Круглый стол «Прием наличных денежных средств под контролем СКНО: как не допустить ошибок»


С 1 июля 2025 г. субъекты хозяйствования обязаны использовать кассовое оборудование, соответствующее новым требованиям, при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и приеме платежей наличными, а также с использованием банковских платежных карточек, иных платежных инструментов и средств платежа.

В рамках круглого стола, организованного Ассоциацией налогоплательщиков совместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь при участии члена Ассоциации налогоплательщиков ООО «Агентство Владимира Гревцова», были рассмотрены наиболее актуальные вопросы, касающиеся соблюдения требований приема денежных средств в условиях изменений налогового законодательства.

На вопросы присутствующих отвечали:


 

Вячеслав Станиславович Майковский, заместитель начальника главного управления – начальник управления электронных систем контроля главного управления контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь;

Александр Степанович Завацкий, главный государственный налоговый инспектор управления электронных систем контроля главного управления контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь;


Уважаемые Вячеслав Станиславович и Александр Степанович!

Остановитесь, пожалуйста, на наиболее существенных новациях по использованию кассового оборудования с 1 июля 2025 г.

К числу новых требований, предъявляемых к приему средств платежа при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, относится возможность выполнения на кассовых аппаратах и программных кассах регистрации:

– за наличный расчет;
– за безналичный расчет с использованием банковских платежных карточек;
– за безналичный расчет иными способами;
– смешанным (комбинированным) способом расчета одновременно (не является обязательной для автономных кассовых аппаратов).

Одним из основных изменений законодательства о приеме средств платежа, вступивших в силу с 1 июля 2025 г., является обязанность использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими продажу товаров, подлежащих маркировке, кассовых аппаратов с установленным средством контроля налоговых органов (СКНО) и программных касс, обеспечивающих:

– считывание кода маркировки, нанесенного на каждую единицу товара, подлежащего маркировке;
– дифференцированный учет данных о реализуемых товарах;
– передачу информации о коде маркировки в систему контроля кассового оборудования (далее – СККО) в соответствии с утвержденными требованиями.

Обратите внимание! Принятым постановлением Совета Министров Рес-публики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 02.07.2025 № 367/19 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» упразднена необходимость по передаче информации в СККО (в т.ч. посредством API) при реализации товаров, маркированных унифицированными контрольными знаками.


Если реализуется товар, который не включен в перечни товаров, подлежащих прослеживаемости и маркировке, необходимо ли обеспечивать замену кассового оборудования?


При продаже товара, маркированного средствами идентификации (далее – СИ), на кассовом оборудовании с 01.07.2025 не считывается код маркировки (в результате повреждения целостности СИ).

Как должен поступить продавец в данной ситуации?


Нужно ли вести дифференцированный учет при реализации товаров в розлив в объектах общественного питания?

 


Покупатель возвращает товар в объект розничной торговли с поврежденной маркировкой.

Позволяет ли кассовое оборудование, доработанное под новые требования, производить возврат товара от покупателей, если маркировка повреждена либо отсутствует?


Покупатель возвращает в магазин ранее приобретенный маркированный товар, вышедший из строя, но находящийся на гарантии. Организация торговли принимает товар у клиента и направляет его в сервисный центр. В дальнейшем товар либо подлежит ремонту и в исправном состоянии возвращается покупателю, либо не подлежит ремонту, и в такой ситуации покупателю возвращаются деньги.

В каком порядке и в какой момент необходимо передать в СККО сведения о маркировке товара?


Как передавать в СККО сведения о маркировке в случаях, когда товары реализуются населению без использования кассового оборудования?

 


Уважаемые Вячеслав Станиславович и Александр Степанович!

С 1 июля 2025 г. организации и ИП, реализующие товары, подлежащие маркировке, обязаны использовать кассовое оборудование (кассовые суммирующие аппараты) с установленным средством контроля налоговых органов (СКНО) и программные кассы, обеспечивающие выполнение ряда новых требований.

Разъясните, пожалуйста, наиболее актуальные ситуации, с которыми сталкиваются субъекты хозяйствования в условиях внедрения маркировки средствами идентификации (СИ) как инструмента, позволяющего обеспечить легальный оборот товаров.


Может ли субъект хозяйствования передать с использованием программного обеспечения API сведения о маркировке товара после пробития чека на кассовом оборудовании, если информация не была передана в СККО через кассовое оборудование или была передана некорректно? Данная ситуация может сложиться как по не зависящим от субъекта хозяйствования причинам (Интернет вне зоны доступа), так и при выявлении каких-либо неточностей в чеке.


Организация из подведомственного розничного торгового объекта (объекта общественного питания) осуществляет отпуск маркированных товаров, стоимость которых впоследствии удерживается из заработной платы работников.

Обязана ли в данном случае организация обеспечить передачу информации в СККО о коде маркировки?


Организация отдельным категориям работников с вредными условиями труда выдает спецодежду и обувь, а также в столовой выдает молоко.

Обязана ли в данном случае организация обеспечить передачу информации в СККО о коде маркировки?


Должна ли организация (арендодатель), у которой уже имеются GLN-номера (глобальные номера расположения), представлять арендатору такие GLN-номера для регистрации его кассового оборудования?


Организация имеет головной офис, а также обособленные структурные подразделения на территории Республики Беларусь.

Можно ли зарегистрировать GLN-номер для организации как юридического лица (GLN-номер головного офиса) и отдельный GLN-номер для интернет-магазина, если они находятся по одному юридическому адресу?


Имеет ли право организация при осуществлении розничной торговли в период нахождения КСА в ремонте принимать платежи с использованием карточного платежного терминала?


При продаже маркированного товара в розничных торговых объектах факт покупки оформляется по-разному: в одном случае две единицы одного и того же маркированного товара указываются в чеке одной строкой, в другом – две единицы одного и того же товара указаны разными строками.

Как должен быть правильно оформлен кассовый чек при продаже двух единиц одного и того же маркированного товара?


Организация имеет сеть фирменных магазинов (с присвоенным GLN-номером для каждого торгового объекта) и автомагазины (которые являются секциями фирменных магазинов, но не имеют своего личного GLN-номера). Выручку от своей деятельности автомагазины сдают непосредственно в закрепленный за ними фирменный магазин.

Какой GLN-номер следует закрепить за автомагазином?


До 01.11.2025 введен тестовый режим работы по ведению дифференцированного учета товаров, маркированных СИ.

Что означает данный регламент ведения учета при приемке и продаже товаров?


Товар маркирован СИ, в котором содержится единый технический GTIN, полученный при маркировке остатков товара. Фактически на товар нанесен другой GTIN, который идентифицирует товар и описан в ePASS.

Какой из GTIN нужно передавать в чеке в СККО? Будет ли нарушением, если передать в чеке в СККО не GTIN на остатки товара из СИ, а реальный GTIN товара?

 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup