Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Общая часть Налогового кодекса: что изменилось в 2011 году

(Комментарий к отдельным нормам Закона РБ от 15.10.2010 № 174-З) (Окончание)

Михаил Щербаков, экономист
(Окончание. Начало см.: Гл. бухгалтер. – 2011. – № 5. – С. 64–68.)

Дополнены обязанности налогового агента

Обязанности налогового агента дополнены необходимостью выдачи плательщикам по их обращениям справки о доходах, исчисленных и удержанных налогах (подп. 3.2 п. 3 ст. 23 НК).
Например, сумма удержанного и перечисленного в бюджет налога на доходы иностранных организаций подтверждается справкой налогового органа по месту постановки на учет налогового агента.
До 1 января 2011 г. форма такой справки была определена постановлением МНС РБ от 31.12.2009 № 86* (приложение 4).
__________________________
* Постановление МНС РБ от 31.12.2009 № 86 "О некоторых вопросах взимания налогов на доходы и прибыль иностранных организаций, внесении изменений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28 ноября 2007 г. № 109 и о признании утратившими силу постановления и отдельных положений постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь".

На день публикации статьи новая форма справки отсутствовала.

Даны характеристики идентичных и однородных товаров (работ, услуг)

С 1 января 2011 г. изменено название аналогичных (идентичных) товаров на идентичные и значительно расширены их характеристики.

Теперь идентичными товарами признают товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки, если иное не установлено для определения таможенной стоимости товаров таможенным законодательством, в т.ч. международными договорами РБ, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза. При определении критериев идентичных товаров дополнительно будут рассматриваться товарный знак, а также функциональное назначение товаров (п. 2 ст. 29 НК).

НК введено новое понятие – однородные товары. Таковыми признают товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При этом иное может быть установлено для определения таможенной стоимости товаров таможенным законодательством, в т.ч. международными договорами РБ, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза (п. 2 ст. 29 НК).

Идентичные работы (услуги) – это работы (услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

Однородными работами (услугами) считают работы (услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми, если иное не установлено для определения таможенной стоимости товаров таможенным законодательством, в т.ч. международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза. При определении однородности товаров учитывают, в частности, их качество, товарный знак, репутацию на рынке, страну происхождения (п. 3 ст. 30 НК).

В таможенном законодательстве, в частности, существуют методы определения таможенной стоимости товара по цене сделки с идентичным и однородным товаром (ст. 15, 16 Закона РБ от 03.02.1993 № 2151-XII "О Таможенном тарифе").

Понятие "идентичные товары (работы, услуги)" используют при определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц при получении доходов в натуральной форме (ст. 157 НК).

Новое в исполнении налоговых обязательств реорганизованной организации

Ранее налоговое обязательство реорганизованной организации исполнялось правопреемником (правопреемниками) этой организации не позднее одного месяца со дня его (их) государственной регистрации.

Теперь налоговое обязательство может быть исполнено и с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) организации в связи с реорганизацией (п. 5 ст. 39 НК).

Определен порядок зачета излишне уплаченных реорганизованной организацией либо взысканных до ее реорганизации сумм налога, сбора (пошлины), пеней. Эти суммы подлежат зачету в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) такой организации налоговых обязательств, уплаты пеней реорганизованной организации или возврату правопреемнику (правопреемникам) реорганизованной организации (при отсутствии неисполненных налоговых обязательств, неуплаченных пеней у реорганизованной организации и ее правопреемника (правопреемников)).

Зачет и (или) возврат излишне уплаченных сумм налогов, сборов (пошлин) производят в порядке, предусмотренном ст. 60 НК, с учетом особенностей, определенных ст. 39 НК (п. 5-1 ст. 39 НК).

При наличии нескольких правопреемников суммы налога, сбора (пошлины), пеней, излишне уплаченные реорганизованной организацией либо излишне взысканные до ее реорганизации, подлежащие зачету и (или) возврату ее правопреемнику (правопреемникам), определяют в соответствии с долей каждого правопреемника. Доли правопреемников определяют согласно разделительному балансу или передаточному акту (п. 5-2 ст. 39 НК).
 
От редакции:

Нормы ст. 39 НК в основном направлены на порядок исполнения правопреемником налогового обязательства и его особенности.

Так, правопреемник реорганизованной организации обязан исполнить налоговое обязательство, уплату пеней такой организации. Причем независимо от того, были ему известны или нет до завершения реорганизации факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства, неуплаты (неполной уплаты) пеней реорганизованной организацией.

Правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении налогового обязательства пользуется всеми правами плательщика и исполняет все обязанности, предусмотренные НК для плательщика налогов, сборов (пошлин).

При наличии нескольких правопреемников долю участия каждого в исполнении налогового обязательства, в уплате пеней реорганизованной организации определяют в соответствии с разделительным балансом или передаточным актом.

Если разделительный баланс или передаточный акт не позволяют определить долю правопреемника реорганизованной организации либо исключают возможность исполнения в полном объеме налогового обязательства, уплаты пеней каким-либо из правопреемников, вновь возникшие организации несут солидарную ответственность по исполнению налогового обязательства, уплате пеней реорганизованной организации.

Налоговое обязательство реорганизованной организации исполняется и причитающиеся к уплате ею пени уплачиваются правопреемником (правопреемниками) этой организации не позднее одного месяца со дня его (их) государственной регистрации или внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) организации в связи с реорганизацией.

Если же реорганизация произошла в форме присоединения, то указанные обязательства исполняют не позднее одного месяца со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Возврат наследникам сумм, излишне уплаченных умершими, объявленными умершими, безвестно отсутствующими физическими лицами

Порядок исполнения налогового обязательства умершего, объявленного умершим, безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица (далее – физические лица) был предусмотрен ст. 40 НК. Однако не был установлен порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных этими лицами налогов, сборов (пошлин), пеней.

Сейчас этот пробел восполнен. С 1 января 2011 г. при отсутствии у физических лиц задолженности по исполнению налогового обязательства суммы излишне уплаченных этими лицами или излишне взысканных налогов, сборов (пошлин), пеней подлежат возврату наследникам в порядке, установленном ст. 60 и 61 НК (п. 4 ст. 40 НК).

Для этого наследники должны обратиться с письменным заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных физическими лицами налогов, сборов (пошлин), пеней в налоговый орган по месту своей постановки на учет, но не позднее 3 лет со дня уплаты этих сумм.
 
От редакции:

Возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени производят:

1) налоговый орган по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица) (если иное не установлено НК и (или) иными законодательными актами).

Возврат излишне удержанных налоговыми агентами сумм подоходного налога с физических лиц наряду с налоговыми органами вправе производить и налоговые агенты (в случаях и порядке, установленных налоговым законодательством);

2) в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате без начисления процентов на эту сумму.

При нарушении указанного срока сумма излишне уплаченного налога, сбора (пошлины), пени возвращается плательщику (иному обязанному лицу) с начисленными на нее процентами за каждый день нарушения срока возврата по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка РБ, действовавшей в день направления платежного поручения банку на возврат плательщику (иному обязанному лицу) этой суммы.

Проценты на такую сумму начисляют со дня, следующего за днем истечения срока возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени, по день направления платежного поручения банку на возврат плательщику (иному обязанному лицу) этой суммы.

Возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени производят в той валюте, в которой НК предусмотрена уплата этих налога, сбора (пошлины), пени, а начисленных процентов – в белорусских рублях.

Правила, предусмотренные ст. 60 НК, применяются при зачете или возврате излишне уплаченной суммы таможенных платежей, пеней с учетом особенностей, установленных таможенным законодательством.

Возврат излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пени налоговый орган производит:

1) не позднее 10 дней со дня установления этим же налоговым органом данного факта.

Излишне взысканную в результате незаконных решений налоговых органов, неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц сумму налога, сбора (пошлины), пени возвращают плательщику (иному обязанному лицу) с начисленными на нее процентами за каждый день взыскания по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка РБ, действовавшей в день направления платежного поручения банку на возврат плательщику (иному обязанному лицу) этой суммы.

Проценты на указанную сумму начисляют со дня, следующего за днем взыскания, по день направления платежного поручения банку на возврат плательщику (иному обязанному лицу) этой суммы;

2) в течение одного месяца со дня подачи плательщиком (иным обязанным лицом) заявления о возврате.

Возврат излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пени производят в той валюте, в которой законодательными актами предусмотрена уплата этих налога, сбора (пошлины), пени, а начисленных процентов – в белорусских рублях.

Правила, предусмотренные ст. 61 НК, применяют при возврате излишне взысканной суммы таможенных платежей, пеней с учетом особенностей, установленных таможенным законодательством (п. 7 ст. 61 НК).
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.