С 1 июля 2025 г. субъекты хозяйствования обязаны использовать кассовое оборудование, соответствующее новым требованиям, при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг и приеме платежей наличными, а также с использованием банковских платежных карточек, иных платежных инструментов и средств платежа.
В рамках круглого стола, организованного Ассоциацией налогоплательщиков совместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь при участии члена Ассоциации налогоплательщиков ООО «Агентство Владимира Гревцова», были рассмотрены наиболее актуальные вопросы, касающиеся соблюдения требований приема денежных средств в условиях изменений налогового законодательства.
На вопросы присутствующих отвечали:
![]() |
Вячеслав Станиславович Майковский, заместитель начальника главного управления – начальник управления электронных систем контроля главного управления контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь; |
![]() |
Александр Степанович Завацкий, главный государственный налоговый инспектор управления электронных систем контроля главного управления контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь; |
Уважаемые Вячеслав Станиславович и Александр Степанович!
Остановитесь, пожалуйста, на наиболее существенных новациях по использованию кассового оборудования с 1 июля 2025 г.
К числу новых требований, предъявляемых к приему средств платежа при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, относится возможность выполнения на кассовых аппаратах и программных кассах регистрации:
– за наличный расчет;
– за безналичный расчет с использованием банковских платежных карточек;
– за безналичный расчет иными способами;
– смешанным (комбинированным) способом расчета одновременно (не является обязательной для автономных кассовых аппаратов).
Одним из основных изменений законодательства о приеме средств платежа, вступивших в силу с 1 июля 2025 г., является обязанность использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими продажу товаров, подлежащих маркировке, кассовых аппаратов с установленным средством контроля налоговых органов (СКНО) и программных касс, обеспечивающих:
– считывание кода маркировки, нанесенного на каждую единицу товара, подлежащего маркировке;
– дифференцированный учет данных о реализуемых товарах;
– передачу информации о коде маркировки в систему контроля кассового оборудования (далее – СККО) в соответствии с утвержденными требованиями.
Обратите внимание! Принятым постановлением Совета Министров Рес-публики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 02.07.2025 № 367/19 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» упразднена необходимость по передаче информации в СККО (в т.ч. посредством API) при реализации товаров, маркированных унифицированными контрольными знаками.
Если реализуется товар, который не включен в перечни товаров, подлежащих прослеживаемости и маркировке, необходимо ли обеспечивать замену кассового оборудования?
При продаже товара, маркированного средствами идентификации (далее – СИ), на кассовом оборудовании с 01.07.2025 не считывается код маркировки (в результате повреждения целостности СИ).
Как должен поступить продавец в данной ситуации?
Нужно ли вести дифференцированный учет при реализации товаров в розлив в объектах общественного питания?
Покупатель возвращает товар в объект розничной торговли с поврежденной маркировкой.
Позволяет ли кассовое оборудование, доработанное под новые требования, производить возврат товара от покупателей, если маркировка повреждена либо отсутствует?
Покупатель возвращает в магазин ранее приобретенный маркированный товар, вышедший из строя, но находящийся на гарантии. Организация торговли принимает товар у клиента и направляет его в сервисный центр. В дальнейшем товар либо подлежит ремонту и в исправном состоянии возвращается покупателю, либо не подлежит ремонту, и в такой ситуации покупателю возвращаются деньги.
В каком порядке и в какой момент необходимо передать в СККО сведения о маркировке товара?
Как передавать в СККО сведения о маркировке в случаях, когда товары реализуются населению без использования кассового оборудования?