Организация произвела ошибочный платеж: что делать?


(Комментарий к отдельным нормам Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66)

Отмена платежного поручения

Клиент имеет право изменить или отменить выданные банку платежные инструкции до момента совершения банком фактических действий по их исполнению (совершения бухгалтерских проводок по соответствующим счетам; совершения банком иных действий, определенных законодательством Республики Беларусь) (ст. 235 Банковского кодекса Республики Беларусь; далее – БК).

Эту норму уточняет Инструкция о банковском переводе, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66 (далее – Инструкция № 66).

Она указывает, что под фактическими действиями по исполнению платежных поручений, платежных требований понимаются, в частности:

– зачисление средств на корреспондентский счет «Лоро»;

– направление платежного поручения в банк-корреспондент в целях исполнения платежного поручения плательщика.

Важно! После совершения указанных действий банк вправе не предпринимать каких-либо действий по изменению или отмене платежных инструкций.

Заявление на отзыв (изменение) платежной инструкции должно содержать дату, номер и сумму платежной инструкции, наименование и номер счета плательщика, наименование банка плательщика, наименование и номер счета бенефициара (взыскателя), наименование банка-получателя и другую необходимую информацию. Данное заявление представляется на бумажном носителе в 2 экземплярах или в электронном виде плательщиком в банк-отправитель по платежным инструкциям, выданным плательщиком (п. 18 Инструкции № 66).

В случае получения извещения:

– об изменении платежного поручения до его фактического исполнения банк-отправитель и банк-получатель исполняют платежное поручение с учетом его изменения;

– отзыве платежного поручения до его фактического исполнения банк-отправитель и банк-получатель не имеют права на осуществление платежа по этому платежному поручению. В данном случае банк-отправитель и банк-получатель обязаны также возвратить полученные денежные средства соответственно плательщику и банку-отправителю (ст. 249 БК).

Таким образом, если платежная инструкция не исполнена, банк по заявлению клиента обязан предпринять определенные меры, направленные на ее изменение или отмену.

Если же платежная инструкция исполнена, а плательщик просит ее отменить или изменить, то его заявление не носит для банка обязательного характера, а несет, скорее, информационную функцию: банк-отправитель вправе обратиться в банк-получатель, а тот, в свою очередь, к бенефициару с просьбой вернуть ошибочно перечисленные средства.

Отзыв платежного поручения, не исполненного банком, из картотеки

Как правило, отзыв платежной инструкции до ее исполнения возможен в тех случаях, когда платежная инструкция помещена в картотеку к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Она может быть отозвана:

– в полной сумме или в сумме остатка к платежу;

– по заявлению плательщика, представленному в банк-отправитель (п. 88 Инструкции № 66).

Указанное заявление должно содержать дату, номер и сумму платежной инструкции, наименование и номер счета плательщика, наименование банка плательщика, наименование и номер счета бенефициара (взыскателя), наименование банка-получателя и другую необходимую информацию (п. 18 Инструкции № 66).

Более подробно читайте в электронном «Главном Бухгалтере», 2015, № 45, с.36.

Роман Томкович, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup