AA

Изменилось законодательство об отходах производства. Что делать организациям с ранее разработанными и утвержденными документами по обращению с отходами?

С 9 декабря 2019 г. вступили в силу ОКРБ 021-2019 [1], Закон № 186-З [2] и множество иных нормативных правовых актов (далее – НПА), регулирующих вопросы обращения отходов.

Установлены ли этими документами положения, которые регулировали бы переход от ранее действовавших документов к новым? Какие действия организациям необходимо предпринять в связи с таким изменением законодательства об отходах?

Давайте разберемся с этими вопросами.

Переходные положения от старых документов к новым отсутствуют

С 9 декабря 2019 г. положения ОКРБ 021-2019 действуют в полном объеме. Они применяются:

– при проведении инвентаризации отходов производства;

– разработке инструкций по обращению с отходами производства;

– выдаче разрешений на хранение и захоронение отходов производства;

– ведении учета отходов;

– составлении государственной статистической отчетности в области обращения с отходами;

– в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Справочно:
с 9 декабря 2019 г. Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Минприроды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85, утратил силу.

Организации, осуществляющие обращение с отходами производства, должны самостоятельно принять решение относительно того, нужно ли им корректировать документацию по обращению с отходами |*|.

* Обязанности торговых организаций по обращению с отходами, возникшие с 09.12.2019

Напомним, что основными документами об обращении с отходами являются:

1) инструкция по обращению с отходами производства;

2) акт инвентаризации отходов производства;

3) нормативы образования отходов производства;

4) разрешение на хранение и захоронение отходов производства;

5) книги учета отходов;

6) госстатотчетность 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства»;

7) специальное разрешение (лицензия).

Так как переходные положения от старого классификатора к новому отсутствуют, организациям необходимо руководствоваться основаниями внесения изменений, дополнений или получения новых документов согласно НПА для каждого документа отдельно:

– проведение инвентаризации отходов производства – согласно Инструкции № 17 [3];

– разработка инструкций по обращению с отходами производства – согласно Инструкции № 45 [4] |*|;

* Особенности разработки инструкции по обращению с отходами производства при наличии обособленных подразделений

– выдача разрешений на хранение и захоронение отходов производства – согласно Положению о разрешениях № 818 [5].

Справочно: кроме Положения о разрешениях № 818 постановление № 818 также утвердило:

• Положение о порядке регистрации сделок о передаче опасных отходов на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами;

• Положение о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства;

• Положение о порядке согласования схем обращения с отходами, образующимися на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

 Положение об объектах обращения с отходами № 818 [6];

• Положение о порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов производства.

Ранее вышеназванные положения содержались в двух постановлениях Совета Министров Республики Беларусь: от 23.07.2010 № 1104 и от 17.01.2008 № 61. Они утратили силу с 9 декабря 2019 г.;

– заполнение формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» – согласно постановлению Белстата № 103 [7] |*|, в редакции постановления Белстата № 116 [8];

* Комментарий к отдельным нормам постановления Белстата № 103

– выдача лицензий на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, – согласно Указу № 450 [9].

Например, изменение перечня отходов производства, с которыми осуществляет обращение организация, – один из случаев, указанных в п. 21 Инструкции № 45, когда необходимо разрабатывать новую инструкцию об обращении с отходами и подавать ее на согласование.

Таким образом, нужно разработать новую инструкцию, если отход, указанный в ныне действующей инструкции организации:

1) отсутствует по наименованию и коду в ОКРБ 021-2019;

2) надо перекодировать по правилам идентификации отходов согласно ОКРБ 021-2019.

Отметим, что разрешения на хранение и захоронение отходов производства, выданные до 9 декабря 2019 г., действительны до истечения срока действия (п. 4 постановления № 818). Поэтому изменения наименований отходов без изменения кодов отходов не требуют внесения изменений в разрешения. В то же время случаи, связанные с изменением кодировки отходов, являются самостоятельным основанием для корректировки действующих разрешений.

Например, отходы с кодом 5820602 (по старому классификатору), как правило, направляются на захоронение. В ОКРБ 021-2019 данному коду соответствует код 5820601 «Обтирочный материал, загрязненный маслами». Субъектам, у которых в разрешении на захоронение указан отход с кодом 5820602 (по старому классификатору), необходимо его перекодировать по коду 5820601 и в установленном порядке внести изменения в действующие разрешения на хранение и захоронение отходов производства.

Справочно: внесение изменений в разрешение на хранение и захоронение отходов производства – это административная процедура согласно п. 6.24 перечня административных процедур, совершаемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (в редакции постановления № 818).

Отметим, что с 9 декабря 2019 г. не требуется получать разрешение в т.ч. на захоронение отходов производства, которые образуются при уничтожении:

– товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения;

– имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства;

– орудий рыболовства и продукции рыболовства в случаях, установленных Правилами № 580 [10] (п. 3 Положения о разрешениях № 818).

 

Подведем итоги

Организациям, осуществляющим обращение с отходами производства, необходимо правильно идентифицировать отходы согласно ОКРБ 021-2019 и при необходимости (с учетом вышеуказанных пояснений):

– провести досрочную инвентаризацию отходов;

– разработать новую инструкцию по обращению с отходами производства;

– внести изменения в действующие разрешения на хранение и захоронение отходов |*| производства;

* Шесть актуальных вопросов по проведению инвентаризации

– внести иные изменения в свои документы об обращении с отходами.

Для лиц, эксплуатирующих объекты по использованию, обезвреживанию отходов, отдельно нужно внести изменения в соответствующие реестры объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания отходов.

Справочно: Положением об объектах обращения с отходами № 818, в частности, определены:

– срок, в течение которого надо подавать заявление о включении названных объектов в реестры. Это 60 календарных дней со дня ввода таких объектов в эксплуатацию (часть вторая п. 3 Положения об объектах обращения с отходами № 818);

– новые основания для исключения названных объектов из соответствующих реестров. Исключение объекта обусловлено:

1) изменениями в законодательстве;

2) поступлением информации об отсутствии, прекращении действия, аннулировании специального разрешения (лицензии) на деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, в части использования отходов 1–3-го классов опасности; обезвреживания, захоронения отходов, если требуется такое разрешение (лицензия) (абз. 3, 9 п. 15 Положения об объектах обращения с отходами № 818).

При этом в течение 15 календарных дней со дня получения уведомления об исключении объектов из реестра организация обязана сдать оригинал свидетельства (его дубликат) уполномоченной организации.

 

Отчет 1-отходы (Минприроды) за 2019 г. необходимо представлять по обновленной форме

Изменения в форму государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и указания по ее заполнению внесло постановление Белстата № 116  (вступило в силу 1 января 2020 г.).

Часть корректировок носит редакционный характер. В числе основных изменений можно назвать следующие:

1) в реквизите «Индекс и код формы» формы 1-отходы (Минприроды) указан новый код по ОКУД 0655503 (вместо 0618503);

2) в табл. 1 формы 1-отходы (Минприроды) – новое название графы «Б»: «Код отходов по ОКРБ 021-2019».

В отчете отражаются объемы отходов, образующихся как в собственном производстве, так и отходов, полученных от других организаций в соответствии с ОКРБ 021-2019 , утвержденным постановлением № 3-Т;

3) в перечень кодов и наименований направлений использования отходов (приложение 4 к указаниям по заполнению формы 1-отходы (Минприроды)) введен код «4» в отношении отходов, из которых получено RDF-топливо.

Срок представления отчета не изменился. Его надо было представить не позднее 20 января 2020 г. |*|

* Случаи, когда не надо представлять отчет по отходам производства

 

Административная ответственность за неисполнение законодательства об отходах

Общегосударственный классификатор – технический нормативный правовой акт Республики Беларусь, разработанный в процессе стандартизации и содержащий обязательные для соблюдения технические требования, направленные на распределение технико-экономической и социальной информации в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другими классификационными группировками) (подп. 1.12 п. 1 ст. 1 Закона № 262-З [11]).

Субъекты хозяйствования, осуществляющие обращение с отходами, обязаны в установленных случаях применять ОКРБ 021-2019, который является актом законодательства об обращении с отходами.

Невыполнение правил идентификации отходов будет основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.63 КоАП [12]. Данный штраф применяется и при невыполнении требований иных НПА, перечисленных в статье.

Справочно: нарушение требований законодательства об обращении с отходами влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до 200 базовых величин, а на юридическое лицо – до 1 000 базовых величин (ч. 2 ст. 15.63 КоАП).

Документы к статье

[1] Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утвержденный постановлением Минприроды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т (далее – постановление № 3-Т и ОКРБ 021-2019)

[2] Закон Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» (далее – Закон № 186-З)

[3] Инструкция о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденная постановлением Минприроды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17, в редакции от 20.11.2019 № 39 (далее – Инструкция № 17)

[4] Инструкция о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденная постановлением Минприроды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45, в редакции от 29.11.2019 № 42 (далее – Инструкция № 45)

[5] Положение об основаниях, условиях, порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 «О порядке обращения с отходами» (далее – Положение о разрешениях № 818, постановление № 818)

[6] Положение о порядке регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов и порядке учета введенных в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, утвержденное постановлением № 818 (далее – Положение об объектах обращения с отходами № 818)

[7] постановление Белстата от 10.10.2018 № 103 (далее – постановление Белстата № 103)

[8] постановление Белстата от 15.11.2019 № 116 «Об изменении постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 10 октября 2018 г. № 103» (далее – постановление Белстата № 116)

[9] Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», в редакции от 02.09.2019 № 326 (далее – Указ № 450)

[10] Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580, в редакции от 15.07.2019 № 269 (далее – Правила № 580)

[11] Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее – Закон № 262-З)

[12] Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП)

Сохранить закладку
Мои закладки

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup