Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Добросовестные плательщи­ки налога на недвижимость стали в очеред­ной раз заложниками законодательства?

Михаил Щербаков, экономист

Cовершенствование налогового законодательства не прервано с наступлением очередного налогового периода. Нередко акты законодательства вступают в силу задним числом и не предусматривают освобождения плательщиков от применения к ним мер ответственности и пени. Рассмотрим одну из таких ситуаций.

Очередные изменения внесены в порядок уплаты налога на недвижимость и земельного налога
С 1 января 2011 г. местные Советы депутатов имеют право отдельным категориям плательщиков увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза ставки налога на недвижимость и земельного налога (ст. 188 и 201-1 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
Исчисление и уплату налога на недвижимость и земельного налога по ставкам, увеличенным (уменьшенным) на основании решений местных Советов депутатов, налогоплательщики должны производить с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором соответствующее решение вступило в силу. Данная норма введена с 1 января 2011 г. (п. 6 ст. 202 НК).
Указанный порядок в январе т.г. был изменен, и исчисление и уплату земельного налога и налога на недвижимость по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, принятыми до 1 февраля 2011 г., следует производить с 1 января 2011 г. (подп. 1.3 п. 1 Указа Президента РБ от 21.01.2011 № 29 "О некоторых вопросах налогообложения" (далее – Указ № 29)).
Законопослушные налогоплательщики не доплатили налог на недвижимость
В неудобном положении оказались законопослушные плательщики налога на недвижимость в г. Минске, которые применили повышающие коэффициенты к ставке налога с 1 февраля 2011 г. (п. 4 решения Мингорсовета от 24.11.2010 № 62 "Об установлении коэффициентов к ставкам земельного налога и налога нанедвижимость") и сдали налоговые декларации, как и положено, – в срок до 20 января 2011 г.
В таком же положении оказались и другие плательщики, которые применили повышающие коэффициенты к ставке налога на недвижимость согласно решениям местных Советов депутатов, как и в г. Минске, с 1 февраля, а не с 1 января 2011 г.
Проблема состоит в том, что Указ № 29 увидел свет только 24 января 2011 г. в эталонном банке данных (www.pravo.by), а официально опубликован лишь 27 января 2010 г., т.е. после сдачи налоговых деклараций.
Разъяснение норм Указа № 29, подготовленное Минфином и МНС РБ, размещено на сайте www.nalog.by 27 января 2011 г. (письмо МНС РБ от 27.01.2011 № 2-2-23/133). В этом письме указано, что организации, представившие налоговые декларации по сроку 20 января 2011 г. без учета положений подп. 1.3 п. 1 Указа № 29, вправе представить уточненные налоговые декларации (расчеты) с внесенными изменениями и дополнениями и при необходимости доплатить суммы налога на недвижимость по сроку не позднее 22 апреля 2011 г. без применения мер ответственности и пени.
"Заплати налоги и спи спокойно" – это не про нас
Отдельные плательщики, серьезно занимающиеся мониторингом вопросов налогообложения, располагали информацией о готовящемся указе и могли принять решение о применении повышенных ставок налога на недвижимость, чтобы избежать в дальнейшем возможного перерасчета налогов. Но это немногие плательщики.
На повестку дня встает вопрос о необходимости принятия законодательного акта – указа или декрета Президента РБ, в котором бы содержалась норма о неприменении к плательщикам уплаты пени в случае, когда приходится пересчитывать налоги "задним" числом.
Причем внесение изменений в НК не решит данной проблемы, ведь, как известно, указы и декреты Президента РБ выше по иерархии, чем законы (кодексы). А пока плательщикам приходится держать нос по ветру и ломать голову над тем, как не пропустить очередных изменений, чтобы не платить незаслуженные пени.
 

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.