Печать
В закладки
Сохранить
Наверх
Вниз

Регистрация и ликвидация организаций: с 1 сентября действуют новые правила

(Комментарий к Декрету Президента РБ от 27.06.2011 № 5)

Ольга Величко, юрист

Декрет Президента РБ от 27.06.2011 № 5-* (далее – Декрет № 5) внес изменения и дополнения в Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования". В частности, им введены дополнительные права и обязанности как для организаций, так и для государственных органов, в т.ч. контролирующих. В комментарии рассмотрены изменения законодательства о государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования.
__________________________
* Гл. бухгалтер. – 2011. – № 27. – С. 10–23.

 

РЕГИСТРАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Декретом № 5 предусмотрена возможность электронной регистрации юридических лиц
С 1 сентября организации могут представлять документы в регистрирующий орган:
– путем личного обращения;
– посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР), владельцем которого является Минюст РБ, – в случаях и в порядке, определяемых постановлением Совета Министров РБ от 31.08.2011 № 1164 "О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь" (далее – постановление № 1164).
Постановление № 1164 предусматривает, что электронная государственная регистрация субъектов хозяйствования, а также использование веб-портала ЕГР для представления электронных документов о согласовании наименования организации, уведомлений об изменении местонахождения организации, назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) в виде электронных документов будут осуществляться в 3 этапа.
Первый этап предусматривает введение в г. Минске электронной государственной регистрации только унитарных предприятий (за исключением страховых организаций, страховых брокеров, банков, а также случаев создания унитарных предприятий и указанных организаций в результате их реорганизации), а также изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы унитарных предприятий, и индивидуальных предпринимателей и использование веб-портала для представления электронных документов о согласовании наименования организации, уведомлений об изменении местонахождения организации, назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) в виде электронных документов.
На втором этапе будет введена электронная государственная регистрация вышеназванных организаций на всей территории республики.
Третий этап предусматривает электронную государственную регистрацию всех иных субъектов хозяйствования.
Справочно: 1-й этап введен со дня вступления в силу постановления № 1164, т.е. с 1 сентября 2011 г.
Решения о введении 2-го и 3-го этапов будут приняты Минюстом в форме постановлений, причем срок их принятия должен быть не позднее чем за 2 месяца до даты начала соответствующего этапа.
Порядок представления юридическими и физическими лицами электронных документов для государственной регистрации субъектов хозяйствования и их рассмотрения регистрирующим органом определен в инструкции, утвержденной постановлением № 1164.
Устранен пробел в отношении документов, подаваемых для государственной регистрации субъектов хозяйствования, создаваемых в результате реорганизации
Расширен перечень документов, подаваемых в регистрирующий орган. С 1 сентября в дополнение к ранее установленному перечню надо представлять:
– для государственной регистрации организаций, создаваемых в результате реорганизации в формах слияния либо разделения, – оригинал свидетельства о государственной регистрации реорганизуемой организации;
– для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы организаций в связи с реорганизацией в формах преобразования и присоединения, – оригинал свидетельства о государственной регистрации в случае изменения наименования организации; оригинал свидетельства о государственной регистрации присоединенной организации в случае реорганизации организации в форме присоединения; оригинал свидетельства о государственной регистрации в случае реорганизации организации в форме преобразования.
С 1 сентября предусмотрены дополнительные негативные последствия за нарушенияв области государственной регистрации субъектов хозяйствования
Декрет № 5 уточнил, что недействительной может быть признана государственная регистрация:
– юридического лица, созданного в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния;
– изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в т.ч. в связи с реорганизацией в форме преобразования и присоединения.
Государственная регистрация созданного юридического лица (в т.ч. созданного в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния) признается недействительной по решению хозяйственного суда по искам органов КГК, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговых и иных уполномоченных органов. Одновременно с требованием о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной и взыскании полученных субъектом хозяйствования доходов в местный бюджет заявляется также иск о ликвидации субъекта хозяйствования. При обнаружении оснований для признания недействительной государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридических лиц (в т.ч. в связи с реорганизацией в форме преобразования и присоединения), указанные органы обращаются в хозяйственный суд с иском о признании недействительной данной государственной регистрации.
В заявлении о государственной регистрации надо указать о проведении плановой провеки
При создании организации или внесении изменений (дополнений) в учредительные документы у заявителей с 1 сентября появилась новая обязанность. Они должны в заявлении о государственной регистрации подтверждать, что на дату государственной регистрации проведена (завершена) плановая проверка в отношении:
– юридического лица, создаваемого в результате реорганизации юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;
– изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, в связи с его реорганизацией в форме выделения, преобразования;
– изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица в случае присоединения к нему юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;
соответствующего юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности.
Указание и подтверждение таких сведений в заявлении о государственной регистрации направлено на пресечение схемы использования механизма реорганизации организации в целях избежания плановых проверок юридических лиц. Напоминаем, что ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации, несут собственники имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации).
Декрет № 5 установил дополнительные случаи информирования регистрирующего органа
Организациям дополнительно к имеющимся обязанностям вменены новые. Так, организация должна:
– в случае изменения наименования внести в 2-месячный срок в свой устав изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации.
За невнесение изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица и (или) непредставление учредительных документов для государственной регистрации в случаях и в сроки, установленные законодательством, предусмотрена административная ответственность – штраф в размере до 50 базовых величин (ч. 1 ст. 23.64 Кодекса РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП)).
Субъектами данного правонарушения являются руководитель юридического лица, учредитель, участник, собственник имущества юридического лица, а также другие лица, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия. Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях по ст. 23.64 КоАП имеют право должностные лица налоговых органов и органов КГК;
– в случае назначения (замены) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) представить в течение 10 рабочих дней со дня такого назначения (замены) в регистрирующий орган по месту нахождения организации уведомление о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации).
Неуведомление регистрирующего органа о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) в течение 10 рабочих дней со дня такого назначения (замены) является административным правонарушением, влекущим административную ответственность в размере от 4 до 20 базовых величин (ст. 23.16 КоАП). Административной ответственности подлежит не юридическое лицо, а должностное лицо юридического лица (руководитель или иное уполномоченное лицо).
Форма уведомления о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) установлена постановлением Минюста РБ от 11.08.2011 № 185 "О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 8".
Организациям предоставлено право представлять в регистрирующий орган в электронном виде посредством веб-портала ЕГР уведомление:
– об изменении местонахождения коммерческой (некоммерческой) организации;
– о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации).
Порядок такого представления определен Инструкцией о порядке представления юридическими и физическими лицами электронных документов для государственной регистрации субъектов хозяйствования и их рассмотрения регистрирующим органом, утвержденной постановлением № 1164.
Важно! Юридические лица, в которых руководитель (иное лицо, уполномоченное учредительными документами действовать от имени организации) назначен (сменен) с 1 февраля 2009 г. до 1 сентября 2011 г., обязаны до 1 января 2012 г. уведомить регистрирующий орган обо всех назначениях (заменах) за этот период.
Расширился перечень оснований обжалования решений регистрирующего органа
С 1 сентября предметом обжалования может выступать также и осуществление регистрирующим органом государственной регистрации (ранее действующей редакцией Декрета № 1 было предусмотрено право только на обжалование в случае неосуществления государственной регистрации).
Кроме того, уточнен перечень лиц, которые вправе обжаловать в хозяйственном суде осуществление либо неосуществление государственной регистрации субъектов хозяйствования (изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридических лиц). К ним отнесены в т.ч. лица, чьи права и законные интересы нарушены в результате осуществления (неосуществления) государственной регистрации.
ЛИКВИДАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Взаимодействие органов в процедуре ликвидации юридического лица
Усовершенствован механизм взаимодействия регистрирующего органа* с отдельными государственными органами при осуществлении процедуры ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица, уполномоченного на то уставом.
____________________________________
 *Налоговые, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (далее – Фонд), Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах" (его обособленные подразделения).
При получении от юридического лица требуемых документов регистрирующий орган направляет уведомление государственным органам о начале процедуры ликвидации юридического лица.
В течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления государственные органы должны представить в регистрирующий орган:
справки о наличии (отсутствии) у юридического лица задолженности перед бюджетом, Фондом, обязательств, не прекращенных перед таможенными органами, задолженности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – справка);
– либо информацию о невозможности представления соответствующих справок (далее –информация). Представление информации предусмотрено в случае невозможности представления справок ввиду:
непредъявления юридическим лицом документов, необходимых для проведения проверки при его ликвидации;
отказа от восстановления юридическим лицом документов, необходимых для проведения проверки при его ликвидации;
восстановления юридическим лицом документов, необходимых для проведения проверки при его ликвидации, с последующим проведением такой проверки.
Направление государственным органом в регистрирующий орган информации не освобождает государственный орган от обязанности представить в регистрирующий орган справку. Срок для представления справки не может превышать 6 месяцев со дня получения уведомления. В течение указанного срока государственный орган принимает меры по проведению проверки юридического лица на предмет установления наличия (отсутствия) у юридического лица задолженности.
Исключение юридического лица из ЕГР
Регистрирующий орган вносит запись в ЕГР об исключении из него юридического лица при наличии в совокупности следующих условий:
– представлены необходимые для ликвидации документы;
– государственными органами не представлены справки либо информация в течение 35 рабочих дней либо представлены справки об отсутствии задолженности;
– архивом представлены сведения о сдаче на хранение документов, в т.ч. по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда работников юридического лица.
Юридическое лицо не может быть исключено из ЕГР:
1) в случае представления в регистрирующий орган информации – в течение 6 месяцев со дня получения уведомления.
Если по истечении этого срока в регистрирующий орган не представлены справки, этот орган принимает решение о внесении записи в ЕГР об исключении из него юридического лица;
2) если в течение 35 рабочих дней с момента направления регистрирующим органом уведомления в регистрирующий орган поступила письменная информация от правоохранительных и иных органов* о выявленных фактах совершения правонарушений юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, о фактах совершения правонарушений его должностными лицами, собственником имущества (учредителями, участниками), непосредственно связанных с деятельностью юридического лица, об имеющейся задолженности перед бюджетом, не выявленной в ходе ликвидации.
_____________________
* Органы КГК, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности и иные уполномоченные органы в пределах компетенции.
В этом случае юридическое лицо исключается из ЕГР при получении регистрирующим органом информации от указанных правоохранительных и иных органов о принятых решениях по выявленным фактам совершения правонарушений юридическим лицом, его должностными лицами, собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица (исполнении наложенных в связи с этими решениями взысканий) и (или) представлении юридическим лицом в регистрирующий орган документов, подтверждающих погашение задолженности.
Важно! Сведения о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления требований его кредиторами будут публиковаться не в газете "Рэспублiка", а в приложении к журналу "Юстиция Беларуси", а также размещаться на сайте Минюста.

От редакции:
С примерным алгоритмом ликвидации юридического лица можно ознакомиться в материале О. Шинкевич "Собственник принял решение о ликвидации организации" (см.: Гл. бухгалтер. – 2011. – № 35. – С. 81–85).

 

Уважаемый коллега!

Данный нормативный документ
доступен подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"
на сайте etalonline.by

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

Уважаемый коллега!

Полноценное использование
нормативно-правовой базы
"Эталон Онлайн"
доступно подписчикам комплекта
"Эталон Главный Бухгалтер"

У меня уже есть подписка!

Подпишитесь на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"
и получите доступ
ко всем материалам GB.BY
и etalonline.by

Подписаться на комплект
"ЭТАЛОН Главный Бухгалтер"

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.