МСФО в Республике Беларусь: особенности перехода и практика применения

МСФО в Республике Беларусь: особенности перехода и практика применения
– Татьяна Николаевна, каков был состав участников конференции?
 
– В работе конференции приняли участие представители Минфина, Нацбанка, других министерств, концернов, банков, аудиторских организаций, учреждений образования и различных коммерческих организаций.

– Какие основные вопросы рассматривались на конференции?
 
– Конференция была посвящена различным аспектам применения МСФО.
 
Прежде всего рассмотрены произошедшиеи предстоящие изменения законодательства РБ о бухгалтерском учете и отчетности по сближению с МСФО. Промежуточными результатами проведенной в этом направлении работы является принятие:
 
– нового типового плана счетов бухгалтерского учета, структура и содержание которого в значительной степени увязаны с информацией, содержащейся в бухгалтерской отчетности;
 
– новых форм бухгалтерской отчетности, характеризующихся четким структурированием активов и обязательств по степени ликвидности (погашения), делением доходов, расходов и денежных средств по видам деятельности (текущая, инвестиционная, финансовая), появлением новой информации о прочей совокупной прибыли, наличии и движении эквивалентов денежных средств;
 
– порядка бухгалтерского учета новых объектов – отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, инвестиционной недвижимости, долгосрочных активов, предназначенных для реализации, выбывающих групп;
 
– порядка бухгалтерского учета доходов и расходов, предусматривающего классификацию доходов и расходов по видам деятельности (текущая, инвестиционная, финансовая), использование метода начисления, списание управленческих расходов непосредственно на финансовые результаты, формирование резервов по сомнительным долгам, поэтапное признание доходов и расходов по договорам строительного подряда;
 
– порядка бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов с введением механизма обесценения, резерва по выводу основных средств из эксплуатации, изменением порядка отражения в бухгалтерском учете результатов переоценки;
 
– порядка бухгалтерского учета государственной поддержки и безвозмездной помощи с позиций дохода.
 
В процессе обсуждения изменений в национальном законодательстве представители аудиторских организаций отметили очевидный прогресс в вопросах сближения с МСФО. Однако главной проблемой сближения с МСФО остается то, что не все организации понимают важность данного процесса и вместо активной позиции занимают позицию выжидательную.
 
Дальнейшая стратегия применения МСФО закреплена в проекте нового Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – проект Закона), который предусматривает:

– введение обязанности составления отчетности в соответствии с МСФО общественно значимыми организациями;
 
– улучшение качественных характеристик национальной системы бухгалтерского учета на основе МСФО.
 
Главное предложение в проекте Закона – введение обязанности составления:
 
– консолидированной или индивидуальной отчетности согласно МСФО – для банков;
 
– консолидированной отчетности в соответствии с МСФО – для страховых организаций, открытых акционерных обществ, являющихся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам.
 
Следует отметить, что общественно значимые организации, которые будут составлять отчетность на основании МСФО, не будут освобождены от обязанности составления бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством.
 
Порядок введения в действие МСФО для применения общественно значимыми организациями будет устанавливать Совет Министров совместно с Нацбанком.
 
В целях повышения эффективности решения о применении МСФО будут повышены требования к главным бухгалтерам общественно значимых организаций. В проекте Закона предусмотрена сертификация специалистов, претендующих на должность главного бухгалтера общественно значимой организации. По результатам аттестации сертификат профессионального бухгалтера будет выдавать Минфин, сертификат профессионального бухгалтера банка – Нацбанк.
 
На конференции обсуждены вопросы создания инфраструктуры применения МСФО в Республике Беларусь.
 
Было отмечено, что введение в действие МСФО в стране сопряжено с повышением требований к аудиторской деятельности. В связи с этим возникла необходимость в принятии нового Закона РБ "Об аудиторской деятельности" (далее – Закон), в котором предусмотрено:
 
– установление штатной численности аудиторов в аудиторских организациях не менее 5 человек;
 
– увеличение критерия выручки для определения организаций, подлежащих ежегодному обязательному аудиту, с 600 000 евро до 5 000 000 евро;
 
– обязательность проведения аудита годовой отчетности общественно значимых организаций, составленной в соответствии с МСФО;
 
– установление требований к аудиторской организации, проводящей обязательный аудит отчетности, составленной согласно МСФО: наличие в штате не менее 2 аудиторов, имеющих специальную подготовку в области МСФО, а также наличие на сайте аудиторской организации информации о ее деятельности;
 
– освобождение от проведения обязательного аудита годовой отчетности, составленной на основании законодательства, в случае проведения аудита отчетности, составленной в соответствии с МСФО, за аналогичный период;
 
– установление ответственности аудитора за виновное неисполнение обязательств по качественному оказанию аудиторских услуг как обязательное условие договора.
 
От редакции:
 
19 июня 2013 г. Закон РБ "Об аудиторской деятельности" принят Палатой представителей Национального собрания РБ во втором чтении.

Много внимания на конференции было уделено проблемам подготовки специалистов по МСФО. Отмечены преимущества сертификации бухгалтеров, дающей подтверждение квалификации не конкретными работодателями, а профессиональным сообществом.
 
Представители аудиторских организаций осветили требования и программы подготовки для сдачи экзаменов на получение различных международных сертификатов, имеющихся на рынке образовательных услуг Беларуси.
 
Руководитель Центра повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минфина (далее – Центр) ознакомил участников конференции с проводимыми в Центре курсами повышения квалификации по 3-уровневой программе, которая охватывает изучение основ МСФО, методику трансформации национальной отчетности в формат МСФО, подготовку к сдаче экзамена на получение Диплома по международной финансовой отчетности (DipIFR).
 
Представители банков (ОАО "Белинвест-банк", ОАО "Банк БелВЭБ", ОАО "БПС-Сбербанк") и некоторых иностранных компаний (ИП "Велком", ИП "Кока-кола БевриджисБеларусь") поделились практическим опытом построения МСФО-подразделений и организации процесса трансформации отчетности в формат МСФО.

– Какое практическое применение, на Ваш взгляд, найдут в дальнейшем результаты проведенной конференции?
 
– На конференции неоднократно поднимался вопрос о необходимости синхронизации изменений в законодательстве о бухгалтерском учете и отчетности с изменениями в налоговом законодательстве. В этом направлении Минфин ведет работу совместно с МНС.
 
Высказанные участниками конференции пожелания по вопросам формирования и использования резервов, переоценки основных средств и ряд других будут приняты во внимание при дальнейшем совершенствовании законодательной базы.

– Спасибо за интервью!
 
Интервью провел Михаил Щербаков, редактор журнала "Главный Бухгалтер"
 
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Рубрики
Наверх
http://www.gb.by/prjamaja-linija/gosudarstvennoe-regulirovanie/msfo-v-respublike-belarus-osobennosti-pe

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.