Контрольные мероприятия банков по предотвращению легализации преступных доходов: что изменилось с 18 сентября?

11 November 2016

Могут ли белорусские организации ознакомиться с перечнем лиц, причастных к террористической деятельности?

Могут, он в открытом доступе.

Перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности, находится в открытом доступе. Он размещен на официальном сайте Комитета государственной безопасности в разделе «Контртеррористическая деятельность».

Совет Министров Республики Беларусь определил именно данный орган ответственным за формирование и ведение указанного перечня (часть вторая ст. 91 Закона № 165-З, в редакции Закона № 376-З, п. 2 Положения № 1256**).
__________________________
** Положение о порядке определения перечня лиц, участвующих в террористической деятельности, причастных к распространению оружия массового поражения либо находящихся под контролем таких лиц, обжалования решения о включении лиц в такой перечень и рассмотрения иных обращений этих лиц, доведения этого перечня до сведения лиц, осуществляющих финансовые операции, и органа финансового мониторинга, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2014 № 1256 (далее – Положение № 1256).

В перечень включают организации независимо от наличия (отсутствия) их государственной регистрации и фактического местонахождения, граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, индивидуальных предпринимателей независимо от места их государственной регистрации и фактического местонахождения:

– в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности, причастности к распространению оружия массового поражения либо нахождении под контролем организаций, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, участвующих в террористической деятельности, причастных к распространению оружия массового поражения, террористических (экстремистских) организаций;

– которые определены причастными к террористической деятельности Комитетом Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, учрежденным резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций № 1267 (1999), № 1989 (2011) и № 2253 (2015) (далее – лица, включенные в Перечень).

В отношении физических лиц вышеуказанный перечень содержит следующую информацию: фамилию, имя, отчество в русскоязычном написании, а также в латинской либо национальной транслитерации, гражданство, дату рождения, основание включения в перечень, справочную информацию о деятельности физического лица.

Справочно: порядок определения перечня лиц, причастных к террористической деятельности, обжалования решения о включении данных лиц в перечень, доведения перечня до сведения лиц, осуществляющих финансовые операции, и органа финансового мониторинга возложен на Совет Министров Республики Беларусь (п. 9 ст. 1 Закона № 376-З).

С 18 сентября текущего года действуют такие термины, как «блокирование финансовой операции» и «замораживание средств».

Чем отличается механизм замораживания средств от механизма блокирования?

Механизм замораживания предполагает, что лица, осуществляющие финансовые операции, устанавливают запрет на пользование, распоряжение средствами лица, включенного в Перечень (даже если это лицо не обращается в финансовое учреждение). Например, такое лицо (террорист) не сможет распоряжаться денежными средствами, находящимися на депозитном счете в банке, продать недвижимое имущество, зарегистрированное в кадастровом агентстве.

Механизм блокирования заключается в запрете проведения финансовых операций лиц, включенных в Перечень. Например, если данное лицо (террорист) обратится в отделение почтовой связи, банка для осуществления почтового, банковского перевода, ему будет отказано в проведении данной операции (блокирование операции).

Справочно: лицами, осуществляющими финансовые операции, являются:

– Нацбанк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь» (далее, если не установлено иное, – банки);

– профессиональные участники рынка ценных бумаг;

– товарные биржи;

– лица, осуществляющие торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями;

– ломбарды, пункты скупки;

– страховые организации и страховые брокеры;

– организаторы лотерей и электронных интерактивных игр;

– нотариусы;

– организации, оказывающие риэлтерские услуги и принимающие участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества для своего клиента;

– аудиторские организации, аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, оказывающие профессиональные услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, связанные с совершением от имени и (или) по поручению клиента финансовых операций;

– организации (индивидуальные предприниматели), адвокаты и адвокатские бюро, оказывающие юридические услуги (юридическую помощь), связанные с созданием организаций либо участием в управлении ими, приобретением или продажей предприятия как имущественного комплекса, совершением финансовых операций и (или) управлением денежными средствами или иным имуществом от имени и (или) по поручению клиента;

– операторы почтовой связи;

– организаторы азартных игр;

– организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

– лизинговые организации |*|;

– микрофинансовые организации;

– форекс-компании, Национальный форекс-центр (ст. 1 Закона № 165-З).

* Случаи, когда лизинговая организация не должна заполнять специальные формуляры регистрации финансовых операций, доступны для подписчиков электронного «ГБ»: www.gb.by/2015-20-10

Изменился ли подход банков в части определения критериев, указывающих на подозрительность финансовых операций?

Изменился.

Нацбанк на основе предложений банков и результатов контрольных мероприятий произвел корректировку отдельных признаков подозрительности, определенных п. 60 Инструкции № 818*, а именно:
__________________________
* Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 24.12.2014 № 818 (далее – Инструкция № 818).

– уточнил субъектный состав в признаке подозрительности, определенном подп. 60.3 (было «клиент», стало «клиент (организации или индивидуальные предприниматели)», т.е. перечень лиц сократился и не распространился на физических лиц);

– изложил в новой редакции признак подозрительности, определенный подп. 60.11, в связи с запросами банков по практике его применения;

– распространил признак подозрительности, определенный подп. 60.12, только на операции, осуществляемые клиентом по банковскому счету (не будет применяться в отношении депозитных и кредитных операций клиента банка);

– исключил подп. 60.21, как неиспользуемый в практике (касался использования предметов залога, не связанных с деятельностью клиента);

– распространил признак подозрительности, определенный подп. 60.23, на беспроцентные займы. Исходя из положений ст. 762 Гражданского кодекса Республики Беларусь договоры займа, не предусматривающие получение займодавцем процентов по договорам займа (беспроцентные займы), выделены в отдельную категорию и соответственно не выявлялись отдельными банками как подозрительные. Вместе с тем беспроцентные займы могут быть использованы в «серых» схемах, в т.ч. связанных с коррупцией. Например, согласно типологическому исследованию Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма «Налоговые преступления и отмывание денег» (2013 г.), беспроцентные займы использовались при легализации доходов, полученных от налоговых преступлений. Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» по операциям с беспроцентными займами осуществляется обязательный контроль;

– увеличил пороговое значение до 2 000 базовых величин в отношении суммы финансовой операции для признака подозрительности, определенного подп. 60.26;

– откорректировал признак подозрительности, определенный подп. 60.27, на выявление финансовых операций, соответствующих критериям подозрительности, вне зависимости от их количества;

– распространил признак подозрительности, определенный подп. 60.33, на оказание управленческих услуг. Оплата управленческих услуг в значительных суммах может рассматриваться как способ «обналичивания» средств организации и дальнейшего вывода их в нелегальный оборот.

Кроме того, перечень дополнен новым признаком подозрительности (см. подп. 60.441 п. 60 Инструкции № 818). Его появление вызвано результатами проверочных мероприятий Нацбанка, в ходе которых были установлены факты направления организациями на выплату дивидендов значительных сумм, которые составляли до 80 % оборотов по счету за год, что может являться частью схемы легализации доходов, полученных преступным путем |*|.

* Нововведения, произошедшие с 18 сентября 2016 г. в перечне контрольных мероприятий по предотвращению легализации преступных доходов, доступны для подписчиков электронного «ГБ»: www.gb.by/2016-09-24

Какие меры предпринимает банк для пресечения сомнительных финансовых операций клиентов?

Банк вправе:

– приостанавливать и (или) отказывать неблагонадежным клиентам в осуществлении финансовой операции;

– отказывать в подключении к системе дистанционного банковского обслуживания (далее – СДБО);

– прекращать или приостанавливать оказание услуг посредством такой системы;

– отказывать в одностороннем порядке от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме (ст. 6 Закона № 165-З).

Важно! В течение 2015 г. банки отказали клиентам в осуществлении финансовых операций в 99 случаях, в т.ч. в 25 случаях – в открытии счета, приостановили 17 финансовых операций, отказали в исполнении договора на осуществление финансовых операций в письменной форме в 55 случаях. Суммы операций отказа (приостановления) в среднем составляли от 30 до 500 млн. бел. руб. (максимальная сумма – 16,1 млрд. бел. руб.).

Основаниями для отказов являлись:

– непредставление сведений о финансовой операции либо представление документов, вызывающих сомнение в их подлинности;

– отсутствие явного экономического смысла;

– необычность в поведении клиента (при открытии счета).

Отказано в подключении клиентов к СДБО в 23 случаях, приостановлено обслуживание с использованием СДБО в 101 случае, прекращено обслуживание с использованием СДБО в 29 случаях.

Основной причиной данных мероприятий является подозрение в осуществлении клиентом лжепредпринимательской деятельности |**|.

** Признаки и описание финансовых операций, подпадающих под особый контроль, доступны для подписчиков электронного «ГБ»: www.gb.by/2016-30-16

Справочно: право на указанные меры по ограничению (снижению) рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, реализовали более половины банков (60 %). Четыре банка также воспользовались предусмотренным Законом № 165-З правом отказать в одностороннем порядке в исполнении договора на расчетно-кассовое обслуживание клиентам, функционирующим по принципу лжепредпринимательских структур.

Лизинговая компания представила в ДФМ* специальные формуляры не в виде электронного документа, а на бумажном носителе.

________________
* Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – ДФМ).

1. Является ли это нарушением?

Является.

Лизинговые организации входят в перечень лиц, осуществляющих финансовые операции (ст. 1 Закона № 165-З**) |*|.

* Комментарий к Закону № 376-З, внесшему дополнения и изменения в Закон № 165-З, доступен всем на портале GB.BY: www.gb.by/node/113417

________________
** Закон Республики Беларусь от 13.06.2016 № 376-З внес дополнения и изменения в Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее – Закон № 376-З и Закон № 165-З).

Они обязаны регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, в специальном формуляре и представлять его в виде электронного документа в орган финансового мониторинга:

при осуществлении финансовой операции – не позднее рабочего дня, следующего за днем ее осуществления;

при неосуществлении финансовой операции – в день принятия решения об отказе в осуществлении финансовой операции (если день принятия решения приходится на нерабочий день – не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения);

при выявлении финансовой операции, подлежащей особому контролю, которую невозможно выявить на стадии ее осуществления, – не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения лицом, осуществляющим финансовые операции, о признании такой финансовой операции подозрительной (часть первая ст. 6 Закона № 165-З).

Справочно: письмами Нацбанка от 18.02.2015 № 21-20/79 «О правилах внутреннего контроля лизинговых организаций» и от 10.06.2015 № 13-19/29 «О представлении специальных формуляров» установлена технология представления специальных формуляров в виде электронного документа в ДФМ через систему передачи финансовой информации Нацбанка (если организацией, осуществляющей финансовые операции, не предусмотрен иной механизм представления специальных формуляров в виде электронного документа).

Письмом Нацбанка от 09.11.2016 № 21-17/198 «О представлении специальных формуляров в виде электронного документа» установлена аналогичная технология для микрофинансовых организаций и форекс-компаний.

2. Будет ли организация привлечена к ответственности?

Нет, если в 2016 г. это единичное нарушение.

За непредставление специального формуляра в виде электронного документа предусмотрена ответственность, которая применяется:

за неоднократное (2 и более раза в течение 1 года) нарушение установленного порядка регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, в специальном формуляре и (или) представление такого формуляра в орган финансового мониторинга;

– в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до 50 БВ (ст. 23.20 КоАП).

Справочно: в случае невозможности передачи по техническим причинам специальных формуляров в виде электронных документов существует возможность представления в ДФМ формуляров на бумажных носителях с сопроводительным письмом (п. 83 Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2006 № 367).

Организация передает недвижимое имущество в лизинг.

Есть ли у Нацбанка статистика о нарушениях норм Закона № 165-З, допускаемых лизинговыми организациями, и если есть, то можно ли о них узнать?

Такая статистика есть.

Нацбанк постоянно проводит плановые проверки организаций, осуществляющих финансовые операции, по вопросам выполнения ими контрольных мероприятий по выявлению финансовых операций, подлежащих особому контролю |*|.

* Признаки и описание финансовых операций, подпадающих под особый контроль, доступны для подписчиков электронного «ГБ»: www.gb.by/2015-20-10

Так, например, при проведении плановых проверок лизинговых организаций чаще всего в последнее время выявлялись следующие нарушения:

– несоответствие правил внутреннего контроля требованиям законодательства;

– представление специального формуляра в орган финансового мониторинга позже установленного срока;

– излишнее представление специальных формуляров по финансовым операциям покупки недвижимого имущества, передачи недвижимого имущества в лизинг;

– неверное заполнение полей специального формуляра;

– отсутствие в анкетах клиентов всех идентификационных данных;

– неназначение должностного лица, ответственного за выполнение правил внутреннего контроля;

– несоставление сообщения по финансовой операции, вызывающей подозрение;

– неверное заполнение журнала учета специальных формуляров;

– представление специальных формуляров на бумажном носителе, а не в виде электронного документа;

– невыполнение замены специальных формуляров, по которым были получены квитанции о наличии в них ошибок.

Справочно: в 2016 г. ряд виновных должностных лиц лизинговых организаций был привлечен Главным управлением валютно-финансового мониторинга Нацбанка к административной ответственности:

– по ст. 23.20 «Нарушение установленного порядка регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю» КоАП;

– части второй ст. 11.72 «Невыполнение мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» КоАП.

На официальном сайте Комитета государственной безопасности в разделе «Контртеррористическая деятельность» размещен перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности (далее – Перечень).

Проверять данный сайт – это право или обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей?

Обязанность.

Это обязанность субъектов хозяйствования, которые в целях применения Закона № 165-З определены как организации, осуществляющие финансовые операции. Они должны:

1) при идентификации проводить проверку наличия среди участников финансовых операций или выгодоприобретателей организаций, физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, включенных в Перечень, а при проведении идентификации клиентов-организаций – также проверку наличия среди их бенефициарных владельцев физических лиц, включенных в перечень;

2) не реже 1 раза в 3 месяца проверять наличие среди своих клиентов:

– организаций, физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, включенных в Перечень;

– организаций, бенефициарными владельцами которых являются физические лица, включенные в Перечень;

3) при выявлении таких клиентов заблокировать их операции и (или) незамедлительно, но не позднее 1 рабочего дня со дня выявления, заморозить их средства (п. 9 ст. 1 Закона № 376-З).

Для повышения эффективности процедур выявления лиц, в отношении которых должны быть применены меры по замораживанию средств и (или) блокированию финансовых операций, лица, осуществляющие финансовые операции, могут использовать технические средства и программные методы.

От редакции:

Лицами, осуществляющими финансовые операции, являются:

– Нацбанк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь» (далее, если не установлено иное, – банки);

– профессиональные участники рынка ценных бумаг;

– товарные биржи;

– лица, осуществляющие торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями;

– ломбарды, пункты скупки;

– страховые организации и страховые брокеры;

– организаторы лотерей и электронных интерактивных игр;

– лизинговые организации |*|;

* Случаи, когда лизинговая организация не должна заполнять специальные формуляры регистрации финансовых операций, доступны для подписчиков электронного «ГБ»: www.gb.by/2016-09-24

– нотариусы;

– организации, оказывающие риэлтерские услуги и принимающие участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества для своего клиента;

– аудиторские организации, аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, оказывающие профессиональные услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, связанные с совершением от имени и (или) по поручению клиента финансовых операций;

– организации (индивидуальные предприниматели), адвокаты и адвокатские бюро, оказывающие юридические услуги (юридическую помощь), связанные с созданием организаций либо участием в управлении ими, приобретением или продажей предприятия как имущественного комплекса, совершением финансовых операций и (или) управлением денежными средствами или иным имуществом от имени и (или) по поручению клиента;

– операторы почтовой связи;

– организаторы азартных игр;

– организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

– микрофинансовые организации;

– форекс-компании, Национальный форекс-центр (ст. 1 Закона № 165-З).

Что является основанием для размораживания средств и (или) разблокирования финансовых операций?

Исключение субъекта из Перечня или извещение ДФМ.

Для размораживания средств и (или) разблокирования финансовых операций необходимо одно из нижеуказанных оснований:

1) исключение организации, физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, из Перечня;

2) извещение органа финансового мониторинга в виде электронного документа либо на бумажном носителе.

Такое извещение оформляется, если меры, связанные с замораживанием средств и (или) блокированием финансовых операций, были применены лицом, осуществляющим финансовую операцию, вследствие отсутствия всех необходимых идентификационных сведений о клиенте, ином участнике финансовой операции либо выгодоприобретателе и впоследствии органом финансового мониторинга либо иным компетентным органом с участием органа финансового мониторинга установлена его непричастность к террористической деятельности или распространению оружия массового поражения.

Оно направляется лицу, осуществляющему финансовые операции, не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о размораживании средств и (или) разблокировании финансовой операции.

30 октября 2016 г. вступила в силу Инструкция № 494*. Она ввела для форекс-компаний возможность использования процедуры удаленной идентификации (web-ID) клиентов.

__________________
* Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля лизинговых организаций, микрофинансовых организаций, в том числе ломбардов, в части осуществления ими деятельности по привлечению и предоставлению микрозаймов, форекс-компаний, Национального форекс-центра, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, осуществляющих деятельность по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 19.09.2016 № 494 (далее – Инструкция № 494).

В чем суть такой процедуры?

В идентификации клиента.

Удаленная идентификация (web-ID) проводится посредством установления видеосвязи с клиентом в Интернете, в процессе которой клиенту необходимо держать документ, удостоверяющий личность, перед веб-камерой. Это необходимо для подтверждения достоверности представленных ранее клиентом – физическим лицом сведений и осуществления сравнения лица клиента с фотографией, размещенной в документе, удостоверяющем личность (п. 16 Инструкции № 494).

Данной процедурой могут также пользоваться банки, небанковские кредитно-финансовые организации, осуществляющие деятельность на внебиржевом рынке Форекс с клиентами – физическими лицами.

Произошли ли изменения с 30 октября текущего года в требованиях к правилам внутреннего контроля для организаций, осуществляющих финансовые операции?

Произошли.

Установлены новые требования к правилам внутреннего контроля по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем |*|.

* Нововведения, произошедшие с 18 сентября 2016 г. в перечне контрольных мероприятий по предотвращению легализации преступных доходов, доступны для подписчиков электронного «ГБ»: www.gb.by/2016-30-16

Они определены Инструкцией № 494 и распространяются:

– на лизинговые организации;

– микрофинансовые организации, в т.ч. ломбарды, в части осуществления ими деятельности по привлечению и предоставлению микрозаймов;

– форекс-компании, Национальный форекс-центр, банки и небанковские кредитно-финансовые организации в части осуществления ими деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельность на внебиржевом рынке Форекс).

Справочно: раньше существовали только типовые правила внутреннего контроля для лизинговых организаций.

Инструкцией № 494:

– установлено четкое распределение обязанностей работников организации, а также требования к квалификации и подготовке работников организации;

– определены должностные лица, которые могут быть ответственными за выполнение в организации правил внутреннего контроля (это руководитель организации либо его заместитель);

– определено, что внутренний контроль должен осуществляться работниками организации на всех стадиях совершения финансовой операции (на предварительной, текущей и последующей).

Для оценки риска работы с клиентом п. 9 Инструкции № 494 введена шкала, состоящая не менее чем из 2 степеней риска (низкая и высокая).

При проведении идентификации клиентов организации используют анкетирование. В зависимости от присвоенной работе с клиентом степени риска заполняется анкета стандартной или расширенной формы.

Вышеперечисленным организациям рекомендовано привести свои правила внутреннего контроля в соответствие с нормами Инструкции № 494 до 5 декабря 2016 г.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Поделиться:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup