AA

Закупки аудиторских услуг за счет собственных средств организаций

В октябре 2019 г. вступила в силу новая редакция Закона № 56-З [2], которая определила для некоторых организаций основные требования к порядку осуществления закупок аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности (далее – закупки услуг по обязательному аудиту) (п. 4 ст. 22 Закона № 56-З). Во исполнение данной нормы было принято постановление № 936, которым определен порядок осуществления таких закупок, и внесены соответствующие изменения в постановление № 229 [3].

Справочно: перечень организаций, в которых ежегодно проводится обязательный аудит годовой индивидуальной и консолидированной (в случае ее составления) бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, определен п. 3. ст. 22 Закона № 56-З.

 

Кому обязательны к руководству нормы постановления № 936?

В постановлении № 936 содержится перечень организаций, обязанных руководствоваться его нормами. К таким организациям относятся:

– республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности;

– хозяйственные общества, более 25 % акций (долей) в уставных фондах которых принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности (за исключением банков, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», небанковских кредитно-финансовых организаций).

 

Какие процедуры применяются для закупки аудиторских услуг?

Закупки услуг по обязательному аудиту за счет собственных средств вышеперечисленными организациями осуществляются в соответствии с постановлением № 229 с учетом требований, установленных в подп. 1.2–1.6 п. 1 постановления № 936.

Так, эти закупки во всех случаях осуществляются с применением конкурсов независимо от их стоимости (подп. 1.2 п. 1 постановления № 936). При этом в случае признания конкурса несостоявшимся организация вправе применить процедуру закупки из одного источника.

Важно! Применение иных процедур закупок для приобретения услуг по обязательному аудиту не допускается.

 

Требования к участникам закупок (аудиторам, аудиторским организациям), которые заказчик обязан установить в документации о закупке

К таким требованиям относятся (подп. 1.3 п. 1 постановления № 936):

1) наличие сведений об участниках в реестре аудиторов, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций;

2) представление участниками информации, подтверждающей соблюдение ими принципа независимости.

Кроме того, постановлением № 936  определен перечень требований, которые запрещено предъявлять к участникам таких закупок (подп. 1.4 п. 1 постановления № 936). Так, не допускается установление требований в отношении:

– обязательного наличия в штате участников определенной численности аудиторов;

– минимальной страховой суммы по договору страхования гражданской ответственности аудиторской организации, аудитора, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

Важно! При этом участник-победитель должен обеспечить наличие договора страхования, заключенного на сумму и условиях, определенных организацией (в случае установления организацией такого требования в документации о закупке);

– обязательного наличия в штате участников работников, имеющих специальную подготовку в области Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений (далее – МСФО);

– членства (иного участия) участника в объединениях аудиторских организаций, являющихся членами Форума компаний Международной федерации бухгалтеров, либо в иных международных объединениях аудиторских организаций (далее – международные сети аудиторских организаций);

– минимальной позиции участников в рейтинге международных сетей аудиторских организаций.

Однако из последних трех запретов есть исключения. Они не применяются в случаях, когда:

• осуществляются закупки за счет собственных средств аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО;

• в рамках одной процедуры одновременно осуществляется закупка за счет собственных средств аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО;

• такие требования являются требованиями внешних пользователей отчетности. В данном случае такие требования должны быть подтверждены документами, подписанными уполномоченным лицом внешнего пользователя отчетности, либо иными документами, представленными на бумажном носителе или в электронном виде, в случае возможности достоверно установить, что они исходят от внешнего пользователя отчетности, либо наличием соответствующей информации на официальных сайтах внешних пользователей отчетности.

Справочно: для целей постановления № 936 под внешними пользователями отчетности понимаются инвесторы, кредиторы, государственные органы, зарубежные контрагенты и международные финансовые организации.

 

Как оценивать и сравнивать поступившие предложения от участников закупки

При оценке предложений обязательно должен применяться критерий «цена предложения», а также не менее трех нестоимостных критериев оценки и сравнения предложений участников (далее – нестоимостные критерии). При формировании нестоимостных критериев могут учитываться (подп. 1.5 п. 1 постановления № 936):

– наличие у участников (либо у их работников) опыта проведения аудита отчетности в сфере деятельности заказчика либо у организаций, сопоставимых по объему деятельности с заказчиком (в случае их наличия);

– соответствие организации внутренней оценки качества работы аудиторов, осуществляемой участниками, требованиям национальных правил аудиторской деятельности и международных стандартов аудиторской деятельности;

– результаты (при наличии) проведенной Минфином Республики Беларусь проверки соблюдения законодательства об аудиторской деятельности и (или) осуществленной Аудиторской палатой внешней оценки качества работы участников;

– иная информация для формирования нестоимостных критериев.

Оценка и сравнение предложений участников должны проводиться в соответствии с критерием «цена предложения» и нестоимостными критериями в зависимости от их удельного веса, установленного в документации о закупке. При этом удельный вес критерия «цена предложения» должен составлять не менее 40, но не более 50 %. Удельный вес каждого из нестоимостных критериев не должен превышать 20 %.

Важно! Сравнение предложений участников по критерию «цена предложения» производится без учета включенного в цену предложения НДС в случае, если в соответствии с законодательством заказчик вправе принять данный налог к вычету (часть третья подп. 1.6 п. 1 постановления № 936).

Вышеуказанные нормы, регулирующие порядок закупок аудиторских услуг, применяются в отношении закупок за счет собственных средств таких услуг по проведению обязательного аудита отчетности начиная с отчетности за 2020 г. (подп. 1.7 п. 1 постановления № 936). Кроме того, организации вправе руководствоваться указанными требованиями и при проведении процедур закупки за счет собственных средств других аудиторских услуг.

 

Можно ли снизить цену, которую изначально предлагал участник?

Постановление № 936 позволяет по решению организации провести переговоры по снижению цены, в ходе которых участники могут уменьшить заявленную ими стоимость услуг, но не более чем на 20 % от первоначальной цены предложения. Есть и еще одно ограничение: вести переговоры по снижению цены можно только с теми участниками, которые получили равную максимальную оценку по нестоимостным критериям.

 

Что поменять в локальных правовых актах (ЛПА) организации

В связи с принятием постановления № 936 Советом Министров были внесены некоторые изменения в постановление № 229.

Так, в часть вторую подп. 2.1 п. 2 постановления № 229 были внесены изменения, обязывающие организации определять в своем ЛПА «Порядок осуществления закупок за счет собственных средств» положения, связанные с осуществлением организацией закупок, в т.ч. с учетом требований, установленных законодательными актами или Советом Министров Республики Беларусь в отношении осуществления закупок за счет собственных средств отдельных видов товаров (работ, услуг).

Соответственно организациям, осуществляющим закупки услуг по обязательному аудиту, необходимо внести соответствующие изменения в свои ЛПА, регулирующие порядок проведения закупок за счет собственных средств.

С учетом норм подп. 1.2 п. 1 постановления № 936 о том, что такие закупки осуществляются с применением конкурсов независимо от их стоимости, также были внесены изменения в п. 9 приложения 1 к постановлению № 229.

По общему правилу указанный пункт исключает применение норм постановления № 229 при закупке товаров (работ, услуг) на сумму до 1 000 базовых величин по одной сделке на дату принятия организацией решения о проведении закупки. Однако в соответствии с новой редакцией эта норма не распространяется на закупки аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.

Документы к статье

[1] постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2019 № 936 «О вопросах закупок товаров (работ, услуг), аттестации и подтверждения квалификации аудиторов» (далее – постановление № 936)

[2] Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 56-З)

[3] постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229)

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup