Проект Закона «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» принят депутатами Палаты представителей в первом чтении.
В основу законопроекта положены нормы Декрета от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», Указа от 08.04.2004 № 175 «О вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Предусмотрен также ряд новаций:
· устанавливается порядок государственной регистрации юридического лица на основании типового устава, что позволит сократить количество документов, представляемых в регистрирующий орган. Расширяются основания включения и актуализации сведений в ЕГР;
· расширяются способы возмездного представления информации из ЕГР, что удовлетворит потребности бизнеса в оперативном получении необходимой информации. Устанавливается единый срок представления информации из ЕГР для граждан и юридических лиц (5 календарных дней вместо установленных в настоящее время 7 дней), закрепляется создание электронного архива;
· повышаются требования к верификации и актуализации информации о субъектах хозяйствования, в т.ч. информации о бенефициарной собственности;
· сокращается количество регистрирующих органов за счет исключения из их числа администраций СЭЗ. Основным принципом, по которому будет определяться регистрирующий орган, будет являться его место нахождения;
· закрепляется норма, предусматривающая включение адреса электронной почты юридического лица, ИП в ЕГР, а также обязанность информирования регистрирующего органа в случае его изменения. Официальному адресу электронной почты придается юридическое значение;
· предусматривается направление запросов в государственный орган, уполномоченный на осуществление мер по предупреждению и выявлению угроз национальной безопасности, о наличии (отсутствии) информации о том, что деятельность собственника имущества частного учреждения, учредителей ассоциации (союза), представивших документы для государственной регистрации данных субъектов хозяйствования, создает угрозу национальной безопасности. В случае положительного ответа на запрос регистрирующий орган будет отказывать в государственной регистрации субъекта хозяйствования;
· предлагается новый механизм актуализации содержащихся в ЕГР сведений об участниках хозяйственного общества в случае выхода участника. В частности, в Законе «О хозяйственных обществах» предлагается установить, что заявление участника о выходе из хозяйственного общества подается не обществу, а нотариусу (устанавливается обязательное нотариальное удостоверение такого заявления), который будет информировать о данном факте общество и регистрирующий орган;
· срок постановки субъектов хозяйствования на учет предлагается сократить с 5 до 3 рабочих дней, также исключается необходимость получения субъектом хозяйствования извещения о постановке на учет. Сведения, подтверждающие постановку субъекта на учет, по истечении 3 рабочих дней со дня государственной регистрации будут размещаться на веб-портале ЕГР в открытом доступе;
· предлагается установить возможность вынесения запрета судом, судебным исполнителем на принятие решения о ликвидации юридического лица, что будет содействовать решению проблемы принудительного взыскания долгов;
· устанавливается запрет на внесение в ЕГР более одного раза записи о прекращении процедуры ликвидации юридического лица (ИП), а также предусматривается увеличение с 2 до 3 месяцев срока приостановления кредитором процедуры ликвидации;
· предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества (учредителей, участников) и председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов в случае нарушения ими законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, повлекшего неудовлетворение требований кредиторов в установленном порядке при наличии возможности их удовлетворения;
· для защиты прав кредиторов определяется право регистрирующего органа отказать в государственной регистрации реорганизации юридического лица при наличии письменной информации кредитора об имеющемся у данного юридического лица неисполненном требовании, обусловленном его реорганизацией (с учетом ряда условий).
По материалам сайта Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь