии в г. Минске:
в бюджет г. Минска (по месту постановки на налоговый учет организации, перечисляет головная организация);
– по работникам, работающим в подразделениях организации:
в бюджеты г. Витебска, Бреста, Гомеля, Могилева, Гродно (по месту нахождения подразделений, перечисляет головная организация).
Пример 2
Организация, состоящая на учете в ИМНС по Первомайскому р-ну г. Минска, имеет:
– подразделения в Московском и Октябрьском районах г. Минска (ателье и магазин);
– обособленное подразделение в г. Бресте.
В данном случае подоходный налог, удержанный с доходов физических лиц, надо уплатить:
– по работникам, работающим в головном предприятии, состоящим на налоговом учете в ИМНС по Первомайскому р-ну г. Минска:
в бюджет Первомайского р-на г. Минска (перечисляет головное предприятие);
– по работникам, работающим в подразделениях, размещенных в Московском и Октябрьском районах г. Минска:
в бюджеты по месту нахождения указанных подразделений (перечисляет головное предприятие);
– по работникам, работающим в обособленном подразделении г. Бреста:
в бюджет г. Бреста (по месту постановки на налоговый учет, перечисляет обособленное подразделение).
Земельный налог и налог на недвижимость
В 2011 г. по сравнению с прошлым годом радикальным образом изменился порядок уплаты в бюджет земельного налога (см. табл. 2) и налога на недвижимость (см. табл. 3).
Раньше эти налоги уплачивались в бюджет по месту нахождения объектов налогообложения и земельных участков. В 2011 г. плательщики уплачивают их в бюджет по месту своей постановки на учет. Распределение налогов между местными бюджетами будут производить финансовые органы по сведениям, полученным от налоговых инспекций.
Однако в 2011 г. сохранен ранее действовавший порядок:
– уплаты арендной платы за земельные участки;
– уплаты налога на недвижимость на незавершенное строительство.
Это значит, что организации, как и раньше, должны самостоятельно уплачивать арендную плату за землю и налог на недвижимость в местные бюджеты по месту расположения земельных участков и по месту расположения объектов незавершенного строительства.
 
 
 
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.